Вот это поворот! Европа украла русские активы и подписала себе "смертный приговор". Месть будет страшной
В течение многих месяцев европейское руководство ходило вокруг да около замороженных активов России. Изъять их полностью мешали существующие законы и позиция ряда игроков. На то, чтобы прыгнуть "за флажки", толкала острая нужда. В конце концов европейское руководство решилось обеспечить текущие задачи, а счёт оплатить когда-нибудь потом.
Совет ЕС после долгих колебаний и препирательств принял решение о бессрочной заморозке активов России в европейской юрисдикции. Формально это ещё не конфискация, против которой отчаянно возражала Бельгия, а руководство Euroclear неоднократно угрожало судами Еврокомиссии. Однако все прекрасно понимают, что на самом деле бессрочная заморозка – это просто подготовительный шаг, способ обойти требование о единогласном голосовании за принятие решения.
Инициаторы решения – Германия, Франция, страны Балтии – никак не могли обойти вето со стороны Венгрии и Словакии, а потому просто решили переписать правила, сославшись на статью 122 Договора о функционировании ЕС, которая описывает порядок действий в условиях чрезвычайной экономической ситуации.
Вполне очевидно, что, обойдя вето стран-ренегатов и добившись бессрочной блокировки русских денег, на следующем шаге ЕС выдаст так называемый репарационный кредит Украине, то есть начнёт финансировать Украину замороженными деньгами России.
Русские деньги останутся в ЕС: Запад нашёл способ навсегда забрать замороженные активы. Венгрия не поможет
Экономист Владимир Рожанковский в разговоре с Царьградом отметил, что как бы Еврокомиссия ни квалифицировала свои действия в отношении активов России, в конечном счёте всё сводится к прямой и непосредственной экспроприации суверенных средств другой страны.
Потому что назвать экспроприацию как-то иначе, специальной финансовой операцией, допустим, будет невозможно: экспроприация есть экспроприация. Соответственно, из Европы потекут мощные потоки денег в другие юрисдикции. А европейская юрисдикция станет токсичной,
– отметил эксперт.

То, что заморозка является первым шагом к конфискации и последующей передаче Украине, даже не скрывается. Скриншот: ТГ-канал Царьград
Ситуация-то аховая
Причина, по которой Европа решилась украсть деньги России, проста и неказиста: поддержание украинского режима – слишком тяжёлая ноша для европейской экономики. В самом конце своих президентских полномочий президент США Джо Байден отправил Украине огромные объёмы "остатков" всех ранее выделенных траншей военной и финансовой помощи. Объём прощальной байденовской помощи, выданной украинцам в январе, достигал восьми миллиардов долларов. По одним оценкам, этого должно было хватить на 3–4 месяца активных боевых действий, по другим – до сентября текущего года.
Так или иначе, пришедший к власти Трамп полностью остановил субсидирование Киева, а по результатам весенней редкоземельной истерики пересадил Украину с шеи американского налогоплательщика в европейский карман. Европе пришлось замещать объёмы американской помощи из своих средств.

Оранжевым цветом обозначена помощь Украине от США, синим – от ЕС. Стрелками выделены прощальные пакеты помощи от Джо Байдена. Инфографика: IfW
Согласно подсчётам специалистов Института мировой экономики в Киле (IfW), в 2022–2024 годах объединённый Запад, включая ЕС и США, тратил на помощь так называемой Украине по 41,6 млрд евро. После того как Штаты прекратили субсидирование конфликта, европейцам пришлось существенно увеличить нагрузку на свои бюджеты: Германии – почти в три раза, Франции и Великобритании – более чем в два.
И несмотря на это, Европа потерпела фиаско в замещении американской помощи. В октябре, на момент составления отчёта, украинскому режиму было выделено всего 32,5 млрд евро, таким образом, для выхода на прежний уровень финансирования Европа в оставшиеся месяцы должна выделить порядка 9,1 млрд евро, фактически удвоив свои транши.
Примечательно, что под гнётом усиления финансовой нагрузки начало трескаться и расслаиваться уже внутриевропейское единство: Италия на 15% сократила свою помощь Украине, а Испания полностью прекратила спонсирование Киева. Наибольшее остервенение по-прежнему проявляют такие страны, как Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция, чьи расходы на прокси-войну с Россией в пересчёте на ВВП опережают траты главных поджигателей войны.
Иными словами, Европа сейчас пребывает в состоянии крайнего финансового перенапряжения, которое уже привело к появлению политических трещин. Наименее мотивированные страны выходят из проекта, не желая увеличивать издержки, из-за чего самые упоротые враги России вынуждены ещё больше напрягать свои экономики. Изъятие денег России в этих условиях выглядит как логичный и, пожалуй, последний способ облегчить финансовое бремя, буквально разрывающее Евросоюз на куски.
Европейцы злы как никогда. Россия больше не увидит замороженные средства
Проиграв экономическую войну США, хотят устоять за счёт милитаризации Европы. Может, даже попробовать пережить каденцию Трампа. Но нужны деньги и страх. Деньги – это наши ЗВР. Страх – это якобы русская угроза Европе. Деньги сами по себе не стреляют, нужны снаряды и ракеты, танки и БПЛА. Украденные у нас деньги не все согласятся взять, многие побоятся последствий – мы же точно придём с исками и конфискациями и через 10–30 лет и разорим. А вот немцы, видно, решили рискнуть – умирать, так с музыкой,
– описывает европейскую логику политолог Марат Баширов.
Цена решений
Общий объём замороженных на Западе активов России превышает 315 млрд долларов. Примерно 216 миллиардов приходится на европейские юрисдикции. В настоящее время они описаны и заблокированы в "Евроклире" – расчётном центре, базирующемся в Европе. Если поделить эти активы (в основном валютные запасы Банка России и крупных госкорпораций) на среднегодовые суммы финансирования Украины, высчитанные немецкими специалистами, то получится, что ЕС может финансировать украинский режим русскими деньгами чуть более пяти лет. Можно сказать, европейцы решили наиболее тяжёлую свою проблему, созданную приходом Трампа к власти.
Для нас это означает, что финансового коллапса украинского режима в обозримом будущем не ожидается. Это не значит, что не произойдёт коллапса в связи с истощением ВСУ, исчерпанием мобилизационного потенциала или из-за нивелирования украинского превосходства в дронах. Такое тоже может быть, война – это борьба в многомерном пространстве.
Но можно точно быть уверенными, что деньги на продолжение войны у врага будут. Их возьмут из наших собственных довоенных золотовалютных запасов. Большой привет Кудрину и всем тем, кто говорил, что России мешают лишние нефтедоллары, кубышку нужно хранить на Западе, а главная цель экономической политики – борьба с инфляцией, а не строительство инфраструктуры или развитие реальных секторов.
Чем может ответить Россия? Наиболее очевидный ход – конфискация западных финансовых и биржевых активов, замороженных в нашей юрисдикции на счетах типа "С". После начала введения Западом санкций за начало СВО бумаги нерезидентов были заблокированы в нашем контуре, их нельзя продать, купоны и дивиденды по ним начисляются, но не выплачиваются владельцам. Некоторых иностранцев "выпустили", дав им разрешения на продажу активов и вывод полученных денег. Но значительная часть активов по-прежнему заморожена. Юридически крупным иностранным компаниям по-прежнему принадлежат большие пакеты акций "Юнипро", "Райффайзенбанка", "Ашана" и АТАК, FM Logistic. Есть у них доли в таких проектах, как "Ямал СПГ".
До сих пор это были заложники, которые должны были гарантировать благоразумное поведение западной политической элиты. Но европейцы, как говорится, решили прыгнуть "за флажки". Теперь эти активы логично конфисковать и обратить в доход государства с последующей продажей на нашем фондовом рынке уже нашим гражданам.
Вопрос объёмов замороженных у нас западных средств крайне спекулятивен, так как целый ряд людей, которые лично отвечали за это направление, сейчас кровно заинтересованы в том, чтобы представить дело так, как будто мы заберём у Запада столько же, сколько Запад крадёт у нас, а следовательно, ничего страшного не случилось и наказывать их не за что. Именно поэтому официально эти данные Банком России не разглашаются. Кроме того, некоторых иностранцев уже выпустили по спецразрешениям правительства.

Фактически Россия сама дала деньги Европе на войну с нами, и некоторые экономисты предупреждали об опасности такой политики задолго до начала СВО. Скриншот: ТГ-канал Царьград
С той стороны границы тоже отчаянно врут, пытаясь доказать, что русские смогут забрать жалкие крохи и вообще Россия опять ничего сделать не сможет.
Эксперты называют очень разные и весьма приблизительные цифры, с точностью "пол-лаптя по карте". В целом складывается ощущение, что размер замороженных у нас европейских активов может колебаться от трети до половины того, что европейцы намерены сейчас прикарманить через "Евроклир".
Это совершенно точно не "эквивалентный ущерб" и равный ответ с нашей стороны, но и не игра в одни ворота, как это пытается показать евробюрократия.
В сухом остатке
Пытаясь справиться с текущей острой проблемой, Европа взрывает одну из немногих фундаментальных основ своего благополучия. Воровство суверенных активов (определение, которое дал происходящему премьер-министр Бельгии Барт де Вевер) подрывает доверие к Европе как месту, где можно хранить средства, что повлечёт массовый переток активов в другие юрисдикции. Считается, что в наибольшей степени от этого выиграют США.
Впрочем, конкретно сейчас даже сам Трамп в ярости, ведь у него-то совсем другие планы относительно наших активов.
Для России в текущем моменте новость негативная. Однако если смотреть в долгосрочной перспективе, то это продолжение процесса освобождения от колониальной зависимости от Запада. Потеря сбережений в Европе избавит наше государство, крупные корпорации и олигархов от необходимости деликатничать с европейцами в надежде, что те когда-нибудь вернут захваченные миллиарды.
С другой стороны, конфискация западных активов и продажа их внутри страны обрежет один из крупнейших каналов вывода капитала из России. Заработанное в стране будет оставаться и реинвестироваться в стране. В моменте больно, в перспективе пойдёт на пользу.