ВМФ России: «Недофрегаты» хотят заменить «перекорветами»
Из-за отсутствия нормальных двигателей фрегаты проекта 11356 предложено заменить корветами проекта 20386. Кое-кто во флотских кругах называет такое предложение спорным – из-за неоднозначной репутации кораблей названного проекта
Собственно, это пока не является однозначным предложением. Пока это – мнение. Но когда некое мнение высказывает адмирал и начальник управления кораблестроения, вооружения и эксплуатации ВМФ, то это, хочешь не хочешь, будет являться мнением высшего флотского руководства. А на флоте у нас – дисциплина. Завидная. И хотя руководство во флоте и на флотах России меняется сегодня часто, причём нередко из-за дорогостоящих ошибок в работе, но решения любого начальства исполняются. Подчас даже с воодушевлением, хотя чаще – наоборот. Но исполняются.
Русский флот прирастёт ещё двумя большими кораблями
Фрегаты – не совсем фрегаты
По этой причине мнение адмирала Владимира Тряпичникова на флоте принялись анализировать со всем подобающим вниманием.
Да, верно, корабли проекта 11356 – так называемой адмиральской серии: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» – по-своему хороши. Водоизмещение – от 3620 (стандартное) до 4035 (полное) тонн. Мощность двухвальной газо-газотурбинной установки (ГГТУ) – 2 × 30 450 л. с., что позволяет держать скорость в 30 узлов. Дальность плавания на экономных 14 узлах – 4850 миль. Это делает данные корветы кораблями преимущественно ближней морской зоны: Северное, Средиземное, Жёлтое моря – их предельная операционная зона; далее – неуютно. Автономность – 30 суток; тоже, понятно, не для кругосветок.
«Адмирал Григорович». Фото: www.globallookpress.com
Вооружение довольно хорошее. Наряду с навигационной РЛС «Вайгач-У» имеются РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М» и «Позитив-М1.2», подкилевая гидроакустическая станция (ГАС) МГК-335М-03. То, что ГАС – подкилевая, в данном контексте важно, ибо альтернативой ей является ГАС, волочащаяся за кораблём на тросе, что, понятно, подвижности и незаметности кораблю не прибавляет. Весьма впечатляет и набор радиоэлектронного вооружения: БИУС «Требование-М», комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый», системы управления стрельбой ракетного и артиллерийского вооружения 5П-10 «Пума», МР-123-02 «Багира», приборы управления торпедной стрельбой «Пурга-11356».
Из ударного вооружения – ракеты «Калибр-НК» 3М14Т в восьми ячейках, артиллерийская установка А-190 калибром 100 мм, целый набор зенитного вооружения, противолодочного, минно-торпедного.
Россия выпускает в море ещё одного смертельно опасного «жучка»
Зубастый корабль, хотя в целом представляет собой развитие советских ещё сторожевых кораблей проекта 1135. И родились эти корабли почти что вынужденно – как облегчённая версия «настоящих» фрегатов проекта 22350, которой надо было заполнить дыры в корабельном составе Черноморского флота, пока строительство больших фрегатов для дальней морской зоны затягивалось. Их и сделали быстро: головной корабль проекта – «Адмирал Григорович» был заложен в декабре 2010 года, а в 2016 году уже стоял в строю.
Проблемы – не совсем проблемы
Проблемы с двигателями, однако, были и у этой серии. Изначально, в рамках ещё советской кооперации, газотурбинные установки для кораблей должно было поставлять украинское предприятие «Заря-Машпроект» из Николаева. Но после государственного переворота в Киеве и возникновения украинского кризиса поставки были прекращены.
Это не было катастрофой, но это было проблемой, ибо необходимы были деньги и время, которые требуются на создание производства двигателей в России, доведение его до необходимых мощностей, изживание «детских болезней» и так далее. Замену украинским газотурбинным установкам поручено было найти НПО «Сатурн» в Рыбинске. Нашли, так что проблема оказалась не такой уж проблемой, а лишь решаемой при необходимом волевом усилии задачей. Но – всё те же деньги и всё то же время. Тот же «Григорович» был задержан на год, а три корабля серии решено было сначала законсервировать, а затем недостроенными продать Индии.
Второй проблемой оказалась… закладка фрегатов проекта 22350. То есть одновременно начали строиться две серии фрегатов, причём одна в сравнении с другой оказывается «недофрегатами».
Можно сравнить.
Наперекор всему: Как русский бриг «Меркурий» вошёл в историю
Фрегаты проекта 22350 – многоцелевые корабли дальней морской зоны. Водоизмещение – на тысячу тонн больше: 4500 (стандартное) – 5400 (полное). Мощность – 2 × 5200 л. с. (маршевые дизельные) и 2 × 27 500 л. с. (форсажные газотурбинные). Скорость – 29 узлов, дальность – 4500 миль (на 14 узлах), автономность – 30 суток.
Вооружение: гидроакустических систем две, в том числе одна буксируемая, ударный ракетный комплекс из двух установок вертикального пуска по 8 «стаканов» для ракет «Оникс» и/или «Калибр-НК». Артустановка А-192М 130 мм, зенитно-ракетно-артиллерийское, противолодочное, минно-торпедное – всё как полагается. Тоже очень зубасто, очень хорошо. Хотя, как можно увидеть, принципиальной, порядковой разницы между фрегатами и «недофрегатами» ни в мощности и автономности, ни в вооружении нет.
В общем, две серии практически одинаковых по боевым свойствам кораблей. Понятно, что одни, с приставкой «недо-», начали строить вынужденно, чтобы компенсировать нелепые, создавшиеся просто из-за развала отечественного судостроения в руках выкупивших заводы олигархов задержки. Того же «Адмирала флота Советского Союза Горшкова» заложили ведь ещё в лохматом 2006 году! Но факт-то есть факт. В итоге по морям ходят разные корабли одинаковых качеств и задач. И денег на них надо тратить, получается, вдвое больше. И останавливаются в строительстве из-за отсутствия двигателей оба проекта тоже синхронно.
Работает «Калибр-НК». Фото: www.globallookpress.com
Проекты – совсем проекты!
Так что желание руководства флота что-то сделать понятно и объяснимо. Однако есть круги, которые продолжают не понимать одну вещь. А именно: почему вместо одной из «лишних» серий надо опять начинать строить новую, когда проект, пусть «недо-», но фрегатов 11356, уже отработанный и освоенный, предлагается заменить проектом корветов, новым и неотработанным. Причём по своим качествам это будет не корвет как таковой, а, так сказать, «перекорвет». С улучшенными характеристиками в теории, но с уже наметившимися конструктивными и эксплуатационными проблемами – на практике. Тем более что первые газотурбинные установки из Рыбинска для строящихся фрегатов проекта 22350 завод «Северная верфь» уже начал получать с февраля этого года. А значит, выбор между проектами фактически состоялся, и нет необходимости дополнять линейку моделей неким непонятным «перекорветом», который к тому же вооружён будет хуже имеющихся кораблей этого класса.
В самом деле, корветы проекта 20386 должны иметь на вооружении 100-мм артустановку А-190-01, крылатые ракеты «Калибр-НК», комплекс ПВО ЗРК «Редут», противолодочный комплекс «Пакет-НК». Площадка для вертолета Ка-27 или Ка-29.
Ещё один безжалостный «паучок» выращен для русского флота
Что, правда, особенно ценно – двигатели. Это будет комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением, в которой будут работать два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27500 л. с. и два главных электродвигателя мощностью по 2200 л. с. То есть более никто не зависит от впавших в кровавое национальное безумие соседей.
Но вот с управлением, указывают иные специалисты, проблемы. И без того не слишком, мягко говоря, безупречная РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2» заменяется неясно чем, внутрикилевая ГАС заменяется буксируемой ГАС «Виньетка». А главное, что вызывает опасения специалистов, – на кораблях этого проекта готовятся применять комплекс модульности, то есть замены блоков устройств и вооружений. Который не пошёл у американцев и от которого американцы отказываются, затратив громадные деньги.
Фото: www.globallookpress.com
С другой стороны, новый корвет должен стать действительно новым по своей «модерновости», по соответствию достижениям науки и требованиям времени. Так, на нём вовсю будут использоваться интегрированные информационно-управляющие системы открытой архитектуры, свежайшее радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы. Этакий маленький «Замволт»! Малозаметность – тоже важнейшее условие.
И вот тут, после того, конечно, как выслушать критиков внимательно и терпеливо, становится важно сказать нечто примирительное. А точнее: да, ребята, есть опасность, есть риск из-за большого количества новых технических решений, не испытанных на практике. Но ведь когда-то надо начинать их испытывать. А значит – вводить.
Вот и попробуем, раз буйные соседи предоставили такую возможность…