Вакцина от русофобии: В столице Белоруссии заложен первый старообрядческий храм Русской Церкви
В Ильин день, 2 августа 2021 года, Патриарший Экзарх всея Белоруссии Митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил чин основания уникальной церкви: первого в Минске старообрядческого храма Московского Патриархата. Храма общины православных старообрядцев-поморцев, воссоединившихся с Русской Православной Церковью.
Подобного православного богослужения Белая Русь не видала с дореволюционных времён. Да и до революции такие службы здесь были большой редкостью. Архиерейский "чин основания храма", то есть освящения места под дальнейшее возведение новой святыни. Святыни уникальной: первого в Минске и во всей Белоруссии православного старообрядческого храма в лоне Московского Патриархата. В Российской Империи такие храмы традиционно именовались "единоверческими". С 1800 года, когда Император Павел официально признал право старообрядцев, желающих воссоединиться с Русской Церковью, сохранять свои правила и обычаи (а ровно 50 лет назад, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года, все прежние осуждения старых богослужебных чинов и обрядов были признаны ошибочными). Это направление и получило название единоверия или, иначе, православного старообрядчества.
Торжество минских старообрядцев
Сегодняшняя минская старообрядческая община особенная. Это потомки староверов-поморцев, беспоповцев, ещё в XVIII столетии бежавших в земли Западной Руси от гонений. Совсем недавно, в 2005 году, собрание минской общины приняло решение о восстановлении священства и вхождении в лоно Московского Патриархата. А в 2006-м постановлением Синода Белорусского экзархата Русской Православной Церкви община была принята в его юрисдикцию как "Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в городе Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусского экзархата Московского Патриархата)".
Фото: официальный сайт Белорусского экзархата Русской Православной Церкви
За этими словами исторической хроники судьбы многих людей. Например, майора ВДВ Вячеслава Евгеньевича Клементьева, долгие годы возглавлявшего минскую поморскую общину и приведшего её к воссоединению с Русской Церковью (чин воссоединения совершил московский клирик, настоятель единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах священноигумен Пётр (Васильев), ставший духовником минской общины). Или Екатерины Васильевны Слышковой, на чьи хрупкие плечи в последние годы легли главные организационные работы по подготовке возведения новой святыни и её дальнейшему строительству.
А подготовка была очень непростой. Поначалу белорусские чиновники не понимали: мол, сколько уже в Минске храмов, зачем ещё один? Но Вячеслав Евгеньевич и Екатерина Васильевна смогли убедить власти: это не простой храм, таких церквей во всей Белоруссии нет ни одной. Более того, она, с одной стороны, может стать "мостиком" для диалога Русской Православной Церкви со старообрядческими согласиями, а с другой, поспособствовать русско-белорусской интеграции, поскольку практически все старообрядцы Белоруссии имеют великорусские корни. И наконец, лично Александр Григорьевич Лукашенко принял президентское решение выделить землю в Минске для строительства старообрядческого храма святого пророка Илии.
Разумеется, торжественного события основания храма не случилось бы, если бы не архипастырская воля приснопамятного Митрополита Филарета (Вахромеева), возглавлявшего Белорусский экзархат до 2013 года. Более 35 лет он духовно окормлял православных христиан Белоруссии, и именно при нём минская древлеправославная поморская община воссоединилась с Московским Патриархатом. Немало сделал и его преемник, владыка Павел (Пономарёв), а сегодня с подлинно отеческой заботой к старообрядцам относится нынешний Патриарший Экзарх Митрополит Минский и Заславский Вениамин.
Фото: официальный сайт Белорусского экзархата Русской Православной Церкви
Владыка Вениамин впервые совершал богослужение по дораскольному чину и древним книгам, изданным при первых Московских Патриархах, но делал это настолько благоговейно, что даже прибывшие в Минск на богослужение староверы других согласий, не воссоединившиеся с Русской Церковью, с большим уважением высказывались об этом архипастыре. Особенно же поразило их то, что Митрополит Вениамин взял в руки традиционное поморское кадило, кацею, и благословил молящихся старообрядцев так, как это веками делали их предки. Скорее всего, подобное случилось впервые за много веков.
Что с того?
И в заключение хотелось бы ответить не только минским чиновникам, поначалу не понимавшим, зачем белорусской столице ещё одна православная святыня. Но и всем, для кого старообрядчество – лишь некая этнографическая древность, место которой в музее. Мол, что нам с того, что в Минске появится русский православный старообрядческий храм? А ответ прост: дораскольное наследие Русской Церкви – это не нечто ушедшее в прошлое, но живая традиция, основанная на многовековом опыте наших благочестивых предков. И обращение к ней – это лучшая прививка как от околоцерковного обновленческого либерализма, так и от русофобии, которую, к сожалению, можно встретить и в союзной Белоруссии.
Фото: Царьград
В завершение же хочется добавить: конечно, возведение любого храма – это огромная ответственность и серьёзные затраты. А потому хочется призвать всех неравнодушных русских православных людей любой богослужебной традиции поддержать наших минских единоверцев. И древняя молитва обо всех "строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего" будет совершаться в нём за каждым богослужением.