Великий писатель, веривший в русское будущее: Фёдор Михайлович Достоевский
9 февраля (по новому стилю) умер Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) – великий русский писатель. Великое творчество и великая вера в русское будущее
Великий русский писатель родился в семье врача в Москве.
Первыми детскими воспоминаниями Фёдора Михайловича стали вечерние домашние молитвы и обучение чтению по книге "Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета".
Отец Фёдора Михайловича, достигнув по службе чина коллежского асессора, стал в 1828 году дворянином. Прикупил село Даровое в Тульской губернии, где летом жили его дети. Позже у отца Достоевского было почти сто крестьян и более пятисот десятин земли.
Учился Фёдор Достоевский в пансионе Л. И. Чермака и вместе со своим братом Михаилом очень интересовался литературой. Но их отец считал это дело несерьёзным и устроил их учиться в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге, которое Ф. М. Достоевский окончил в 1843 году с чином подпоручика.
В следующем, 1844 году поручик Ф. М. Достоевский увольняется со службы и всецело предаётся литературным занятиям. Хотя не только…
Литература, петрашевцы, каторга
С первого же произведения, романа "Бедные люди" (1845), Фёдор Михайлович стал известен, хотя вскоре ему и пришлось перейти из журнала "Современник" (Н. А. Некрасов), после расхождения с Белинским, в журнал "Отечественные записки" (А. А. Краевский).
Писательская слава сводила Фёдора Михайловича со многими в Санкт-Петербурге, в том числе и с петрашевцами, с кружком С. Ф. Дурова, и в частности с Н. А. Спешневым, называвшим себя коммунистом. Последнего Ф. М. Достоевский называл "своим Мефистофелем" и писал с него Ставрогина ("Бесы").
Образовалось тайное общество из семи молодых людей, которые жаждали переворота в России. Но петрашевцев раскрыли, арестовав в 1849 году. Ф. М. Достоевский попал в Алексеевский равелин, где имел возможность продолжать писать.
После следствия суд приговорил Ф. М. Достоевского к смертной казни. В следующей инстанции генерал-аудитор заменил ему приговор "ввиду несоответствия его вине осуждённого" на восемь лет каторги. А Император снизил его ещё вдвое, до 4 лет, с дальнейшей службой в солдатах.
На каторге писатель продолжал писать в "Сибирской тетради", из которой выросла потом повесть "Записки из Мёртвого дома".
После восшествия на престол Императора Александра II через своего знакомого, знаменитого генерала Э. И. Тотлебена, Фёдор Михайлович получает определённое помилование и становится прапорщиком.
А в 1857 году писатель получает полное прощение и ему возвращается дворянское звание.
Эпоха почвенничества
Далее начались публикации повестей "Дядюшкин сон" (1859), "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), "Записки из Мёртвого дома" (1861–1862).
Вместе с братом они издавали журналы "Время" (1861–1863) и "Эпоха" (1864–1865). Начиная с его статьи "Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863) можно говорить о формировании почвеннического мировоззрения у Ф. М. Достоевского, его критического отношения к Западу, к прогрессизму как идеологии.
Неужели ж и в самом деле, – писал он, – есть какое-то химическое соединение человеческого духа с родной землёй, что оторваться от неё ни за что нельзя, и хоть и оторвёшься, так всё-таки назад воротишься. Ведь не с неба же, в самом деле, свалилось к нам славянофильство, и хоть оно и сформировалось впоследствии в московскую затею, но ведь основание этой затеи пошире московской формулы и, может быть, гораздо глубже залегает в иных сердцах, чем оно кажется с первого взгляда. Да и у московских-то, может быть, пошире их формулы залегает. Уж как трудно с первого раза даже перед самим собой ясно высказаться. Иная живучая, сильная мысль в три поколения не выяснится, так что финал выходит иногда совсем не похож на начало…
Очень критично Фёдор Михайлович рассуждает о "западных помочах", от которых мы никак не можем отделаться.
Сидим мы, например, все без дела, и вдруг нам покажется, что кто-то что-то сказал, что-то сделал, что у нас собственным духом запахло, что дело нашлось, вот мы так все и накинемся непременно уверены, что сейчас начинается. Муха пролетит, а мы уж думаем, что самого слона провели. Неопытность юности, ну и голодуха к тому же… Вся наша крайне прогрессивная партия до ярости стоит за чужие помочи.
Саркастически смотрит на интеллигентское "европейничание":
Пусть всё вокруг нас и теперь ещё не очень красиво; зато сами мы до того прекрасны, до того цивилизованы, до того европейцы, что даже народу стошнило, на нас глядя. Теперь уж народ нас совсем за иностранцев считает, ни одного слова нашего, ни одной книги нашей, ни одной мысли нашей не понимает, – а ведь это, как хотите, прогресс. Теперь уж мы до того глубоко презираем народ и начала народные, что даже относимся к нему с какою-то новою, небывалою брезгливостью… Теперь мы с такою капральскою самоуверенностью, такими фельдфебелями цивилизации стоим над народом, что любо-дорого посмотреть.
Не менее символическим текстом почвенничества стало предисловие к циклу Ф. М. Достоевского "Ряд статей о русской литературе. Введение". Смысл работы: Россия отличается от Запада меньшими сословными и личными конфликтами, большим национальным единством, всечеловечностью, но образованное общество плохо знает простой народ, отсюда задача соединения общества с "почвой" и образование народа.
"Великое пятикнижие" и "Дневник писателя"
В 1864 году друг за другом умерают жена Достоевского и его брат Михаил. Оставшиеся долги по журналу "Эпоха", а также семья его брата остаются на попечении Фёдора Михайловича.
Он впрягся в работу с ещё большей силой, начав эпоху своего "великого пятикнижия": "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871–1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879–1880).
Получая задаток, Ф. М. Достоевский писал главы романа и отсылал М. Н. Каткову. Все эти романы, кроме "Подростка", были опубликованы в журнале "Русский вестник". В журнале, в котором были напечатаны почти все великие русские романы того времени.
Параллельно с написанием романов Ф. М. Достоевский с 1873 года начал вести свой публицистический "Дневник писателя". В "Дневнике" он высказывался о заставлявшем его задумываться или удивляться.
Именно в "Дневнике" он описал своё мировоззрение:
Я во многом убеждений чисто славянофильских, хотя, может быть, и не вполне славянофил… объединение славян под началом России означает и заключает в себе духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия, во главе объединённых славян, скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его своё новое, здоровое и ещё неслыханное миром слово (1877, июль–август)…
Как православный христианин Фёдор Михайлович Достоевский верил в Россию, верил в её будущее и работал над приближением этого русского будущего своим творчеством.