Восстание Спартака подавлено: Главные странности в деле генерала Попова
Экс-командующему 58-й армией Ивану Попову дважды отказали в изменении меры пресечения с содержания под стражей на домашний арест. И если в первом случае это ещё как-то можно объяснить, поскольку рассматривалась апелляционная жалоба стороны защиты, то во втором – инициатором выступили уже сами военные следователи, которые ведут громкое дело по обвинению боевого генерала. Странно? Да – если не знать некоторых деталей.
В понедельник, 27 мая, 235-й гарнизонный военный суд рассматривал ходатайство следователей ГВСУ, которые ведут уголовное дело в отношении бывшего командарма-58 – генерал-майора Ивана Попова по обвинению его в получении взятки в особо крупном размере.
Заседание проходило в закрытом режиме: прессу попросили покинуть зал, дав вволю поснимать генерала, и позвали обратно, когда судья уже оглашал решение:
В ходатайстве следствия отказать, оставить решение о мере пресечения в виде содержания под стражей без изменения".
Попов, выслушавший вердикт с неподвижным лицом, лишь немного усмехнулся. И только.
Боевой генерал выслушал решение об отказе изменить ему меру пресечения со спокойным лицом//Фото: Царьград.
Видимо, за те десять минут, которые понадобились судье Андрею Толкаченко на рассмотрение вопроса, он уже морально был готов к этому – в отличие от многочисленных журналистов, которые ожидали, что его выпустят под домашний арест. Но, как выяснилось, против ходатайства ГВСУ СКР выступила военная прокуратура.
Судья Толкаченко отказал следствию в изменении меры пресечения//Скриншот страницы сайта 235gvs--msk.sudrf.ru
"Бывало и хуже, ваша честь"
В целом, повторилось всё то же самое, что происходило несколькими днями ранее, 24 мая, во 2-м Западном окружном военном суде, где рассматривалась апелляционная жалоба стороны защиты. В тот день источники разных изданий тоже предполагали, что его выпустят из СИЗО, и эти чаяния не оправдались.
Правда, в 235-м ВГС имелось два существенных отличия.
Во-первых, тогда генерала не стали помещать на скамью подсудимых в изолированном пространстве, именуемом "аквариумом", и он во время слушания сидел за столом рядом с адвокатом. А во-вторых, всё-таки то была адвокатская жалоба, и с учётом того, что СКР к моменту начала слушания уже официально озвучил свою позицию относительно перевода Попова под домашний арест, то многие резонно предположили: раз отказали защите, то к мнению следствия точно прислушаются.
Суд пришёл к выводу, что решение об аресте 235-го гарнизонного военного суда законно и обосновано. Это решение оставлено в силе даже с учётом ваших положительных характеристик. Какие-то вопросы имеются?
– уточнил судья Андрей Плужников.
На что Иван Попов, слегка пожав плечами, ответил:
Нет, ваша честь, бывало и хуже.
А это – отказ по жалобе стороны защиты, принятый несколькими днями ранее//Скриншот страницы сайта 2zovs--msk.sudrf.ru
"Восстание" генерала "Спартака": Как это было
Источники, знакомые с генералом, подтверждают: в его жизни и впрямь случались более тяжёлые ситуации.
Так было, например, когда он принял 58-ю общевойсковую армию – на тот момент ещё не "гвардейскую", это почётное наименование, заработанное кровью и потом многих бойцов, в том числе под командованием Ивана Попова, президент присвоит ей в сентябре 2023-го, уже после его ухода с поста.
13 июля прошлого года – незадолго, кстати, до отставки Попова – губернатор (тогда ещё в статусе "врио") Запорожской области Евгений Балицкий отмечал:
Обстановка остаётся стабильно напряженной. Противник пытался прорвать оборону на участке Луговое – Малые Щербаки в Васильевском районе. Основные их усилия направлены на расширение плацдарма в районе посёлка Пятихатки. В ходе артиллерийского огня противнику нанесено огневое поражение силами нашей 58-й армии и батальона Судоплатова. Потери у противника существенные, достичь своих целей ему не удаётся.
За месяц до этого командующий 58-й армией единственный раз "засветился" в официальной хронике Минобороны, опубликовавшего его голосовое сообщение о трудном ночном бое против соединений 47-й механизированной бригады противника, отправленной в контрнаступ их стратегического резерва Украины: она пыталась прорвать фронт на участке Попова:
Впереди нас ждёт тяжёлая работа, всё только начинается. Поэтому будем готовиться, будем следить и будем выполнять возложенную на армию боевую задачу,
– резюмировал он.
Боевую задачу 58-я армия выполнила – её подразделения остановили контрнаступление в Запорожье. Вероятно, это и имел в виду судья Плужников, говоря о "положительных характеристиках", поступивших в адрес суда в поддержку генерал-майора: по данным Царьграда, за него, несмотря на вероятность огласки и возникновения проблем по службе, вступился ряд высокопоставленных офицеров.
Однако через месяц после того комментария Ивана Попова в ТГ-канале МО в Сети появилось другое аудиосообщение, записанное им. Совсем другое.
Возникла ситуация сложная со старшим начальством, когда надо было либо смолчать и смалодушничать и сказать то, что они хотели услышать, либо назвать вещи своими именами. Во имя вас и во имя погибших наших всех друзей боевых не имел права врать, поэтому обозначил все проблемные вопросы, существующие на сегодняшний день в армии по боевой работе, по обеспечению. Назвал все вещи своими именами, заострил внимание на самом главном – трагедии современной войны...
– заявил Попов, обращаясь к подчинённым командирам подразделений 58-й армии.
По его словам, он "заострил внимание на отсутствии контрбатарейной борьбы, станций артиллерийской разведки и массовой гибели и увечьях братьев от артиллерии противника, а также поднял ещё ряд других проблем, высказался об этом на самом высоком уровне откровенно, предельно жёстко".
И после этого, по выражению командарма-58, "старшие начальники почувствовали опасность и стремительно, за один световой день, состряпали приказ (об отстранении Попова. – прим. ред.) и от меня избавились".
Выступление это, которое, к слову, не содержало никаких политических призывов и требований, намёков на саботаж и прочего, произвело эффект настоящей информационной бомбы. На тот момент миновало менее месяца после знаменитого "марша справедливости", устроенного основателем ЧВК "Вагнер" Евгением Пригожиным и его "оркестрантами", и тут же появились соответствующие аналогии – на Западе прямо называли выступление Ивана Попова чуть ли не "бунтом генералов".
Стало известно, что Попов несколькими днями ранее был на совещании с участием главы Генштаба Валерия Герасимова, поэтому всё сказанное им связали с реакцией генерала армии. Только позже выяснилось, что запись не предназначалась для широкой общественности, – это было прощание командира с подчинёнными, которых он называл "гладиаторами", – символично, учитывая, что сам он имел позывной "Спартак".
Но случилось так, как случилось. Ивана Попова вскоре отправили в Сирию, а 58-я армия продолжила выполнять боевые задачи уже под новым руководством.
Адвокат: "Он ни в чём не виноват"
Об уголовном деле по факту хищения металлоконструкций, предназначавшихся для возведения фортификаций на Запорожском направлении, стало известно только сейчас, когда задержали Попова.
По версии следствия, Попов причастен к хищению в 2023 году более 1700 тонн изделий металлопроката, закупленных военно-гражданской администрацией Запорожской области в порядке предоставления гуманитарной помощи. Эти материалы предназначались для оборудования инженерных оборонительных сооружений на линии боевого соприкосновения. Их стоимость составляет свыше 130 млн рублей,
– говорится в сообщении СКР.
В реальности дело было возбуждено очень давно – едва ли не в то самое время, когда генерал ещё был командующим. Это Царьграду подтвердил адвокат Ивана Попова – Сергей Буйновский:
Восемь месяцев дело расследуется, он благополучно ходил на все вызовы, даже будучи в госпитале. А теперь нужно было почему-то вот так быстро-быстро, без предъявления обвинения допросить в качестве подозреваемого, возбудить уголовное дело и арестовать.
В материалах, собранных следствием, по нашим сведениям, речь идёт о том, что арматуру вывозили за пределы зоны СВО в один из южных регионов России, где её перепродавали.
Место генерала Попова "Спартака" – на фронте с его "гладиаторами"//Скриншот поста из ТГ-канала "Царьград ТВ".
Однако адвокат утверждает, что "доказательств причастности Попова (к преступлению) у следствия никаких нет, это просто версия".
Он никаких преступлений не совершал, ни в чём не виноват. Это человек, который посвятил всю свою жизнь защите государства – как внутри страны, так и за её пределами. Те аморфные суммы, которые указываются, к нему никакого отношения не имеют точно. Дело было возбуждено в отношении другого генерала – его вышестоящего начальника и друга, который погиб на СВО, после чего указом президента ему было присвоено звание Героя России,
– заявил в разговоре со спецкором отдела расследований "Первого русского" Буйновский.
Никаких предпринимателей, через которых якобы велась незаконная торговля, Иван Попов в глаза никогда не видел, добавил адвокат.
Имя генерала, упомянутого Буйновским, Царьграду известно. Но называть его мы не станем – и исходя из морально-этических соображений (человек, который имеется в виду, действительно героически сражался, многое сделав для фронта, и погиб; и – да, они дружили с Поповым, были боевыми товарищами), и потому что тот, погибший, попросту ничего не сможет возразить и парировать.
Возможно, эти детали и стали причиной того, что ГВСУ, настаивавшее ранее на аресте "Спартака", спустя неделю после заключения его под стражу выступило с необычной для следствия инициативой:
Главное военное следственное управление СК России ходатайствует об изменении меры пресечения бывшему командующему 58-й общевойсковой армией Ивану Попову, подозреваемому в мошенничестве, с заключения под стражу на домашний арест. Данное решение принято следствием с учётом характеризующих фигуранта уголовного дела данных, а также иных обстоятельств, установленных в ходе расследования.
Однако 235-й гарнизонный военный суд к мнению следствия не прислушался.
Почему суд не прислушался к мнению военных следователей?
Собственно, это и дало основания военкорам и ТГ-блогерам строить версии о причинах такого решения. Одна из них заключается в том, что в руководстве Минобороны из числа сохранившихся после смены главы ведомства кадров (напомним, что были арестованы "гламурный" замминистра Тимур Иванов, начальники Главного управления кадров Юрий Кузнецов, ранее целых 13 лет руководивший 8-м управлением Генштаба по защите гостайны, и Главного управления связи Вадим Шамарин), есть люди, имеющие "большой зуб" против Попова. И суд якобы подчинился им.
Но это не вполне так.
Бывший следователь по особо важным делам военной прокуратуры Максим Тихонов в комментарии Царьграду подтверждает, что раньше, когда военные судьи находились "под погонами", они так или иначе имели отношение к Минобороны в связи с тем, что находились на довольстве, как правило, в военном ведомстве. И, соответственно, вопросы заработных плат, снабжения жильём и всё прочее имело прямое касательство к МО. Но это давно уже не так, поэтому на сегодняшний день военные суды формально независимы.
Военные суды замыкаются на Военную коллегию при Верховном суде, но они никому не подчиняются, потому что суды у нас по Конституции независимы: у них нет системы подчинения ни вышестоящему суду по вопросам, связанным с судейством, ни по какой-то другой линии. Министерству обороны они не подчиняются тем более – это вообще параллельные структуры на сегодняшний день, они никак не соотносятся",
– отмечает Тихонов.
Военные суды никому не подотчётны, гласит закон//Скриншот страницы сайта base.garant.ru
В действующем законе "О военных судах", принятом ещё в 1999-м и подписанном президентом Борисом Ельциным, на самом деле есть статья 44 под названием "Особенности финансирования и материально-технического обеспечения судов в переходный период", то есть до 1 января 2000 года. Тогда все расходы на их содержание оплачивало Минобороны.
Однако позже в нормативный акт вносились многочисленные изменения, и на сегодня, в соответствии со статьёй 32 этого же закона, финансирование и обеспечение судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих осуществляется из госказны Судебным департаментом и Верховным судом.
Так что прямого давления на военный суд быть не могло в принципе. Однако надо учитывать нюансы – куда уж без них.
Ситуации, когда суд не идёт навстречу мнению следствия по мере пресечения, бывают крайне редко, говорит бывший военный следователь-"важняк" Тихонов. Ведь обычно именно следственные органы настаивают на более жёстких условиях содержания (заключении под стражу), а защита пытается их смягчить.
Здесь такое впечатление, что и следствию тоже не было выгодно, чтобы он находился под арестом. Вообще пребывание в СИЗО сильно затрудняет работу следователя, потому что ему на каждое следственное действие надо выезжать в изолятор. А все следственные эксперименты, проверки показаний на месте, – всё с участием конвоя. Ознакомление с материалами уголовного дела тоже осложнено: опять конвой, с вызовом обвиняемого в свой кабинет, либо надо самому ехать в СИЗО,
– рассуждает эксперт.
Адвокат Антон Аранибар, специализирующийся на экономических делах (преступлениях), тоже обращает внимание, что обычно следствие и прокуратура выступают с единым мнением – в том числе по избранию меры пресечения.
Могу предположить, что некоторые лица очень хотели продлить содержание под стражей, но не нашли понимания в СК. И, возможно, было какое-то закрытое совещание, где эту позицию донесли до судебных органов. Другой вариант – позиция государственного обвинителя, то бишь военной прокуратуры. И если суд-то – да, никому неподотчётен (может выслушать и сделать иначе), то военная прокуратура в какой, так скажем, системе координат находится? А суд, как правило, в вынесении таких решений идёт не со следственными органами, а с государственным обвинителем – прокуратурой,
– уточняет Аранибар.
Согласно закону "О прокуратуре Российской Федерации", статьями 49 и 50 устанавливается, что материальное и социальное обеспечение работников органов военной прокуратуры и финансирование её "осуществляется Министерством обороны и командованием других войск".
Что с того?
Дело генерала Попова сейчас, так или иначе, некоторые эксперты пытаются "встроить" в канву масштабной зачистки в Минобороны, которое 14 мая возглавил Андрей Белоусов, сменив на этом посту Сергея Шойгу.
Но, полагают осведомлённые источники Царьграда, это не вполне уместно. Аресты крупных военных чиновников – Иванова, Кузнецова, Шамарина – действительно, выглядят логичной линий антикоррупционной борьбы в военном ведомстве. Со всеми, как говорится, сопутствующими признаками: шикарными автомобилями, коттеджами и квартирами фигурантов и гигантскими суммами, найденными у них при обысках. Плюс сугубо экономическая подоплёка махинаций: подмахни бумажки, купи подешевле – продай подороже, получи деньги за выгодные контракты для приближённых коммерсантов.
А у бывшего командарма Попова всё не так. Боевой, а не паркетный генерал-бессребреник, у которого одна квартира, да и та служебная. Указанные следствием 500 тысяч, которые были получены на карту в качестве перевода от того самого погибшего друга? Да сама сумма здесь выглядит смешно в сравнении со взятками, которые получали упомянутые выше персонажи. А где искомые 130 миллионов ущерба?
И ещё один момент: в отличие от замминистра Тимура Иванова, адвокат которого притащил в суд на обжалование меры пресечения несколько пакетов с наградами, Иван Попов этого делать не стал. А у него-то есть что показать и суду, и обществу: орден Кутузова, орден Мужества, орден "За военные заслуги", медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени с мечами, медаль Жукова и другие ведомственные медали Министерства обороны.
Дело Попова начали раскручивать давно – задолго до назначения нового министра, команда которого сейчас проводит аудит в ведомстве и выявляет разные хрупкие места, которые надо укреплять, и вычисляет высокопоставленных коррупционеров. Вполне вероятно, что зачисткой воспользовались недоброжелатели, мягко выражаясь, генерала. Причём не очень верится, что делается это с подачи руководства Генштаба: там сейчас других забот полным-полно, а такие военачальники, как Попов, напротив, очень нужны. Скорее, стоит предположить подковёрные игры лиц рангом пониже, которые пытаются отвести внимание от делишек других персонажей,
– отмечает источник Царьграда.
Он уверен, что новый министр обороны Андрей Белоусов даст поручение разобраться с делом Попова и "Спартак" вернётся в строй – на фронт, к своим "гладиаторам".