Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому

  • Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому

Сегодня в Москве открываются две интересные экспозиции: мемориальная мастерская Петра Кончаловского в знаменитом доме на Большой Садовой и выставка художника русского зарубежья Георгия Артемова в Доме-музее Марины Цветаевой

Мемориальная мастерская Петра Кончаловского

Бывший доходный дом фабриканта Пигита в Москве, на улице Большой Садовой, 10, знают все, даже если никогда в нём не были. Одну из квартир под номером 50 прославил как «нехорошую» Михаил Булгаков. Писатель работал здесь над романом «Белая гвардия» и страдал от беспардонных, вечно скандалящих обитателей адской коммуналки. Осатанеешь тут! А вот квартира номер 40 в соседнем подъезде известна семейными, традиционными ценностями, поскольку это мастерская выдающегося представителя русского авангарда Петра Кончаловского. В искусстве художник может и позволял себе кого-то ниспровергать с парохода современности, но в жизни был на удивление консервативен. Самые любимые модели авангардиста — жена Ольга, дети Михаил и Наталья, позже внуки, будущие знаменитые кинорежиссёры Никита Михалков и Андрей Кончаловский.

картина

Пётр Кончаловский. Автопортрет. 1910. Холст, масло. Собрание В. А. и Е. А. Семенихиных. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского

Эта мастерская была рабочим пространством. Но в 1920-е годы, когда началось уплотнение и подселяли рабочих с соседней фабрики, в квартире номер 24, в которой жила с детьми супруга Петра Петровича, Ольга Васильевна Сурикова, им оставили всего одну комнату. Пришлось на какое-то время всем семейством переехать жить в мастерскую. Конечно, условия для жизни здесь были непростыми: в первые годы после революции было очень холодно, помещение отапливалось одной печкой-буржуйкой. Но атмосфера была творческой. Вся семья потом вспоминала это время как тяжёлое, но всё равно очень радостное. Как раз в этой комнате, за арочным проёмом, располагалась спальня»,

— рассказала корреспонденту «Царьграда» Маргарита Басалаева, специалист по научной работе Фонда Петра Кончаловского.

В мемориальной мастерской Петра Кончаловского

Мастерская довольно часто сама «позировала» своему хозяину, предоставляя в качестве реквизита всё, до чего живописец мог дотянуться. Героями картин становились тюбики с красками, банки с кистями, машинка для перетирания красок, знаменитый красный поднос, «путешествующий» даже по картинам друзей Кончаловского. Эти предметы теперь можно увидеть воочию: студия художника впервые открывает двери всем желающим. И особенно здесь будут рады тем, кто хочет учиться художествам. Отныне в мемориальной мастерской Петра Кончаловского каждый день будут проходить занятия и мастер-классы.

Кончаловский

П. Кончаловский в мастерской. Илья Машков.  Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского

Идеей проекта делится директор Фонда Петра Кончаловского Александр Конов:

Школа живописи имеет для нас огромное значение, потому что мы хотим наполнить эту замечательную мастерскую творчеством. Чтобы здесь пахло красками, работали люди, чтобы были замечательные преподаватели, чтобы это передавалось нашим ученикам, нашим гостям».

Работа Петра Кончаловского «Семейный портрет в мастерской» 1917 года, на которой отчётливо узнаётся пространство студии, несколько лет назад была продана частному коллекционеру ещё до начала торгов аукциона «Сотбис» за сумму, превышающую семь миллионов долларов. Русский авангард в который раз бьёт свои рекорды. Однако начиналось эпатажное течение в искусстве со скандала, и это было ещё за два года до манифеста футуристов «Пощёчина общественному вкусу».

Кончаловский

Пётр Кончаловский. Пейзаж с луной. Большая Садовая. Холст, масло. 1931. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского

Как видится сегодня, это был скандал всё-таки ради консервативных ценностей. В 1910 году Петр Кончаловский и его друг Илья Машков создают объединение художников «Бубновый валет». Программная работа Машкова изображает «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского»: два культуриста в спортивных трусах, с гирями, на фоне фортепиано, накрытого стола и книг по искусству. Так брутально художникам пришлось расправляться с туманом «Голубых роз» и прочих бестелесных символистов, а заодно и с их пороками. Примечательно, что на заднем плане картины вместо двух округлых ваз первоначально красовались розовощёкие портреты жён живописцев.

Кончаловский

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910. Холст, масло. Государственный Русский музей. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского

Мы очень надеемся, что в мастерской появится и живопись Петра Кончаловского. В конце лета планируем закрыться на реставрацию, проектом сейчас занимается Фонд Петра Кончаловского и архитектурное бюро "Рождественка". А в 2019 году откроемся снова в обновлённой студии»,

— уточнила Маргарита Басалаева.

Георгий Артемов — художник русского зарубежья

Дом-музей Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, 6 знакомит с работами Георгия Артемова, художника, чья судьба потрясает своей кинематографичностью. Сын донского атамана и войскового лекаря из станицы Урюпинская, Артемов оказывается на парижском Монпарнасе в компании завсегдатаев легендарного кафе «Ротонда». А здесь, как известно, бывали Пикассо, Модильяни, Сутин.

Артемов

Георгий Артемов. Религиозная сцена. 1920-е. Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве

Оттуда Артемов уходит на фронт Первой мировой — потомственный южнорусский казак как-никак, воинское племя. Получив серьёзное ранение, возвращается к живописи. Но в конце 1917 года несётся в Россию, осознав всю опасность революционных катаклизмов для своей Родины и надеясь на встречу с родными. Гражданская война забрасывает его сначала к «зелёным» (казакам), затем к «белым» в армию Врангеля. А дальше Константинополь, вернисажи Союза русских художников, путь во Францию, которая ещё не скоро, но всё же станет вторым домом.

Артемов

Георгий Артемов. Модель Франсуа. 1960-е. Оргалит, масло. 41х43. Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве

В великолепную эпоху стиля ар-деко 1920-х годов Георгий Калистратович с упоением декорирует парижские кинотеатры, бары, рестораны. Создаёт артель по производству деревянной скульптуры, заказы приходят в том числе из США. Получает золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Несколько потрясающих шедевров резного творчества можно увидеть в эти дни в залах Дома-музея Цветаевой в Борисоглебском переулке. Работы для московской выставки предоставила галерея «Кардашиди-арт», основанная коллекционером и меценатом Иваном Кардашиди.

панно

Георгий Артемов. Панно «Охота» 1930 г. Дерево, резьба. Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве

Через неделю, 25 мая, состоится событие, которого с особым чувством ожидают в музее. Дочь художника, гражданка Франции Мария Артемова привезёт в дар прижизненный портрет Марины Цветаевой. Поэтесса позировала автору в 1930-х годах, когда Артемов жил в пригороде Парижа, Кламаре, и его дом часто посещали представители русской эмиграции. Поэт и художник в то время вели увлекательные споры о первенстве какого-либо из видов искусств — музыки, поэзии или живописи, — словно продолжая во Франции эти вечные поиски русских художников.

Цветаева

Георгий Артемов. Портрет Марины Цветаевой. 1930-е. Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве

Директор Дома-музея Марины Цветаевой Елена Жук о выставке Георгия Артемова

«Так сложилась судьба Марины Цветаевой, что не осталось голоса, не осталось никакой хроники, где она была бы запечатлена. Есть фотографии и портреты, но их немного. Есть знаменитый портрет Бориса Шаляпина, сына Фёдора Шаляпина, есть зарисовки дочери Ариадны Сергеевны. Когда прижизненных изображений так немного, особенно важно зацепить ещё и ещё образ поэта, который рассыпан в её текстах, но не так полно представлен в изобразительном ряде. Художник Георгий Артемов такой увидел Марину Ивановну, и тем интереснее взгляд мастера на великого поэта», — рассказала Елена Жук, директор Дома-музея Цветаевой.

Выставка Георгия Артемова в Доме-музее Марины Цветаевой продлится до 17 июля. А поучиться рисовать в мемориальной мастерской Петра Кончаловского можно всё лето. Успеете!

Напоминаем, что Ночь музеев ждёт своих посетителей с 19 на 20 мая. В этом году она посвящена теме «Шедевры из запасников». В это время музеи и арт-пространства будут работать бесплатно и в ночное время.

Загрузка...

Ссылки по теме:

Богатырь русского искусства: Виктору Васнецову 170 лет

Куда съездить на майские: Русская усадьба - мир искусства, поэзии, театра

"Искупление": Современное искусство в поисках Евангельской Истины

Оставить комментарий

В Сирии потушили Растанский котёл Царская семья. Последние 60 дней. 17 мая 1918 года
Новости партнёров
Загрузка...