Высшее образование не должно плодить паразитов
Организация экономического сотрудничества и развития обнародовала доклад "Education at a Glance 2017", в котором Россия оказалась в лидерах по темпам роста финансирования образования
Доклады Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей 36 стран, гордо именующих себя «развитыми», как правило, тенденциозны, но некоторые факты из этого доклада имеют существенное значение для конкурентной борьбы в современном мире.
За последнее десятилетие (рассматривается период с 2005 по 2014 год) расходы стран ОЭСР на образование неуклонно росли. В среднем они поднялись на 0,2 процентных пункта к внутреннему валовому продукту (ВВП). Но лидерами по темпам роста стали Бразилия, Португалия и Россия. Из этих стран, что весьма характерно, только Португалия входит в ОЭСР.
Рост расходов на образование в России оказался достаточно существенным. Если в 2005 году на него тратили лишь 2,5% ВВП, то сейчас 3,3%. К сожалению, это все равно меньше, чем у большинства стран ОЭСР.
Повышается и общий уровень образования. Четверо из пяти граждан стран ОЭСР заканчивают старшие классы средней школы и около половины из них – 49% будет претендовать на высшее образование.
Это у них, в «развитых» странах. В России же процент людей с высшим и средним специальным образованием значительно выше – 56% всего взрослого населения (!).
Однако в самом социальном срезе современного образования существуют некоторые общие черты. Так, в докладе ОЭСР особо отмечается, что университеты на сегодняшний день не всегда способны предложить специальности, гарантирующие успех на рынке труда, особенно в перспективе его развития. Так, больше четверти всех студентов выбирает экономику, посреднический бизнес или право, а на инженерные факультеты идет только 16%. Доля студентов информационных и телекоммуникационных технологий и того меньше – всего 5%, хотя, казалось бы, наступает их эпоха. При этом среди айтишников на Западе уровень занятости приближается к 100%, по инженерным профессиям старого формата – немногим меньше.
Однако при любых обстоятельствах в целом люди с высшим образованием все равно больше востребованы на рынке и больше зарабатывают. Их шанс найти работу превышает средние показатели на 10%, а уровень зарплат – на 56%.
Так дела обстоят у них на Западе. У нас – коварное наследие 90-х годов – доля студентов, ориентированных на бизнес, менеджмент и право, еще выше. Она составляет почти 40%, а инженерные, естественнонаучные и IT-профессии выбирает только 7%.
Это очень опасная социальная тенденция. Получается, что мы искусственно создаем и раздуваем тот самый «паразитарный» класс, который практически не занят в реальной экономике и не связан корнями и самой структурой своей жизни с насущными задачами и будущим страны.
Между тем в пятерку самых востребованных специальностей на сегодняшний день в России входят совсем другие профессии – инженер, учитель, врач, логист и специалист по IT-технологиям. В принципе, именно на подготовку специалистов этого ряда и должна быть ориентирована вся система высшего образования. Но этого пока не происходит.
…Любопытное представление о профессиях будущего дает и «Атлас новых профессий», выпущенный совместно Агентством стратегических инициатив и Школой управления «Сколково». Атлас представляет по отраслям, какие профессии предположительно будут пользоваться спросом в 20-е и 30-е годы нынешнего века. Среди них есть множество любопытных и перспективных специальностей, таких как сити-фермеры, сетевые врачи, менеджеры космотуризма, молекулярные диетологи, дизайнеры виртуальных миров, цифровые лингвисты и так далее. И вот что самое интересное. По большинству этих профессий, несмотря на всю экзотику звучания их наименований для нашего нынешнего уха, уже сейчас можно получить подготовку в ведущих российских ВУЗах.
Больше того. В том же «Атласе» сформулированы общие требования, которые будут предъявляться к идеальному специалисту в будущем. Это системное мышление, понимание межотраслевых и межпредметных связей, умение управлять проектами и процессами, программирование IT-решений, знание иностранных языков и культур, умение работать в группах и с группами, способность к художественному творчеству и наличие поставленного эстетического вкуса.
Но как раз именно такую подготовку дает русское университетское образование, сложившееся за два последних столетия. Оно созидает тот самый культурный фундамент, который всегда лежал в основе отечественной образовательной традиции – от классических гимназий до лучших советских ВУЗов. И только на таком общекультурном фундаменте может быть построена система узкопрофессиональной специализации, отвечающая всем современным тенденциям.
Русская традиция всегда отрицала грубо-технологический подход к становлению личности. России нужны не узко-заточенные специалисты, функции которых легко могут быть заменены «нейронными сетями» и тому подобными прелестями, а в первую очередь люди, укорененные в своей стране, в своей культуре, и готовые при этом отвечать на сложные и иногда очень противоречивые вызовы надвигающегося времени.
Соответствует ли этой задаче существующая система высшего образования в стране? Увы, далеко не всегда.
Разумеется, самая очевидная проблема – это проблема специализации. Изобилие юристов, управленцев и экономистов вошло в анекдоты. Именно их и готовит большая часть негосударственных ВУЗов, которые подчас дают только видимость знаний и становятся конторами по продаже дипломов. Разумеется, вопрос становления личности тут попросту снят. В таких учебных заведениях никогда не говорят о призвании. В таких учебных заведениях говорят только о рынке и деньгах…
Но если взглянуть глубже, вопрос опять из области тактических решений и бизнес-планов уходит в сферу стратегии и политики. Страна стоит перед выбором. Или мы делаем кальку с западных образовательных систем и программ, которые с тем или иным успехом работают в тех же странах ОЭСР, или мы развиваемся на основании русского исторического опыта и собственных институций, давно уже доказавших свою способность работать в любых, в том числе и самых неблагоприятных обстоятельствах…
…А денег на отечественное образование надо тратить больше хотя бы потому, что окупятся эти вложения в любом случае, и, главное, реальная отдача от них никогда не будет сводиться к чисто цифровым показателям…
Справка
Организация европейского сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана в 1948 году для координации проектов экономического сотрудничества в Европе на основе плана Маршалла. Считается, что она объединяет «развитые» страны, но в число этих «развитых» стран не входят Россия и Китай, зато входят Латвия и Эстония.
Переговоры о вступлении России в ОЭСР велись с 2007 года, но в марте 2014 года были приостановлены на неопределенный срок.