Украинские санкции против банков: "Это не то, что Европа, это Новая Гвинея"
Порошенко ведет Украину к дестабилизации и лишению всех инвесторов
Сегодня украинские власти вновь отличились. Президент Украины Петр Порошенко ввел на год санкции против банков, в капитале которых есть доля российских банков. В их число вошли Сбербанк, "ВиЭс Банк", "Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк", "ВТБ", "БМ Банк". Изначально инициативу предложил Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). Соответственно, контролировать процедуру будет секретарь СНБО Александр Турчинов.
На сайте Порошенко указывается, что санкции подразумевают запрет выводить капитал указанными юрлицами за пределы Украины в пользу связанных с ними лиц. Также речь идет о выплате дивидендов, процентов, возвращения межбанковских депозитов и кредитов, средств из корреспондентских счетов субординированного долга.
Напомним, ранее Царьград провел спецрасследование о том, зачем Россия вложила 6 млрд в нацистский Киев. Действительно к Минфину и ЦБ остается много вопросов. О том, чем это обернется как для России, так и для Украины, рассказали эксперты.
"Это не то, что Европа, это Новая Гвинея"
В комментарии Царьграду доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Плеханова Сергей Орлов подчеркнул, что филиалы российских банков появились на Украине до кризиса 2014 года.
"Все же ожидалось, что политика Украины не будет столь нагло спроектирована в пользу национализма, неофашизма и прямой русофобии. Русофобия, к сожалению, коснулась не только политики, но и чисто экономики, интересов людей. И вот это уже печально. Российские банки рассчитывали на потепление в экономической сфере, на переосмысление ситуации, возможно, нового правительства, нового руководства в Украине. Но, оказалось, что трех лет для этого было недостаточно".
За это, собственно, банки и понесли убытки по всем статьям, констатировал Орлов. "Это не то, что Европа, это Новая Гвинея, Папуа", - сказал он о киевском руководстве.
Это ведет Украину к ситуации полной дестабилизации
В таком решении Порошенко нет ничего странного, если страной управляет человек, пришедший в результате переворота, подчеркнул заместитель главного редактора телеканала Царьград Юрий Пронько. В таком случае действия Порошенко, по сути, являются преступными.
"Я это произношу без всякого пафоса, но обличительно. Потому что господин Порошенко и те, кто его подталкивал к сегодняшнему решению, не просто гробят свою страну - они окончательно приводят Украину к ситуации полной дестабилизации. Потому что ни у одного экономиста, финансиста и инвестора в здравом уме не может быть финансовых операций со страной, которая не выполняет свои обязательства", - подчеркнул он.
Пронько напомнил, что по оценке PriceWaterhouseCoopers и Standart&Poor`s, совокупные риски наших российских банков оцениваются в 25 млрд долларов. Это очень серьезные денежные ресурсы. Особенно для такой страны-банкрота как Украина.
"Если Порошенко хочет окончательно дестабилизировать ситуацию, превратить экономику Украины в непрекращающуюся ситуацию деградации (что мы, собственно, и наблюдаем с момента государственного переворота), то он идет по логической цепочке. Полная деградация экономики страны. Потому что финансы - это кровь, применительно к любой стране", - добавил он, напомнив о регулярных демаршах, штурмах, нападениях на отделения Сбербанка. Как минимум, речь идет о преступных действиях, которые местные правоохранительные органы не предотвращают.
Есть и финансовый аспект: если вы не выполняете свои обязательства, вы - банкрот на рынке. В здравом уме с такими людьми никто не будет сотрудничать.
Почему Минфин и Центробанк не вмешались?
На сегодняшний день Россия - это главный инвестор украинской экономики, добавил Пронько. "Второй момент, очень серьезный: почему Минфин России и российский ЦБ, понимая, начиная с 2014 года, что ситуация в соседней Украине дестабилизируется, не предприняли упреждающих мер?"
Общая сумма финансовых вливаний за последние два года со стороны российских госбанков на Украине - 6 млрд долларов. Это средства, которые в первую очередь докапитализировали дочерние банки российских финансовых организаций. "Политика НБУ и в целом команды Порошенко характеризуется не сегодняшним решением - эти шаги были с их стороны поступательными. Они заставляли наши банки докапитализировать свои точки на Украине".
Есть и другой аспект: сейчас идет сокращение клиентской базы того же Сбербанка. Людей (как физических, так и юридических лиц) вынуждают там покидать эти учреждения. Например, ВЭБ фактически является родителем "Промизвестбанка". Если кредиторы и держатели ценных бумаг "Промизвестбанка" единовременно потребуют к погашению обязательства, сумма окажется огромной - 21 млрд долларов.
"То есть речь идет об очень серьезных финансовых ресурсах, которые все последние годы продолжали поступать на Украину. Уже после прихода к власти хунты. Но наши банки продолжали это делать".
Украина. Киев. 2 февраля 2017. Последствия акции радикальных активистов у отделения Сбербанка. Радикалы добиваются прекращения работы Сбербанка на Украине. Тем самым сами роют себе экономическую могилу. Фото: Serg Glovny Zuma\TASS
Напомним, что по данным Минфина, задолженность Украины перед Россией составляет сегодня 3 млрд 75 млн долларов. "Эти люди не собираются возвращать эти деньги. Зачем мы все эти годы финансировали их?"
Все закончится продажей обесцененных активов
В сложившейся ситуации, предполагает Пронько, скорее всего, и Сбербанку, и "Альфа-банку", и ВЭБ, и ВТБ придется продавать свои активы на Украине. Скорее всего, никакой репатриации капиталов НБУ не даст произвести.
"По моей информации, некоторые из банков с государственным участием уже приступили к рассмотрению этого вопроса, о продаже. Но вы можете себе представить, с каким дисконтом придется продавать эти активы".
Например, если в 2013 году некий актив стоил 100 рублей, в 2017 году будет стоить 10 рублей. Это огромные убытки, которые российским банкам, в первую очередь с государственным участием, придется покрывать за счет чистой прибыли, здесь, в самой России.
"Это ошибка. Это политическая и экономическая ошибка. Которую нивелировали, которую пытались отодвинуть. Наверное, есть определенная надежда на разум. Но на Украине нет разума. Ни в политике, ни в экономике".
Таким образом, единственный вариант выхода из этой ситуации для российских банков - это продажа активов на Украине. Национальный банк Украины будет и дальше давить и не даст спокойно жить дочерним банкам российских финансовых структур. "Это политика сумасшествия, скудоумия, которая сейчас идет не только от президента Порошенко. Это вообще тренд на саморазрушение, на деградацию и на самоуничтожение".
Он также добавил, что за ситуацией наблюдают инвесторы из Европы, США, Азии - и едва ли им покажется привлекательной страна, которая фактически пытается "отжать" российский бизнес, или его дисконтировать.
Топ-менеджеры банков будут осторожны в заявлениях
Пронько также прокомментировал высказывание главы ВТБ Андрея Костина, которое, на первый взгляд, кажется странным. После решения о санкциях он признал, что если вкладывать деньги в экономику страны и при этом не получать процентов обратно, это создает "препятствия для дальнейшей деятельности российских финансовых институтов". И тут же добавил, что ВТБ будет выполнять все обязательства перед клиентами, "мы их будем поддерживать и дальше".
Пронько пояснил: чтобы продать свой актив, надо поддерживать клиентов, которые у тебя сейчас есть. И если бы руководитель ВТБ заявил о том, что мы прекращаем поддержку своих клиентов, реакция привела бы к обвалу банка.
"Это смерть банка. Поэтому наши топ-менеджеры - они, конечно, будут сейчас заявлять о том, что, несмотря на риски, политические, экономические, мы будем дескать продолжать поддержку. Нет, это делается только для одного - сохранить актив. Он и так уже обесценился. Но вот если бы заявление Костина было иным, то сегодня дочерний банк ВТБ на Украине пришлось бы закрывать, потому что его клиентура просто бы вывозила деньги, в буквальном смысле, из этого кредитного учреждения".
"Но еще раз подчеркну, все это закончится продажей. Невозможно в стране, где находится преступная власть, заниматься бизнесом и финансами. А уж тем более банковским сектором".