Взрыв в пассажирском автобусе в Воронеже: Теракт, месть, случайность или афера с газом?
"Первый русский" рассказывает об основных версиях, которые рассматриваются следствием по делу о ЧП в Воронеже.
В 21.11 в четверг, 12 августа, в Воронеже взорвалась маршрутка №10А, в которой ехали 35 человек. Пострадало 18 человек. Две женщины позже скончались от ранений в больнице, ещё несколько – в тяжёлом состоянии.
Следственно-оперативные действия на месте происшествия координирует Национальный антитеррористический комитет (НАК), хотя региональные власти поспешили заверить: версия теракта не подтверждается.
СКР возбудил уголовное дело по статье "Оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности".
Тем не менее в деле есть много странностей и совпадений, которые просто вынуждают предполагать худшее.
В частности, совершенно категорически отметается самая логичная версия – взрыв газа. Собственник автобуса утверждает, что пазик был дизельным, никакого газового оборудования там не было.
И самое важное: НАК уже объявил, что "разыскивает причастных к взрыву".
"Первый русский" оценил ситуацию и связался с собственными источниками и экспертами с просьбой прокомментировать её и дать информацию о происшествии.
Версия №1: Теракт
Прежде всего обращает на себя внимание место взрыва: это центр Воронежа – ул. Кольцовская, рядом с ТЦ "Галерея Чижова". Там всегда многолюдно, даже в вечернее время, а местный пивной ресторан называет себя крупнейшим в Европе и на недостаток посетителей при этом не жалуется.
И если заявления властей и перевозчика о том, что на автобусе действительно не было газового оборудования (об этом подробнее – ниже), окажутся верными, то, естественно, возникает логичный вопрос: что именно рвануло, да ещё так сильно?
Есть по крайней мере одно наблюдение, которое заставляет обратить внимание на эту версию.
Буквально за десять секунд до взрыва к маршрутке №10 подошла женщина в светлом платье с подростком, передала ему пакет, тот вошёл в салон. Она постояла у открытых дверей, убедилась, что парень внутри, несколько раз коротко оглянулась, махнула ему рукой и быстрым шагом двинулась в обратном направлении. А когда грохнуло, она, даже не оглянувшись назад, продолжила идти дальше.
Впрочем, в Сети оказался только этот фрагмент, захвативший лишь мгновения с её участием в кадре сразу после взрыва: вполне возможно, она и не поняла, что случилось, а двигалась дальше по инерции, потому что испытала шок и стресс. Однако и спустя полминуты, когда из маршрутки уже выскочили первые уцелевшие люди, когда туда побежали очевидцы, чтобы помогать раненым, дама так и не возвратилась. Хотя она, естественно, не могла, уже придя в себя, не обернуться и не увидеть, что случилось.
Но – не вернулась.
Судя по кадрам самого взрыва, фотографиям с места, там не было поражающих элементов: шариков, гаек, болтов, которыми обычно пичкают свои заряды члены террористических организаций. Это главное, что отличает их взрывные устройства, иначе жертв и пострадавших оказалось бы намного больше,
– комментирует версию бывший оперативник УБОП Александр Григорьев.
По его мнению, однако, на нападение боевиков это мало похоже – скорее, полагает он, если подтвердится рукотворная организация взрыва, можно говорить скорее о чисто криминальном или криминально-бытовом характере ЧП.
Напомним, что Воронеж уже переживал ужас террористических атак.
Первая была 19 июля 1996 года, когда в зале ожидания вокзала "Воронеж-1" взорвалась сумка, начинённая зарядом, эквивалентным 5 кг тротила. Но сама бомба не рванула: по счастливой случайности, сработал только детонатор. Триста человек, находившиеся в здании, отделались испугом. Ответственность позже взял на себя террорист Салман Радуев.
Вторая тоже завершилась ничем. В ноябре 2002-го в Воронеже оперативники ФСБ взяли чеченского боевика Ханпашу Исраилова, который хотел устроить кошмар в кинотеатре "Спартак" либо на рынке "Ярмарка".
А вот 2004 год был ужасным для воронежцев – сразу три состоявшихся теракта:
19 февраля в утренний час пик сработало самодельное взрывное устройство (ВУ) на остановке "Военный городок". Вот только случилось это спустя какие-то секунды после того, как от места происшествия отъехал очередной автобус, а тех, кто оставался ждать следующего на улице, уберегла стенка остановки. Два человека получили контузии;
19 июля грохнуло в остановочном комплексе "Институт лесной генетики": безоболочное взрывное устройство находилось в урне. Погибла 26-летняя Елена Фролова, шесть человек были ранены;
ровно через неделю, 26 июля, сработало ВУ на остановке "ДК машиностроителей", однако и в этот раз спас подъехавший чуть раньше автобус, который забрал пассажиров.
А 8 мая 2005 года силовики задержали террориста Максима Панарьина, собиравшегося устроить в День Победы новый теракт. Он оказался причастен к взрывам не только в Воронеже, но и в Краснодаре, и в московском метро – по его вине погибло 55 человек. В феврале 2007-го Панарьин был приговорён к пожизненному заключению.
Версия №2: Криминал (месть)
По словам нашего источника в силовых структурах, одна из рассматриваемых версий – возможный конфликт либо между перевозчиками, либо между водителями. И вот такая жуткая своеобразная месть.
ИП Радченко, которому принадлежит взорвавшийся ПАЗ, зарегистрирован только в мае 2021 года: официально транспорт принадлежит матери индивидуального предпринимателя Наталье, тоже предпринимательнице. Так вот, она утверждает, что её сын знает этот самый автобус как свои пять пальцев, до последней гайки.
Но дело не в этом.
А в том, что реальным перевозчиком, который эксплуатировал ПАЗ в качестве арендатора, выступало АТП-1 – второе по величине транспортное предприятие, обслуживающее десять маршрутов, включая №10А. И между мелкими владельцами одной-двух машин, которые они отдают в пользование, поскольку не в состоянии победить на муниципальных конкурсах, а сами получают процент, идёт сильная конкуренция.
Личная неприязнь вполне может привести к чему-то подобному. Некоторые даже из ревности идут на подрывы – можно вспомнить историю в 2017-м с "умельцем" в Ростове-на-Дону, который решил наказать соперника. Он замаскировал ВУ под фонарик, вычислил маршрут человека, который увёл у него женщину, и подложил у него на пути "приманку", причём прямо рядом со школой. "Фонарик" в итоге взорвался в руках у сторожа – только каким-то чудом его не подняли дети, которые как раз шли на учёбу.
Это к тому, что неадекваты действительно способны устраивать подобные выходки.
Версия №3: Случайность
Следствие рассматривает среди причин возможность детонации некоего легковоспламеняющегося вещества, перевозившегося кем-то из пассажиров. Теоретически – тоже вероятно.
Наш народ, как известно, иногда совершенно до безумия смелый – и провезти в автобусе (в метро, на электричке), условно говоря, какую-нибудь ёмкость, наполненную опасным содержимым, для каких-то своих нужд – это запросто.
Так что такая версия тоже включена в состав рабочих.
Версия №4: Нелегальная замена топливного оборудования
Владелец автобуса, как и арендатор, его эксплуатирующий на маршруте, – вновь отметим этот момент – категорически отрицают наличие газового оборудования там.
На дизеле, говорят они, ездил пазик. И вообще буквально 6 августа проходил техосмотр, был допущен к работе.
С другой стороны, дизельное топливо сейчас дорогое, а газ выходит дешевле, поменять систему недолго, тем более если это делать у частников. А затраты отбиваются быстро. Но на переустановку нужно разрешение, дополнительные проверки и всё такое.
Понятно, если они лгут, такое выяснится быстро – точнее, уже было бы известно. И об этом тут же сообщили бы из каждого утюга, чтобы успокоить народ.
Эксперт: Эпицентр взрыва был не в салоне
Технический эксперт Юрий Антипов, которого "Первый русский" тоже попросил проанализировать кадры взрыва и фотографии с места происшествия, полагает, что его эпицентр находился не в салоне.
Взрыв произошёл внизу автобуса – в его задней левой части, именно оттуда пошло пламя – сбоку, но из внутренней полости, которая находится ниже уровня пола автобуса. И под полом, если присмотреться к фото, – максимальная деформация, даже силовые элементы погнулись. Соответственно, панель, которая прикрывает полость, чем-то закопчённая. Крышка заднего моторного отсека откинулась. Значит, давление от взрыва проникло в моторный отсек. Либо оно и было вблизи от моторного отсека (образовалось там),
– отмечает специалист.
Он обращает внимание, что люди выбегают сразу после ЧП из автобуса не обгорелые – значит, внутри самого автобуса не было взрыва, но туда проникло некоторое, сравнительно небольшое, избыточное давление. Более того, выбегают из задней двери, а значит, эпицентр взрыва был не в самом салоне.
Никакая условная бабушка с каким-то баллоном с легковоспламеняющейся жидкостью не смогла бы сделать так, чтобы под пол ушло такое сильное давление,
– считает Юрий Антипов.
Поэтому, продолжает он, если исключить ВУ под днищем сзади слева автобуса, это воспламенение в топливной системе автобуса или взрыв аккумуляторов.
Полости вскрытые – там проходит проводка, если обратить внимание на одну из записей момента взрыва, то можно увидеть, как сразу после него гаснут задние фонари у автобуса, что лишний раз говорит о том, что взрыв повредил электропроводку, которая проходит не по салону, а по своим каналам, под обшивкой,
– резюмирует Антипов.
"Первый русский" продолжает следить за развитием событий.