Валентин Катасонов: Центробанк способен взорвать ситуацию в России
В ходе беседы с заместителем главного редактора телеканала Царьград и ведущим Юрием Пронько доктор экономических наук Валентин Катасонов рассказал о черных дырах банковского сектора, о построении электронно-банковского концлагеря и о том, чем могут обернуться изъятия лицензий у банков
Как банки присвоили государственные функции
Денежное обращение - это важнейшая часть экономики. Словно кровообращение в человеческом организме. Еще в позапрошлом веке денежное обращение считали сферой инфраструктуры, полагая, что она должна находиться в государственном секторе. Так и есть. Ну, максимум, она должна быть под жестким государственным контролем и управлением. В России же денежное обращение приватизировано коммерческими банками.
Клиенты несут наличные деньги, кладут их на депозит, а банки… выдают кредиты. Деньги при этом мультиплицируются. В любом учебнике экономики такой процесс называется «денежным мультипликатором». Это честно и правильно. Потому что безналичная компонента денежного обращения в разы превышает наличную. И если Центральный банк напрямую не регулирует этот процесс, то экономика начинает входить в состояние тремора.
Но нельзя приватизировать денежное обращение! Это намного опаснее для государства, чем, допустим, даже приватизация оборонных предприятий. Банки, собственно говоря, перепутали функции. Основная их функция - обеспечение экономики кровью. А они зарабатывают, уничтожая экономику.
Новая вавилонская башня
На Западе есть экономисты, которые пытаются достучаться, докричаться и объяснить, что существующая денежная система построена на клептомании ростовщиков. И народ повсеместно перестал понимать, что такое банковская система. Еще в XVIII - XIX веках, когда случались банковские кризисы, все понимали, что это происходит потому, что была заложена концепция неполного или частичного покрытия обязательств. Но сегодня даже студент какого-нибудь экономического факультета является объектом нейролингвистического программирования, которому говорят: коммерческий банк - это финансовый посредник. А если ты слышишь слово «финансовый посредник», то представляешь, что даешь рубль, кладешь его на депозит, а банк-посредник этот рубль, значит, размещает где-то в экономике, в виде кредита. Но нет! На деле, он берет этот самый рубль, и под него может создать десять новых рублей. Это называется банковский мультипликатор.
Я оканчивал экономический факультет по специальности «экономист внешней торговли» и, естественно, изучал валютные операции. Нам объясняли, что на валютном рынке происходят продажи валюты, полученной в результате экспорта, и покупка валюты для импорта. То ест, весь валютный рынок работал под внешнюю торговлю. Сегодня я вижу, что на валютном рынке только 1% операций продолжается для обеспечения внешней торговли, а 99% - это пена, на которой зарабатываются бешеные деньги. Причем самые бешеные деньги зарабатываются именно в начале, на печатном станке, там, где создается эмиссионный доход.
Идет выстраивание некоей «вавилонской башни» финансов. Но она обвалится. Рано или поздно…
Что может изменить Трамп
Дональд Трамп заставил напрячься всю Америку, когда сказал, что необходима реструктуризация американского долга. В США об этом вообще никто никогда не задумывался, американцы считали, что могут строить эту саму пирамиду до Луны или до Марса, и никаких препятствий не будет. А тут вдруг кандидат от республиканской партии заявляет, что, значит, надо проводить реструктуризацию. Американцы ошалели просто! Мы что, Греция? Мы что, какая-то африканская страна, чтобы требовать реструктуризации?! Но Трамп, с одной стороны, говорил о реструктуризации, а с другой - щипал главу ФРС Джанет Йеллен за то, что она держит ключевую ставку на уровне плинтуса - полпроцента. Ну, понятно, что повышение этой ключевой ставки имеет свои плюсы и свои минусы. Но нельзя же до бесконечности поддерживать денежный коммунизм в США!
Нет, сейчас этот вопрос уже закрыт. Он опять получил статус «табу», никто даже не обсуждает его. У них, честно говоря, логика такова: как мы будем обслуживать этот долг? Потому что самое узкое место - это обслуживание долга.
Доктор экономических наук Валентин Катасонов. Фото: Телеканал "Царьград"
У ворот концлагеря
Некоторые в США, правда, вообще говорят: а чего мы стесняемся, вон Европа уже перешла на отрицательные процентные ставки. Что это мы такие консерваторы, старомодные, давайте тоже заживем в минусе! Но если вы хотите жить в минусе, тогда, значит, надо уже… Но финал у этой истории будет один: электронный банковский концлагерь. На Кипре, кстати, произошло списание денег со счетов вкладчиков. Таким образом, они начали пробовать эту схему. Некоторые потеряли 10% на своих вкладах, а некоторые даже 20 и 30%. Это как соотносится с принципами капитализма, неприкосновенности частной собственности? Абсолютно никак. Вот первые признаки построения этого электронно-банковского концлагеря.
Россия активно вовлечена в этот процесс. Две недели назад президент России подписал указ о Стратегии построения информационного общества. С моей точки зрения, наше руководство излишне эйфорически воспринимает все эти тренды.
Эффект ядерного взрыва
С середины 2013 года по настоящее время отозваны лицензии у 300 с лишним российских банков. Банк России заявляет о том, что совокупный объем дыр всех банков, у которых были отозваны лицензии, составляет порядка одного триллиона рублей. Ну, у меня такое ощущение, что это заниженная цифра. Но даже она впечатляет. Большая часть дыр - это обязательства, причем не перед физическими лицами, а перед корпоративными клиентами. По данным Банка России, 70% потерь физических лиц компенсируется Агентством страхования вкладов. Мне кажется, это немножко завышенная оценка, но тем не менее.
А юридические лица «пролетают» полностью. У нас столько шума, криков по поводу того, что у очередного банка отобрали лицензию и объявлена процедура банкротства! Н о том, сколько полегло предприятий реального сектора экономики вокруг этого банка - молчок. Это братская могила. Кладбище до горизонта. И если Набиуллина и дальше будет продолжать этот мучительный процесс, у нас полягут тысячи и тысячи предприятий.
Представьте себя в шкуре какого-нибудь руководителя, хозяина, директора предприятия. Он понимает, что скоро и до него доберутся. И у него, естественно, реакция не что-то создавать, развивать, а как бы спастись. И он тоже начинает выводить свои активы. Понимаете? То есть вот эта зараза - она распространяется!
Центральный банк не является органом государственного управления, это кошка, которая гуляет сама по себе. Что там за люди - в этом Центральном банке, еще надо разбираться. Я не исключаю, что они могут получить команду из-за океана взорвать ситуацию в стране. Как? Да очень просто. Не нужно никаких террористов, нужно просто отобрать лицензию у какого-нибудь системообразующего банка, к которому привязаны сотни предприятий реального сектора экономики. Представляете, какой будет эффект? Почище ядерного взрыва.