"Вы нам должны" не сработало. Европа просит украинских беженцев на выход
"Кровавые" вакханалии украинцев на площадях европейских городов, измазанные фекалиями квартиры. Бонусом для самих граждан ЕС стали взлетевшие до небес цены на топливо и продукты. Люди отказываются от машин, стали меньше мыться и готовы отапливаться хворостом. Как получилось, что "прогрессивный и свободный" западный мир скатывается в средневековье?
Это действительно провал, чистая "зрада" – выясняется, что мир устал от Украины. И даже сам Зеленский, к которому в редкие минуты просветления иногда приходят и трезвые мысли, признал, что "в мире нарастает усталость от ситуации на Украине":
Конечно, всем хочется максимально нас немножечко толкать к какому-то результату, точно невыгодному для нас, потому что нас не спрашивают пока что, а выгодному для тех или иных сторон, у которых есть свои интересы. Опять-таки разные: как финансовые, так и политические,
– сказал Зеленский, выступая перед журналистами. Мысль была правильной, но вот вывод из неё он сделал, как обычно, неверный.
Видимо, консультанты всё-таки дали ему в руки данные, появившиеся на одном из американских порталов. Согласно графику, опубликованному сайтом Axios, в социальных сетях количество лайков, комментариев, репостов с новостными статьями об Украине за эти месяцы сократились в 22 раза – со 109 миллионов до почти 5 миллионов.
В интернет-СМИ картина такая же. С 520 тысяч статей в неделю в начале спецоперации до 70 тысяч теперь. Запал и интерес пропадают. Нарастает усталость и приходит осознание, что Украина может и "це Европа", но уж Европа – точно не це Украина.
И начался флагопад. Вот в Чехии снимают жовто-блакитный прапор, да и в столице Болгарии разъярённые активисты пытаются сорвать флаг Украины со здания мэрии Софии. В Израиле местные жители снимают украинские флаги, развешанные вдоль дороги, на их место они возвращают флаг своей страны, а украинские – отправляют в мусорку.
Эйфория заканчивается, наступает усталость от беженцев?
Кажется, что Европа действительно начала осознавать происходящее? Или европейскую самоубийственную солидарность и дальше будут ставить "превыше всего"? Эту тему в программе "Не могу молчать" ведущая Елена Афонина обсудила с юристом Аллой Георгиевой и политологом-публицистом Игорем Пшеничниковым.
Елена Афонина: Приведу ещё несколько цифр. Больше всего шума по украинскому вопросу производит Британия. Однако, как подсказывает Guardian, эта страна приняла меньше всего беженцев на душу населения. По состоянию на 29 мая в Британии находится 65 700 украинских беженцев, это примерно 10 человек на 10 тысяч населения. По данным на 11 мая, в Германию прибыли 720 тысяч украинских беженцев, Франция приняла примерно 57 500 человек, а в Болгарию прибыли 290 тысяч человек. Больше всего украинских беженцев приняла Польша – 957 тысяч человек. Как вы считаете, какой этап по отношению к понаехавшим сейчас проходит Европа?
Игорь Пшеничников: Если считать, что когда они приехали, Европа была в состоянии эйфории, то, думаю, сейчас они в состоянии упадка и депрессии. Можно этот период разбить на несколько стадий: как европейцы видели это сначала, как потом всё развивалось и к чему они пришли в результате – к неприятию.
– То есть переоценили свои силы, чего-то не просчитали или действительно ситуация уже перешла в разряд обыденной и рутинной, когда этот первый эмоциональный запал уходит, а остаётся то, что мы видели, – обгаженные разорённые квартиры и так далее?
Алла Георгиева: Такие видеоролики появляются в Сети, но Европа всё равно беженцев принимает, потому как в каждую семью в связи с таким кризисом может прийти беда, надо быть толерантными, принимать такой народ и оказывать этим людям поддержку. Несмотря на то, что такие ситуации действительно случаются.
И.П.: С христианской точки зрения мы должны любому человеку оказывать помощь. Мы знаем из истории христианства, что православные монахи помогали и бедуинам, и людям другой веры вне зависимости от того, кто это был. И из Евангелия мы знаем, что самарянин помогал раненому иудею.
Но в данном случае тут надо понимать, что чувство терпимости тоже имеет предел. И когда мы видим, что телевизор в квартире намазан неизвестно чем, всё разбито, впечатление остаётся очень плохое. Как говорится, вилки мы нашли, но осадочек остался.
– Алла Викторовна, вы правильно сказали, что мы должны понимать, беда может прийти в любой дом. Но только тут другой вопрос: если беда пришла в твой дом и есть люди, которые готовы тебе в этой беде помочь, то зачем стены фекалиями мазать? Ведь это не единичный случай, вспомним болгарские отели, откуда их выселяют, мы ещё об этом поговорим, там тоже такое сплошь и рядом. Что это за копрология у них, к чему это всё?
А.Г.: Здесь не надо привязываться именно к национальности. Такие люди и такие поступки бывают у каждой национальности. К тому же здесь мы не знаем, по какой причине так произошло, и действительно ли это были беженцы с Украины.
Юрист Алла Георгиева. Фото: Телеканал Царьград
И.П.: Хозяйка квартиры говорит, что они с Украины.
Распахнутые для беженцев двери Европы раздражают самих европейцев
– К сожалению, знаем. Тогда следующий вопрос. Европа сейчас переживает не первую волну, связанную с таким потоком мигрантов. Мы помним, что происходило, когда из арабских стран в Европу хлынул этот поток сирийских беженцев, когда Европа начала между собой грызться по этому поводу, кому больше принимать, кому меньше, перекидывали их из одной страны в другую. Но, по-моему, таких вопиющих случаев, как сейчас, в инфополе не появлялось. Или мы этим не интересовались?
И.П.: Мы этим интересовались, и там тоже были серьёзные конфликты. Но они были связаны с разницей культур, в основном. Тогда мигранты были, в основном, мусульмане, которые имеют свои обычаи, свой быт, свои привычки, и они очень часто несовместимы с тем, к чему привыкли европейцы.
Но это отнюдь никак не неуважение к европейцам. Да, мусульмане проявляли абсолютную нетолерантность к содомитам, которые на каждом шагу и в Германии, и во Франции. И это раздражало самих французов и немцев. Но я это называю всё-таки культурным шоком и для тех, и для других. Но чтобы такое было, я что-то не помню.
– Ситуация развивается, но даже власти европейских стран, которые распахнули свои двери для украинских беженцев, начинают к этому относиться уже немного иначе. В первую очередь, речь идёт об экономике. Например, большая часть украинских беженцев в Польше с 1 июля лишится ежедневного пособия, продолжат его получать инвалиды, беременные, многодетные. Так хотят стимулировать украинцев к тому, чтобы они начали сами зарабатывать. И некоторые начинают как могут.
Ещё в середине мая представитель правительства Польши по вопросам украинских беженцев, замглавы МВД Павел Шефернакер говорил, что Варшава потратила 95 процентов средств, выделенных на помощь беженцам, и нуждается в финансовой помощи Евросоюза. При этом политолог из Польши Якоб Корейба считает, что в Польше всё спокойно, и беженцы для страны – это благо:
В краткосрочной перспективе это накладывает на польское государство и польских налогоплательщиков, включая меня лично, некие тяжести. Ведь нам придётся, скорее всего, интегрировать в наше общество как минимум миллион человек, которые получили польские идентификационные номера и, скорее всего, собираются в Польше остаться. Но в перспективе это же наши будущие граждане, которые будут работать, платить налоги, взносы и развивать нашу экономику. А польская экономика требует на сегодняшний день как минимум 600 тысяч рабочих рук.
– Якоб, как всегда, прекрасен. Сначала он говорит, что Польше не хватает 600 тысяч рабочих рук, потом с лёгкостью заявляет о том, что из Польши уехали больше 2 миллионов человек. Из Польши уезжают поляки, куда, кстати?
И.П.: Они уезжают туда, где им кажется лучше, – во Францию, Скандинавию, Великобританию. Туда они едут.
Политолог-публицист Игорь Пшеничников. Фото: Телеканал Царьград
Беженцы как дешёвая рабочая сила? Такие люди Европе нужны
– А эти ниши заполняют беженцы или нет? Люди без знания языка, которые ещё и социокультурно немного иначе представляют свою жизнь в рамках того или иного европейского государства.
А.Г.: Европа ждёт беженцев, для них создаются новые рабочие места. Люди, которые прибыли, развивают производство, сельское хозяйство. Среди них есть хорошие строители, причём это очень дешёвая рабочая сила. Поэтому, конечно, рабочие места есть, и страны их ждут.
И.П.: Я думаю, дешёвая рабочая сила везде нужна, даже на Луне. Но вопрос в том, насколько украинцы, которые туда попали, хотят работать. Как мне кажется, вне зависимости от своего социального статуса те, кто там оказался, приехали с чувством, что им все должны. Я могу ошибаться, но то, что я видел и в Болгарии, и в Молдавии, и в Польше, и в других странах, говорит о том, что они объединены чувством иждивенчества.
Есть "плохая" Россия, которая на них напала, а они такие хорошие, все "жертвы агрессии", и им должна вся Европа помогать. Тем более что европейские власти об этом и говорили, когда их принимали. Вот они на это и клюнули.
А.Г.: Не соглашусь, я считаю, что они просто могут пользоваться своими правами и хотят, чтобы им были какие-то определённые льготы предоставлены. Может быть, это больше из этой области?
И.П.: А какие у них были права, если они приехали в качестве гостя в чужую страну? Это в своей стране они могли бы качать права.
А.Г.: Понятно. Но они приехали в другую страну, где они могут получать какие-то пособия. Это не говорит о том, что они не согласны работать.
И.П.: Но пока всё говорит об обратном. Я с вами согласен, что они должны работать.
А.Г.: И они готовы работать.
И.П.: Но если в Польше каждый 11-й – это украинец, то мне кажется, что никакой бюджет, в том числе и польский, не выдержит такой нагрузки.
– Не только польский, но и болгарский. Как пишут СМИ Болгарии, украинские беженцы активно уезжают из страны и выражают недовольство отношением к ним местных властей.
Вице-премьер Болгарии Калина Константинова сообщила, что правительство завершает программу по расселению украинских беженцев внутри страны. Те из беженцев, которым некуда будет деваться после 31 мая, будут временно размещены в буферных центрах.
А премьер-министр Болгарии Кирил Петков заявил, что в течение трёх месяцев беженцам была предоставлена беспрецедентная поддержка. Но пришло время понять, что Болгария не может бесконечно обеспечивать беженцам такие роскошные условия, и для них наступает суровая реальность – металлические домики и палатки на 60 человек для проживания.
В Чехии приняли решение закрыть в Праге с 15 июня центр регистрации беженцев с Украины.
При этом в самих этих европейских странах, судя по публикациям в их же прессе, экономическая ситуация довольно тяжёлая. В Польше, к примеру, разрешили собирать хворост в лесу, правда, не бесплатно, а по 30 злотых за кубометр. В Германии накануне вышла статья, в которой сообщается, что многим жителям страны, к сожалению, не по карману покупка фрикаделек.
Фото: Телеканал Царьград
Фрикадельки не по карману? Как Германия стреляла себе в ногу
На связь со студией вышел экс-депутат бундестага Вальдемар Гердт.
– Вальдемар, вы-то себе фрикадельки позволить можете? А то уж мы волнуемся прямо.
Вальдемар Гердт: Можно посмеяться над этим, но я думаю, что те пенсионеры, которые и до этих событий кое-как дотягивали до конца месяца, то сегодня у них появились серьёзные проблемы.
Столько бездомных или роющихся в мусорных баках я не видел никогда. И это люди в галстуках, это не какие-то бомжи. Это те пенсионеры, которые создали это благосостояние, и сейчас просто-напросто не могут дотянуть до конца месяца. Это печально очень.
– А что с коммунальными платежами? Говорят, что в 4 раза счета за коммуналку выросли. Так или нет?
В.Г.: Пока не все это ещё почувствовали, потому что здесь система авансового платежа по месяцу и потом, когда заканчивается договор или заканчивается год, подводится итог и приходит перерасчёт. Вот этот перерасчёт в конце года будет шокирующим для 80% населения. Это катастрофа, которая катапультирует ниже прожиточного минимума процентов 60 населения нашей страны.
– У нас программа не экономическая. Но то, что лежит на поверхности, – это зависимость Германии от нефти и газа из России. По нефти это почти 31%, по газу 55%, по углю – почти 53%. И эти данные тоже из европейских и американских источников. Германия сама решила встать на этот путь, теперь будет за это в какой-то степени расплачиваться вашими кошельками.
А что в магазинах? Здесь информация не очень понятная. Полки в немецких магазинах наполняются или нет?
В.Г.: Наполняются, но мы до сих пор пользуемся урожаем прошлого года, и всего в достатке должно быть и по цене прошлого года. Однако рынок есть рынок, спекулятивные моменты никто исключить не смог, и начался недостаток подсолнечного масла, недостаток муки.
Конечно, были и хаотичные закупки на базе страха. Но самое страшное, что цена независимо от того, что мы пользуемся урожаем прошлого года, выросла практически вдвое. Когда мы начнём производить продуты питания урожая этого года и следующего года, тогда уже будет объективное повышение цен, которое просто тяжело себе представить. Вот этот постулат, голод грядёт.
Я думаю, что будет очень серьёзная проблема с производством продуктов питания, особенно в тех странах, которые зависят от производства удобрений, а это Германия в первую очередь. Наши земли за счёт интенсивного земледелия просто высосаны. Без удобрений мы получим процентов 40 от урожая. Вы представляете, что это значит для простого обывателя?
– Вы рассказываете о проблемах, с которыми сталкивается абсолютно любой житель Германии независимо от его достатка. Мы тут обсуждаем проблему с беженцами, которые эту нагрузку на экономику ещё усиливают, требуя пособий, внимательного к себе отношения и прочее. Изменилось за эти месяцы после начала спецоперации отношение к украинским беженцам в Германии?
В.Г.: Не сказать, чтобы радикальные, но изменения налицо. Постепенно проходит первая эйфория от желания помочь тем, кто попал в беду. Люди трезвеют, они видят, что не все, кто приехал, нуждаются в помощи, некоторые ведут себя не так, как должны вести себя гости.
Имеет место и позиция "вы нам обязаны". Среди приехавших намного меньше желающих работать, чем полагали власти.
Я уверен, что как только придёт суровая немецкая действительность – в половине пятого вставать на работу и до вечера натирать себе мозоли для того, чтобы в конце месяца иметь, может, сто евро свыше того, что ты должен затратить, – протрезвит всех, и мы увидим, что спокойненько все поедут сажать свою картошку на дачи и прочее.
Европейцам изменила их дальновидность
– Мы говорим о тех людях, которые сталкиваются с последствиями экономических решений, которые принимают власти. Целью шестого пакета санкций Евросоюза стала вовсе не Россия, а пожар мировой революции в экономике. Как считает зампред Совбеза России Дмитрий Медведев, "талантливым европейцам" можно продолжать в том же духе, вводить новые стопятьсотые пакеты санкций. Но, судя по тому, как действуют ограничения и куда катится экономическая ситуация в Евросоюзе на фоне нелепых антироссийских страшилок, что-то пошло не так. Что пошло не так?
И.П.: Если коротко, то, видимо, европейцы оказались не такими расчётливыми, как мы их себе представляли. Можно взять всю номенклатуру мер, которые они предприняли, и посмотреть хотя бы на два шага вперёд. Такое впечатление, что они видели только перед своим носом. Вот так коротко. Конечно, они оказались недальновидными.
– По поводу смекалки, но украинской, хочу добавить. Тут Вальдемар рассказал, что люди получают пособия, потом уезжают картошку сажать на Украину, а затем возвращаются. Они получают пособия в одной стране, перебираются в другую страну, там тоже получают пособия, каким-то образом умудряются обойти все эти оформления. И их ничего не смущает, всё в порядке. Что пошло не так в Европе, вы можете сказать? Или всё правильно: сам погибай, но Украину выручай.
А.Г.: Изначально, это правильная позиция, что мы должны выручать. Но, конечно, всему есть предел. Но этот предел, может быть, сейчас больше надуман. Из любой ситуации можно найти выход. Можно создать новые рабочие места.
Но некоторые люди уезжают, значит, есть определённая нехватка в рабочей силе. Эти места могут занять те же беженцы, и у них будет заработная плата. Это не приведёт к какой-то разрухе. И ведь эта разруха, почему она складывается? Из-за отношения к ним, к этим беженцам.
Программа "Не могу молчать" выходит на "Первом русском" по вторникам и четвергам в 14:00. Не пропустите!