"Вторая волна" мобилизации подтвердила идиотизм военкомов и губернаторов
В регионах зачем-то продолжают нагнетать ситуацию с частичной мобилизацией. В желании выслужиться у некоторых чиновников и военкомов наблюдается отсутствие осмысленности в заявлениях, которые только вносят сумятицу в происходящее.
Со всем этим без суеты, спокойно, но быстро, детально и основательно надо разобраться,
– потребовал президент Владимир Путин, которому пришлось комментировать ситуацию с нарушениями при мобилизации.
Услышали?
Как видится, не очень. Или не все.
Гребут всех. И больных, и многодетных
С 23 сентября, когда вышел президентский указ о частичной мобилизации 300 тысяч резервистов, посыпались многочисленные жалобы на то, как это происходит. Причём – повсеместно.
В какой-то момент создалось впечатление, что противнику-то, по сути, и делать ничего не нужно: достаточно доверить этот процесс отдельным ретивым "ответственным лицам", и те спровоцируют такой бедлам, что последствия окажутся просто катастрофичными.
Потом ситуация вроде начала относительно выправляться. Во всяком случае, появились разъяснения, уточнения, горячие линии и так далее.
И тем не менее проблем – масса. Огромное число жалоб поступает в телеграм-канал "Мобилизация. Нарушения", открытый Царьградом:
Подскажите. Я старший лейтенант, 59 лет, в апреле будет 60. В боевых действиях никогда не участвовал. Два года армии и какие-то курсы по мобилизации (последние были в 1994 году). Принесли повестку. Это законно вообще?
Ответьте, у сына дети 7, 5 лет и 11 месяцев, призвали... Трое детей, жена не работает.
Мужа под предлогом сборов забрали из Черёмушкинского военкома в Москве в 4-ю Кантемировскую, оказалось – мобилизация. Возраст больше 35, в боевых действиях не участвовал, офицерского звания нет.
Или, например, сообщается, что призвали 44-летнего мужчину со второй стадией онкологии. И справку предъявлял, и объяснял – без толку.
В Приморье, сообщала главред RT Маргарита Симоньян, отправили набираться боевого опыта, которого у него ранее, к слову, не было вовсе, 42-летнего преподавателя Александра Морозова – единственного, на минутку, учителя и географии, и физкультуры школы №13 в Светлогорье. Всё потому, что он служил по контракту в ракетных войсках двенадцать лет назад, после чего ушёл на гражданку.
А в Москве повестку вручили 58-летнему военному пенсионеру Валерию Сыроватскому. И дело тут не в возрасте, а в том, что у мужчины нет одного глаза – ему удалили его из-за онкологии. Когда он явился в военкомат 26 сентября – с документами, подтверждающими инвалидность, ему всё равно объявили, что, мол, приказ есть приказ, не обсуждается. Разбираться, сказали, потом будем, а через четыре дня ждём с вещами на сбор.
Понятно, что военкомы действуют так ради исполнения разнарядки, спущенной сверху: раз сказано набрать, условно говоря, тысячу штыков – так ты, это самое, не ёрзай, а давай результат!
Есть видео, как во Владивостоке сотрудники военкоматов вместе с полицией включают в многоквартирных домах противопожарную сигнализацию – эдакий лайфхак, чтобы выманить призывника на лестничную клетку и вручить повестку.
"Вы что – дебилы?!"
А военком Дербента Фарид Мусаев так и вовсе не стал особо мудрствовать, а просто отправил по городу машины с громкоговорителями, через которые отдал приказ "всем мужчинам призывного возраста прибыть в военный комиссариат". Пришлось "включаться" главе Дагестана Сергею Меликову, который, матерно выругавшись, произнёс речь, достойную известного комментария министра иностранных дел Сергея Лаврова:
Что это за идиот?! Вы что – дебилы?! Кто их уполномочил ездить по городу? Это не что иное как распространение фейковой информации, за которую сегодня тоже предусмотрены статьи Уголовного кодекса.
Правда, военным комиссарам, видимо, выданы обереги. Дербентский-то хоть извинился, но остался при должности. А вот когда губернаторы, которые, собственно, и возглавляют лично (!) комиссии по мобилизации, разносят в пух и прах действия военкомов, вся критика с тех – как с гусей вода.
Вот пара примеров.
Совсем недавно губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв очень резко прошёлся по поводу качества мобилизации, заметив, что под руководством краевого военкома Лайко чуть ли не половину отобранных в строй оформили... ошибочно!
Но! Тут же стало известно, что Лайко перевели на аналогичную должность в Магаданской области, обосновав это "служебной необходимостью" (просто там военкома тоже уволили, и опять-таки, за ошибки при мобилизации). А ещё спустя некоторое время полковник Лайко снова был назначен военкомом Хабаровского края. Вот такой круговорот веществ в природе...
И белгородский Вячеслав Гладков сообщал о многочисленных перегибах: то студентов призовут, то "представителей важных для экономики и региона профессий". При его содействии вернули 75 человек. В СМИ тогда появилась информация про нарушения со стороны военкома Валерия Грицая, но – и он тоже спокойно продолжает нести службу на прежнем месте.
Я же говорю, что надо вводить институт генерал-губернаторов, – поиронизировал политолог Марат Баширов. – Оказывается, военкомов не уволили. У губернаторов нет таких полномочий – они есть только у Минобороны. А Минобороны военкомов не отстраняло. С другой стороны, МО не владеет ситуацией на местах. А губернаторы руководят региональными комиссиями по мобилизации и видят ошибки на местах. Пат.
"Мы получили новое задание": и понимайте, как хотите
А сейчас история с нагнетанием ситуации вокруг частичной, заметим это ещё раз, мобилизации выходит на новый уровень. Причём в разных уголках России, но примерно по одним и тем же лекалам.
Так, ставропольский руководитель военного комиссариата Владимир Тельнов объявил, что для эффективности повестки продолжают отправлять сразу по двум адресам – домашнему и рабочему. Фактически опровергнув слова губернатора Владимира Владимирова, прозвучавшие неделей ранее, о том, что "на текущем этапе поставленная регионом задача по мобилизации выполнена".
Вот скажите, кто тянул за язык либо первого, либо второго? Официального объявления о завершении мобилизационных мероприятий не поступало. Значит – по факту она продолжается. А желание показать свои навыки организатора со стороны одного и стремление выбиться в когорту преуспевших от другого дали совершенно противоположный эффект.
Сорок – целых сорок! – регионов страны, то есть практически половина, сообщили уже, что "план выполнен". Хотя портал Объясняем.рф, на который возложили функцию информирования о ходе мобилизации и проблемных вопросах, связанных с ней, кратко отвечает:
Мобилизация завершится только по решению президента.
Точно так же получилось, с некоторыми нюансами, в Воронежской, Ростовской и Курской областях.
10 октября воронежские СМИ вышли с заголовками "Начинается вторая волна призыва". И хоть ты тресни, а вот – пожалуйста, ссылочка на губернатора Александра Гусева с уточнением, что "регион получил новое задание, но призвать планируется втрое меньше, чем на первом этапе".
Глава Ростовской области Василий Голубев 28 сентября написал в своём ТГ-канале, что "Ростовская область практически выполнила задачу по частичной мобилизации", добавив о принятом им решении по единовременной выплате из областной казны 150 тысяч рублей каждому мобилизованному.
При этом уже спустя неделю он сообщил:
В рабочую группу поступило порядка 150 обращений по мобилизованным, сейчас по ним проводятся проверки. Практически половина из этого количества мобилизованных уже возвращена домой, работу продолжаем.
Но 11 октября донской губернатор объявил о получении Ростовской областью "нового мобилизационного задания":
К его исполнению уже приступили муниципальные призывные комиссии. За соблюдением всех процедур будут в том числе следить представители военной и областной прокуратуры, которые включены в состав комиссий.
Естественно, журналисты подхватили – раз "новое задание", значит, выставлены новые планы, а следовательно, речь идёт о пресловутой "второй волне".
Пресс-служба Голубева, однако, отреагировала быстро: ни о какой второй волне мобилизации речи не было, а "продолжается работа по исполнению указа президента России по призыву в ВС РФ 300 тысяч человек, и начался новый этап этой работы". И что таким образом губернатор отреагировал на вопросы людей, которые снова стали получать повестки.
В Курской области, между тем, выкрутиться не получилось: там пресс-служба региональной администрации сама сделала заявление о "завершении первого этапа и начале второго" – после того как накануне вице-губернатор Алексей Смирнов на оперативном совещании похвастался, что регион "на 100% выполнил план первого этапа" и приступил ко второму.
Никакой второй волны!
Когда новость о второй волне мобилизации накрыло волной информационной – вперемежку с недоумённым вопросом народа: "Как же так, говорили одно – про частичный призыв трёхсот тысяч, а теперь, получается, не хватает и их?".
Сначала зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин заявил:
Никакие этапы мобилизации в соответствующем указе президента не предусмотрены. Соответственно, о том, что кто-то "выполнил первый этап" и "перешёл ко второму", говорить тоже не приходится. Идёт частичная мобилизация. Это непрерывный процесс, и ни на какие этапы он не делится.
Потом выступил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, но – как-то, мягко говоря, странно: подтвердил, с одной стороны, что "никакой новой волны" нет, однако зачем-то посоветовал уточнять непосредственно у губернаторов, что они имели в виду, делая свои высказывания. А где, скажем, пресловутая "вертикаль власти" – с одёргиванием по крайней мере самодеятельности на местах?
Впрочем, нельзя не отметить, что в ряде регионов процесс мобилизации действительно прошёл более-менее ровно – с минимальным негативным фоном. В Крыму, Севастополе, Чечне, например. Там, где главы территорий не постеснялись целиком взять на себя и полномочия, и ответственность за происходящее.
Мобилизация успешно завершена в тех регионах, где лучше ситуация с патриотической пропагандой. Если люди считают себя патриотами – никакие организационные проблемы мобилизации не мешают,
– полагает политолог Андрей Перла.
А если люди считают, продолжает он, что "государство – это услуга", то мобилизация не получается, хоть ты подъёмные плати, хоть военкомов строй. По его мнению, необходимо "развернуть нормальную военную пропаганду" – на манер:
Перед нами смертельный враг, либо он нас уничтожит, либо мы его. Если дорог тебе свой дом – убей немца.
Что с того?
Конечно, прав телеграм-"ястреб" зампред Совбеза Дмитрий Медведев, заметивший, что мобилизация проходит у нас так, как она может проходить в стране, где её не было более 80 лет.
Есть истинный патриотизм, есть человеческие эмоции, есть стандартное "раздолбайство". Но главное, что страна объединилась для защиты наших людей и Отечества,
– написал он.
С другой стороны, были ведь и учения, и тренировки для военных комиссариатов. И военные сборы резервистов проходят регулярно. И списки – те самые, в которые сегодня попадают и инвалиды, и многодетные, и старые, тоже должны были обновляться регулярно. И законодательство есть – всё имеется. Только умения нет.
А теперь получается, что каждый – буквально каждый! – провал, ошибка или откровенная халатность мало того что остаются безнаказанными, так и откровенно дискредитируют высшее руководство России. И эффект дают похлеще, чем самые грязные посты пресловутой пятой колонны или акции украинских спецов по информационно-психологической войне.