Выборы президента во Франции начинаются с сюрпризов
На праймериз республиканцев победила "темная лошадка"
Во Франции в воскресенье прошел первый тур праймериз республиканской партии, который закончился политической сенсацией. Экс-президент страны Николя Саркози неожиданно для всех выбыл из борьбы за выдвижение на пост президента на выборах во Франции в 2017 году. Лидирует на республиканских праймериз бывший премьер Франсуа Фийон, следом за ним с большим отрывом следует другой экс-премьер Ален Жюппе.
После боя машут не кулаками, а микрофоном
"Сарко" не стал спорить с очевидностью и признал свое поражение. Выйдя к избирателям, он поблагодарил свою команду и всех, кто за него голосовал. Он также оздравил Фийона и Жюппе, которые, по его словам, "достойны второго тура". Многие считают это выступление 61-летнего политика "лебединой песней".
"Всю свою политическую жизнь я защищал свои ценности, убеждения - с силой, страстью и особой заботой. Я не смог привлечь большинство избирателей. Я уважаю и понимаю их волю выбирать будущее с другими ответственными политиками", - подчеркнул Саркози.
При этом экс-президент призвал не голосовать за правых: "Избиратели, которые голосовали за меня, конечно, свободны в своем решении. Тем не менее, я их попрошу: никогда не отдавать голос за радикалов (в оригинале les extremes – прим.ред). Франция заслуживает намного лучшего, чем выбора худшего".
Ален Жюппе отметил активную мобилизацию и "хорошее состояние нашей демократии" по итогам "политического воскресенья". Он уже сделал ряд предвыборных заявлений в своей речи, например, пообещал реформы в сфере образования и медицины, решить проблемы безработицы и гарантировать равенство мужчин и женщин. Французскому народу необходимо объединиться, а он поборется с "Национальным фронтом", добавил Жюппе. Кстати, он пообещал во втором туре некий "сюрприз". Ну что ж, посмотрим, в политическом поле уже нечему удивляться.
Ален Жюппе. Фото: Elyxandro Cegarra/Zuma/TASS
"У партий нет монополии на решения. Наш народ хочет высказываться, выбирать. Первый тур - значительный успех народа. Это волна, которая демонстрирует интерес граждан к будущему", - считает победитель праймериз Фийон. В его выступлении было много пафосных высказываний относительно "надежды, исходящей от свободного народа, думающего народа". Финалом речи стали слова: "Да здравствует республика! Да здравствует Франция!".
Кто есть кто у "Республиканцев"
Результаты праймериз республиканцев в России встретили с энтузиазмом. Попробуем разобраться, почему.
Николя Саркози
Николя Саркози - отрезанный ломоть французской политики. Он уже имел возможность показать себя в качестве президента, и он сделал это не лучшим образом, что доказывает проигрыш на президентских выборах даже социалисту Олланду, побившему все мыслимые и немыслимые рекорды непопулярности - его рейтинг сейчас чуть выше нуля. Кроме того, никто не забыл о страшной истории избрания Саркози, предвыборную кампанию которого спонсировал покойный ливийский лидер Муаммар Каддафи.
В общей сложности, он выделил на кампанию республиканца 50 миллионов евро! И самое чудовищное, что эти же средства впоследствии использовались для поставок оружия массового поражения в Ливию, спонсирования террористов и, в конечном итоге, убийства самого Каддафи. Именно французская авиация вопреки всем возможным международным конвенциям разбомбила автоколонну с ливийским лидером, после чего над израненным телом Каддафи несколько часов глумились боевики. Такие методы невозвращения долгов осуждают, наверное, даже самые оторванные мафиози. Позже президента Саркози арестовали - впервые в истории Франции - для расследования этой истории, но никаких значимых последствий она в итоге не имела, иначе бы мы вообще не обсуждали сейчас участие Сарко в праймериз. Однако осадочек остался.
Ален Жюппе
Ален Жюппе - это "Хиллари Клинтон по-французски". Он является сторонником чрезвычайно агрессивной внешней политики и в этом опережает даже Саркози. Он разделяет мнение американской коалиции о том, что смещение президента Сирии Башара Асада является чуть ли не более важным, чем борьба с террористами ИГИЛ (запрещенная в России группировка). Он призывал оказывать на Россию "максимальное давление" по сирийскому вопросу и в свою бытность министром иностранных дел сделал определенный вклад в уничтожение Ливии. Он же - один из немногих, кто продолжает поддерживать санкции против России, несмотря на их явную неэффективность.
"Против России или санкции, или ничего", - заявлял он как-то журналистам и уверял, что если запретительные меры оказались эффективными против Тегерана, то помогут и против Москвы. Кроме того, Жюппе - самый пожилой из троих республиканцев, ему 71 год, и он на 10 лет старше как Фийона, так и Саркози.
Франсуа Фийон
Франсуа Фийон на первый взгляд выглядит самым приемлемым кандидатом для Москвы. С одной стороны, он демонстрирует явно пророссийский курс, не раз говорил о необходимости отмены санкций против России и поддержал соответствующую резолюцию в Национальной ассамблее Франции в апреле этого года. Кстати, инициатором стал его соратник по партии Тьерри Мариани, который сражается за признание Крыма российским и даже побывал на полуострове с делегацией французских политиков.
Будучи консерватором в семейном и миграционном вопросах, он привлекает ту часть публики, которая не одобряет толерантность и мультикультурализм, но при этом считает "Национальный фронт" слишком радикальным, чтобы голосовать за Ле Пен. Впрочем, в чем-то он еще радикальнее - Фийон открыто заявил, что в случае избрания будет добиваться запрета на усыновление для однополых пар. Словом, французский республиканский истеблишмент поставил на самого правого из трех кандидатов, и их расчет понятен.
Открытие штаб-квартиры кандидата в президенты Франции Марин Ле Пен в Париже.Фото: Christophe Ena/АР/TASS
Рост популярности Марин Ле Пен после начала миграционного кризиса и особенно после французских терактов заставил ее противников спешно менять стратегию. При столкновении во втором туре из двух на первый взгляд схожих кандидатов избиратели предпочтут более умеренного - таков расчет на встречу Ле Пен и Фийона на президентских выборах. Едва ли Саркози или Жюппе могли рассчитывать на то, чтобы состязаться с ней, хотя еще совсем недавно то одного, то другого называли фаворитом предвыборной гонки.
Казалось бы, теперь все понятно и республиканцы могут потирать руки. Однако свою роль сыграет "фактор Трампа", который уже оказывает влияние на выборные процессы в Европе - взять хотя бы Болгарию и Молдавию. Во многих вопросах, включая многие аспекты внутренней политики, Ле Пен выглядит и рассудительнее и шире по взглядам, чем ее соперники из "правоцентристов". Так что самое интересное во Франции только начинается.
Анастасия Казимирко-Кириллова
Софья Метелкина