"Все в храм!": Время пустых церквей закончилось. Пришла пора молитв о Победе
"Пасхи без прихожан" ушли в прошлое. Подобно тому, как в 1942 году именно на Пасху многие храмы Русской Церкви впервые после десятилетий гонений открыли двери для прихожан, в 2022 году верующие могут смело, без малейших ограничений посетить богослужения. И радостное осознание этого вызывает подлинно победное настроение. Впереди – Победа побед, Светлое Христово Воскресение, и наша, Русская Победа, о которой мы молимся в каждом православном храме.
Пробуждение после страшного сна
Сегодня уже как страшный сон вспоминаются дни Страстной седмицы 2020 года. Когда на скорбные воспоминания Страстей Господних, Его Распятия и Крестной смерти наложился самый настоящий чиновничий беспредел, когда абсолютно для большинства верующих двери их родных храмов были закрыты. Формально это было связано с введёнными Роспотребнадзором антиковидными ограничениями, эффективность которых до сих пор остаётся под большим вопросом. И это несмотря на то что с самого начала коронавирусной пандемии священноначалие демонстрировало свою готовность к взаимодействию со светскими властями.
Так, ещё в марте 2020-го священникам было указано не подавать руку прихожанам для целования при благословении, а в случаях поклонения Кресту, Евангелию, иконам и другим святыням – протирать их "после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора". Более того, за Литургией предписано дезинфицировать лжицы после каждого причастника. Однако поистине беспрецедентных санитарных мер, предпринятых Церковью, оказалось недостаточно: в большинстве епархий храмы были закрыты для верующих на все Пасхальные дни. Что в итоге едва не привело к самому настоящему экономическому коллапсу многих православных приходов.
В 2021-м основные ограничения были сняты, однако сохранялся масочный режим, а также ограничения в ряде регионов. В том числе – на проведение Пасхальных крестных ходов. Опять-таки большой вопрос: насколько эти меры были эффективны в санитарно-эпидемиологическом плане. Но факт остаётся фактом: число молящихся на Пасху в православных храмах было намного меньше, чем в доковидные времена. Новоявленные же "воинствующие безбожники" продолжали активно использовать риторику советских богоборцев: религия – "опиум для народа", храмы же – "источники заразы". Словом, те же самые лозунги, под которыми в прошлом веке были закрыты и разрушены сотни храмов, расстреляны тысячи священнослужителей, новомучеников Церкви Русской.
Пасха Победная
Судя по всему, давление на Церковь в 2020–2021 годах было своего рода "разведкой боем". Попыткой сломить и даже сломать верующих. Увы, не секрет, что, как и в далёкие 1920–30-е годы, среди сегодняшних госчиновников разного уровня остаётся немало тех, для кого всё русское и православное вызывает как минимум раздражение или, говоря учёным языком, идиосинкразию.
В народе же, что греха таить, и тогда, и в наше время боролись два чувства: банальный страх и тяга к вере, ко Христу и Его Церкви. В итоге богоборцы и тех времён, и наших дней проиграли. И в обоих случаях, как говорится, "не было бы счастья, да несчастье помогло": ограничения были сняты окончательно в дни тяжелейших боёв. Так, в воспоминаниях о Пасхе 1942 года врача П.М. Красавицкого можно встретить следующие строки:
Московские храмы были переполнены богомольцами... Все стремились исповедаться и причаститься... Среди забот, тревог, неизбежных в военное время трудностей, при постоянном устремлении мысли и сердца к тем близким, которые несут трудности и опасности самой войны, не было в церквах ни уныния, ни упадка духа, а царила общая атмосфера покоя, предания судеб своих близких в волю Божию...
И этот настрой уже не утрачивался во все дальнейшие военные годы. И, как известно, в сентябре 1943 года, в дни, когда Красная Армия освобождала Донбасс (!), Иосиф Сталин принял в Кремле трёх митрополитов Русской Православной Церкви, после чего и без того уже сошедшие на нет антицерковные гонения практически прекратились. "Практически" – потому что страна не избавилась от атеистической идеологии, однако высшее советское руководство осознало, что на лозунгах пролетарского интернационализма и мировой революции родную землю не освободить. Православное же миропонимание, основанное на величайшей евангельской добродетели "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя", помогает одолеть даже самого лютого врага.
И в 1945 году День Победы пришёлся именно на Светлую Пасхальную седмицу (неделю), а сама Пасха – на 6 мая, день святого великомученика Георгия Победоносца, Небесного покровителя христолюбивого воинства. Для людей верующих это было отнюдь не совпадением, но чётким пониманием: без заступничества Господа, Пресвятой Богородицы и всех святых, и конечно, без соборных молитв миллионов верующих Победы бы не было. И неслучайно в Пасхальном послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) от 6 мая 1945 года (написанного же чуть раньше, ещё в апрельские дни) особо прозвучали именно такие строки:
Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую Победу правды и света над неправдой и тьмой германского фашизма, который на наших глазах сокрушается соединённой силою наших доблестных войск и войск наших союзников... Преклоняясь пред изумительными подвигами русских воинов, полагающих за наше счастье жизнь свою, и радуясь грядущей победе над исконным врагом русского народа, – усугубим эту радость благодарным воспоминанием Победы Христа над адом и смертью и дарования нам этой Победой вечной радости в невечернем дни Царствия Своего.
Что с того?
Сегодня наше русское воинство вновь освобождает Донбасс и другие земли Юго-Западной Руси от нацистов. И, как и восемь десятилетий назад, у десятков миллионов русских людей, именующих себя "православными", появляется возможность доказать это на деле. Подвиг небольшой, но очень важный: прийти на Пасхальное богослужение в открытые для этого храмы. Благо, храмов на Земле Русской много и становится всё больше и больше буквально с каждым днём. А для этого совсем не обязательно знать наизусть длинные молитвы или понимать всё в богослужении. Достаточно на Пасху зайти в ближайшую церковь и обратиться к Господу своими словами. И ощутить вместе с другими молящимися великую Пасхальную радость. Радость Победы побед.
С грядущим Светлым Воскресением Христовым! Увидимся в храме!