Всеправославный Cобор или Варфоломеевский бенефис?
Веруя в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, мы не должны забывать, что эта Церковь - Православная
В русской истории немало моментов, которые разделяют наше бытие на "до" и "после". "До Крещения Руси", "до монголов", "до Смуты", "до раскола", "до Петра", "до революции", "до войны". Но есть и, на первый взгляд, не столь эпохальные события, влияние которых на ход истории огромно. В числе последних, вне всяких сомнений, - недавний паломнический визит на Святую гору Афон Предстоятеля Русской Церкви и главы государства российского.
Конечно, и Святейший Патриарх Кирилл и Владимир Путин на Афоне уже бывали. Но то, что в минувшую субботу духовный и национальный лидеры нашей страны молитвенно соединились в том самом месте, где на протяжении многих веков бережно хранятся традиции Восточной Римской империи, Византии, имеет огромное значение. Подобно событиям как тысячелетней давности, когда первые русские монахи стали насельниками афонских монастырей, так и полутысячелетней, когда именно Московское царство стало наследником павшей империи ромеев.
Это событие наглядно и содержательно актуализирует то, что мы, Русская Церковь и государство российское, и сегодня остаемся духовными и политическими правопреемниками Византии. Но вместе с тем напоминает нам и об исторических Византийских уроках. Так, нам, православным христианам, ни в коем случае нельзя забывать, что в XV столетии Византия политически пала в значительной степени из-за уже начавшегося ее духовного упадка.
Напомню, начиная с Флорентийской унии 1439 года Второй Рим, Константинопольский Патриархат, соединившись с католиками, потерял свою роль хранителя христианской ортодоксии. И в те же самые годы, когда поставленный униатским Константинополем на Московскую кафедру и подписавший унию митрополит Исидор был с позором изгнан из Москвы, эта роль перешла к Русской Церкви и русскому государству.
Между тем, считая себя "Вселенскими" патриархами, константинопольские архиереи на протяжении всей дальнейшей истории продолжали вмешиваться во внутреннюю жизнь ставшей автокефальной Русской Церкви. И наиболее грубой в числе этих вмешательств была активная роль греческих иерархов в осуществлении трагических церковных реформ второй половины XVII века, породивших самый страшный раскол за всю историю нашей Церкви.
В дальнейшем церковный курс оккупированного турками Константинополя становился все более сомнительным с точки зрения святоотеческого христианства, Православия. Особенно это проявилось в веке XX. Так, в 1920 году местоблюститель Константинопольского патриаршего престола митрополит Брусский Дорофей издал энциклику "К Христовым Церквам всего мира". В этом документе он, самочинно возложив на себя полномочия чуть ли не "всеправославного папы", призвал всех христиан, вне зависимости от их догматических расхождений с Православием, к экуменическому объединению. При этом в качестве первого шага к этому сближению он предложил принять единый календарь с католиками и протестантами.
Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис)
В это же самое время при, мягко говоря, сомнительных обстоятельствах на Константинопольский Патриарший престол взошел скандально известный Мелетий (Метаксакис), по некоторым данным состоявший в масонской ложе "Гармония". Патриарх Мелетий сыграл роковую роль в размежевании Русской и Константинопольской Церквей. В 1923 году именно он созвал так называемый Всеправославный синедрион (конгресс), на котором признал советских раскольников-обновленцев, а также всевозможных церковных "самостийников" (в том числе украинских и эстонских). Этот же лжесобор принял целый ряд антиправославных, противоречащих каноническому праву решений (включая изменение церковного календаря и право на второбрачие для священников). Кроме того, "синедрион" Мелетия (Метаксакиса) хамски призвал святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского, отказаться от патриаршего престола в пользу обновленцев.
Очередное ослабление русской государственности, связанное с развалом Советского Союза, породило новый виток противостояния Московского и Константинопольского Патриархатов. Так, последний стал покровительствовать раскольничьим группировкам (и в первую очередь тем же эстонским и украинским "самостийникам"). Признание нынешним Константинопольским Патриархом Варфоломеем так называемой Эстонской апостольской православной церкви привело к тому, что 23 февраля 1996 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял историческое решение:
"Приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом и Финляндской автономной Архиепископией, а также приостановить поминовение Константинопольского Патриарха по диптиху Предстоятелей Поместных Православных Церквей".
Константинопольский патриарх Варфоломей и вице-президент США Джо Байден
В дальнейшем этот вопрос был разрешен политически, но не исцелен: трещина между Русской и Константинопольской Церквами не затянулась до сего дня. И приближающийся Всеправославный Собор, проведение которого запланировано на острове Крит 16-17 июня, - самый яркий тому пример. Лично я очень далек от того, чтобы, подобно ревнителям не по разуму, упрекать священноначалие нашей Церкви в том, что оно планирует принять участие в этом соборе ради того, чтобы пойти на компромисс и сделать шаг к отступлению от церковной ортодоксии. Факт остается фактом: именно Святейший Патриарх Кирилл (наряду с целым рядом греческих и грузинских иерархов) занимает самую последовательную позицию в ее отстаивании.
Но сам предстоящий критский Всеправославный Собор вызывает немало вопросов. И это касается не только фигурирующего в запланированных соборных документах, мягко говоря, "дипломатического" отношения к инославным, которые для православных христиан - не "иные славные", но отступившие от ортодоксии еретики. Не менее важен и церковно-политический момент. Ведь если собор состоится так, как запланирован, то он станет своего рода "бенефисом" Константинопольского Патриарха Варфоломея. Да, мы признаем его исторически сложившееся "первенство чести" в диптихе глав Православных Поместных Церквей, но отлично знаем, насколько сильно этот человек ангажирован западными спецслужбами и как много русофобских по своей сути заявлений сделал за последние годы (в том числе открыто хуля концепцию "Москва - Третий Рим").
И именно поэтому у многих православных христиан сегодня существуют серьезные опасения, что намеченный Всеправославный Собор станет не просто представительным совещанием православных архиереев всех Поместных Церквей, но неким симулякром "Восьмого Вселенского собора". То есть лжесобором, на котором Патриарх Варфоломей попытается навязать свою личную волю (а соответственно, волю своих западных кураторов) всему Православному миру. И в итоге это, формально соборное, мероприятие послужит не сближению православных христиан, а приведет к новым разобщениям и даже расколам.
А потому, не соглашаясь с истеричными возгласами "истинно православных ревнителей", которые сегодня устраивают всевозможные "акции неповиновения" и совершенно безосновательно критикуют наше священноначалие, дерзновенно задамся вопросом: а стоит ли игра свеч? Так ли необходимо решение поставленных вопросов именно в таком формате? Быть может, куда лучше, чем ехать в июне на Крит, нашпигованный западными спецслужбами, купить мотыля и отправиться на рыбалку, которую исторически столь сильно любят русские люди, в том числе и в архипастырском сане?