Ваш цифровой ошейник уже в России. Ожидайте авторизации!
Сотовые операторы в России могут начать слежку за абонентами для выявления контактов граждан с заболевшими коронавирусом. Более того, сейчас "Большая тройка" уже не готова делать это бесплатно и требует денег из бюджета за использование американских технологий слежения. Насколько это безопасно?
Совершенно очевидно, что пандемию коронавируса как в мире, так и в России будут останавливать не только с помощью массовой вакцинации, но и с применением высоких технологий. Это уже происходит повсеместно. Ещё весной мы получали цифровые пропуска для передвижения по городу, похода за продуктами или поездки в больницу, что тогда было оценено частью граждан как посягательство на их конституционные права.
О печально известном приложении московских властей "Социальный мониторинг", через которое отслеживается соблюдение больными коронавирусом режима самоизоляции, даже и вспоминать не хочется. Тысячи заболевших москвичей уже получили штрафы за нарушения, которых не было.
Сейчас же речь идёт о приложении "Госуслуги covid-трекер". Вы о таком знали? Оно предназначено уже не для заболевших коронавирусом, а для здоровых людей. Программа доступна для скачивания в магазинах приложений Google Play Market и AppStore. Интересно, что широкой кампании продвижения этого приложения "в массы" пока не было, и о нём знают немногие. Однако власти и сотовые операторы уже делают на него ставку в наступившем 2021 году.
Новый цифровой ошейник уже в России
Приложение "Госуслуги covid-трекер" было запущено ещё в ноябре 2020 года. Задумка создателей приложения была проста и во многом копировала то, что уже применяется в других странах. Программа следит, с какими устройствами ваш телефон был поблизости, и если в последние 14 дней вы были рядом с заболевшим коронавирусом, то затем вам приходит push-уведомление (поверх всех приложений на экране смартфона). Неплохая идея, согласитесь.
На странице программы в Play Market сказано, что она полностью безопасна и гарантирует сохранность конфиденциальных данных.
Возможно, недавно вы были совсем близко с человеком, заболевшим COVID-19, но пока не знаете об этом. Установите приложение и проверьте. Сообщите другим пользователям, если заболели сами. Всё анонимно! Никто не узнает, кто заболел и где находится,
– говорится там.
Создатели написали, что якобы никакой слежки за пользователями и их геолокацией нет, а смартфоны лишь обмениваются некими ключами через протокол Bluetooth. Затем система запоминает все ключи устройств, которые были поблизости, и если в ближайшие 14 дней один из владельцев сообщит о заболевании, то через общую базу это станет известно всем, кто с ним встречался или был рядом в последние две недели. Вроде бы всё честно и разумно. Но не будем спешить.
Аналогичные программы уже работают по крайней мере в 40 странах мира. Среди них – Германия, США, Чехия, Греция, Бразилия, Хорватия, Бельгия, Эквадор, Норвегия, Финляндия, Япония, Казахстан, Кипр, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия и другие. Полный список стран, применяющих прямо сейчас "ковидные трекеры", можно посмотреть по ссылке.
Нажиться на беде
Кто же будет за всё это платить? Ведь сервис могут начать активно продвигать для населения. На самом деле, мы с вами. Сами граждане России. 22 января стали известны две интересные вещи. Первая: власти пяти регионов нашей страны обратились к сотовым операторам с просьбой возобновить работу "ковидных трекеров". Вторая: мобильные операторы ответили, что они не против, но только оплачивать это самостоятельно больше не хотят. Идея ваша, вот вы и заплатите нам, а мы уж за гражданами последим.
Как написал РБК, письмо с таким запросом на имя министра цифрового развития России Максута Шадаева направила некто Анна Серебрянникова, возглавляющая объединение операторов связи в рабочей группе "Информационная инфраструктура" в организации "Цифровая экономика", которая "рулит" одноимённой нацпрограммой.
Серебрянникова заявила, что Минцифры рекомендовало операторам возобновить выгрузку геоданных о жителях России в информационную систему министерства ради "отслеживания перемещений граждан". Выгрузка приостанавливалась на период снижения числа заражений коронавирусом летом 2020 года, однако теперь, как считают в министерстве, пришло время вводить контроль снова.
Система пока должна быть перезапущена в Бурятии, Оренбургской области, Приморском, Забайкальском и Красноярском краях. По мнению Серебрянниковой, операторы связи понесут из-за этого "дополнительные издержки", поэтому инициатива Минцифры должна быть оплачена им из бюджета (конкретной суммы она не назвала).
И тут начинается самое интересное. В Минцифры вовсе не обрадовались этому письму. Там настаивают, что издержки операторов будут несущественными и никаких денег им не дадут.
Вызывает удивление желание некоторых операторов дополнительно заработать, пока вся страна борется с коронавирусом,
– ответили там на письмо Серебрянниковой.
Пока совершенно непонятно, чем закончится эта пикировка, но я позволю себе напомнить ситуацию, которая возникла вокруг небезызвестного "пакета Яровой". Это решение, если помните, стало жёстким требованием к операторам.
Затраты на "пакет Яровой", требующий хранения данных пользователей на случай запроса из правоохранительных органов, были оценены операторами минимум в 50-60 млрд рублей для каждого из них за пять лет.
Аналитическое агентство Content-review, например, ранее оценивало рост тарифов на сотовую связь в России в 2020 году на 17-18% и указывало "пакет Яровой" как одну из причин этого подорожания. В 2021 году это же агентство оценило рост стоимости уже в 15-16%. При этом глава агентства Сергей Половников недавно так и заявил, что тарифы вырастут из-за "пандемии и сопутствующих ей расходов операторов".
И если Минцифры, с одной стороны, требует от операторов вновь надеть "цифровой ошейник" на граждан (хоть и не в порядке принуждения), но отказывается за это платить, то может случиться так, что затраты будут банально вновь переложены на самих абонентов. Причиной же будет объявлен железобетонный аргумент – пандемия.
Все данные – уже в США
Но вернёмся к самому приложению "Госуслуги covid-трекер". Как и его западные аналоги, оно работает на основе технологии Exposure Notifications. И название иностранное, и происхождение – тоже. Эту технологию разработали Google и Apple, чтобы монополизировать мировой рынок "ковидных трекеров".
Так, например, в Германии ещё весной 2020 года был предпринят неудачный опыт создания собственного трекера для отслеживания контактов с больными коронавирусом. Когда об этом стало известно широкой общественности, немцы возмутились объёмом тех данных, которые намеревалось собирать правительство. Именно поэтому, как писало тогда агентство Reuters, власти Германии в итоге перешли на ту самую технологию Exposure Notifications, и граждан это уже не возмутило, так как они посчитали технологию безопасной с точки зрения конфиденциальности.
Самое интересное, что Apple и Google между тем пообещали удалять из своих магазинов приложений любые "ковидные трекеры" любых стран мира, работающие на каких-либо других технологиях, кроме Exposure Notifications. Об этом уже в мае 2020 года не без гордости писало издание MIT Technology Review, принадлежащее главной кузнице IT-кадров в США – Массачусетскому технологическому институту.
Монополия, скажете вы? Конечно. Бизнес по-американски и ничего личного. Вот и российский трекер, носящий в себе призванное вызывать доверие слово "госуслуги", работает именно на этой технологии. Более того, хотя технология Exposure Notifications и считается безопасной (не спрашивает номера телефона, не хранит его и не сопоставляет зашифрованные ключи с конкретным абонентом), эти данные всё равно хранятся на серверах в США, и сопоставить их со своими данными Google и Apple могут самостоятельно.
Делаем выводы
Хотелось бы посмотреть, как приложение "Госуслуги covid-трекер" стало бы работать в полную силу. Давайте представим, что некий житель Москвы ездит на работу ежедневно в метро, где вокруг него сотни и даже тысячи людей. Если в вагоне окажется хоть один заболевший (что очень вероятно для столицы), то уведомления получат сразу все, кто ехал с ним рядом. Если это сознательные люди, то они пойдут делать тест на коронавирус и сядут на самоизоляцию. А если несознательные? Очевидно, система не будет эффективной, если не будет предусматривать санкций к тем, кто не отправился на обследование.
Это полбеды. Беда в том, что трекер вообще не будет эффективным, если его установка и использование не станут обязательными для всех. Иначе говоря, пока данные абсолютно всех граждан не окажутся в распоряжении Apple и Google.
Стоит ли говорить, что для России такая постановка вопроса должна быть совершенно неприемлемой?