В случае конфликта США с Россией Ирак останется в стороне
Посол Ирака в России заявил, что Багдад твёрдо воздержится от выступления на чьей-либо стороне в случае обострения конфликта между пророссийской и проамериканской коалициями в Сирии
На Ирак не рассчитывайте. Так можно кратко сформулировать ответ посла этой страны в России Хайдара Мансура Хади на вопрос "Царьграда".
Вопрос прозвучал достаточно актуально в свете нынешних событий в Сирии, где США и Запад ожидаемо выразили возмущение тем, что Дамаск решился наконец навести порядок в Восточной Гуте. При том, что Дамаску политическому ничего иного не остаётся, ибо из этого занимаемого вооружённой оппозицией региона постоянно обстреливается ракетами Дамаск физический. То есть город, населённый живыми людьми, которые в результате обстрелов перестают таковыми быть: только что пришли сообщения ещё о девяти убитых ракетами гражданских. Прилетает и на территорию посольства России, по центру примирения и согласия, по гражданской инфраструктуре миллионного города.
Ирак против альянсов...
Ирак не будет выбирать между альянсами и коалициями, — заявил Хади в ответ на вопрос, кого готова была бы больше поддержать его страна в случае окончательного ожесточения отношений между русско-сирийско-иранско-турецкой проамериканской коалициями. — Мы против политики альянсов и осей".
Понятно, что дипломат даже при всём желании не мог бы ответить на такой вопрос прямо. Но, собственно, "Царьграду" в данном случае и хотелось уловить нюансы, нотки, которые помогли бы в правильном анализе подвижной ситуации на Ближнем Востоке.
У Ирака же в этой обстановке дважды, даже трижды ключевое положение. Во-первых, у него с Сирией общая граница и общие террористы из запрещённого в России ИГИЛ. Во-вторых, через его территорию проходит очень важная связь между Ираном, Сирией и Ливаном, без налаженной работы которой победа над ИГИЛ могла заметно отодвинуться в будущее. Наконец, это разные, но общие для обеих стран курды с их противостоянием Турции и клиентскими отношениями с США.
Поэтому от выбора Ираком стороны в углубляющемся размежевании между двумя коалициями зависит достаточно многое. Включая и военные аспекты: ведь через его территорию пролетают (пролетали, во всяком случае) и американские, и русские самолёты и ракеты. Стоит ему только объявить о закрытии неба...
... и за баланс
"У нас особые отношения с Россией, Ираном, Турцией", — отметил Хади. И тут же подчеркнул, что с американцами "у нас отношения стратегические".
Фото: www.globallookpress.com
Последняя фраза была повторена в разных контекстах даже трижды. Собственно, после этого дипломату не оставалось ничего иного, как признаться: "Ирак балансирует в своих отношениях. Страна подтвердила свою способность балансировать в отношениях между странами, поэтому нам не придётся выбирать. Ирак со всеми работает в положительном ключе".
Сказано это было с облегчением. В то же время без намёка или оговорки, то есть того самого нюансика, всё же не обошлось. Багдад выступает против внешнего вмешательства в подобные кризисные ситуации, какая существует в Сирии, закинул Хайдар Хади камни в огороды обоих противоборствующих альянсов.
Считаем, что внешнее вмешательство осложняет положение, — заявил он. — С первых дней сирийского кризиса мы говорили, что внешнее вмешательство приведёт к конфронтации, что и произошло".
А далее очевидная природа и не менее очевидная история начала сирийского кризиса заставила дипломата сказать: "Террористические группировки в Сирии сейчас — это результат внешнего вмешательства". Фраза "поэтому Ирак всегда будет выступать за мирное разрешение кризиса в Сирии, за сохранение территориальной целостности этой страны и жизней её граждан" лишь придала дополнительную окраску свидетельству, кто именно развязал этот самый кризис и ради чего.
И ещё одно важное обстоятельство Хади не преминул подчеркнуть: в Ираке нет и не будет американских военных баз. Максимум — есть американские советники, "согласно общим договорённостям". А в целом "мы подписали ранее с США соглашение о выводе сил, поэтому в ближайшее время возможности для создания баз в США в Ираке нет", решительно подчеркнул посол.
Ирак хочет сосать двух маток
Не так, разумеется, по-простонародному прямо, но иракский дипломат дал понять, что ныне, после военного разгрома ИГИЛ, в результате которого "его возрождение невозможно ни в Ираке, ни в Сирии", его стране нужно восстанавливать экономику.
На это восстановление, по расчётам местных специалистов, потребуется свыше 88 миллиардов долларов, а пока все надежды на сбор инвестиций ограничиваются 33 миллиардами. Тоже немало, но недостаточно. И потому Багдад очень рассчитывает на участие российских компаний в этом процессе.
Оно, это участие, уже есть. Правда, не совсем в том объёме, в котором хотелось бы, и не совсем в том правовом поле, на котором следовало бы заключать сделки. В частности, Хайдар Мансур Хади указал, что контракт на добычу, заключённый с иракским Курдистаном под гарантии курдов, — это, конечно, контракт "курдских братьев", но государство Ирак его гарантировать не будет. И если серьёзной русской компании желательно такие гарантии иметь, то она вольна договориться о перезаключении контракта с официальным правительством.
С другой стороны, у Ирака "стратегические отношения с США", а у США хозяйские отношения с курдами. Об остальном можно умолчать. Посол и умолчал. Лишь подчеркнул ещё раз, что Багдад рассчитывает на "представительное присутствие" российского бизнеса.