Украина уничтожает русский флот. Остался последний шанс
Черноморский флот России превратился в одну большую мишень. Враг выбирает время и способы нанесения ударов, русские моряки отбиваются… если получится. Что делать, чтобы флот снова стал силой, и какие у нас для этого есть возможности – разбирался Царьград
Украина нанесла очередной комбинированный удар по Крыму. На этот раз целью стал судоремонтный завод имени С. Орджоникидзе в Севастополе, по которому было выпущено десять ракет. Одновременно три морских беспилотника атаковали отряд кораблей Черноморского флота на переходе.
Министерство обороны сообщило, что семь из десяти ракет были сбиты, а патрульный корабль "Василий Быков" расстрелял безэкипажные катера. Однако три ракеты прорвались сквозь огонь ПВО и ударили по стоявшим на заводе кораблям.
В результате попадания крылатых ракет противника получили повреждения два корабля, находящиеся на ремонте,
– сообщили в военном ведомстве.
Атака беспилотного катера ВСУ в Севастополе. Фото: скриншот видео телеграм-канала "Минобороны России"
Подробности за кадром
Минобороны не стало уточнять, какие именно корабли пострадали при атаке. Однако из неофициальных источников известно, что речь идёт о большом десантном корабле проекта 775 "Минск" и дизель-электрической подводной лодке "Ростов-на-Дону".
На кадрах, опубликованных местными жителями, видно, что после прилёта ракет на заводе начался мощный пожар. Степень повреждения кораблей пока не известна.
Наиболее вероятным средством поражения наших кораблей стали англо-французские крылатые ракеты Storm Shadow/SCALP. В настоящее время – это единственное достаточно точное и при этом дальнобойное оружие, которое ВСУ могли применить для такого удара.
Впрочем, тут тоже не всё понятно. Дело в том, что Storm Shadow запускаются с борта самолёта, а в качестве носителей Украина использует советские фронтовые бомбардировщики Су-24. Западные СМИ сообщали, что по состоянию на начало августа под эти цели было переделано порядка десяти бомбардировщиков из состава 7-й бригады тактической авиации. Наше командование охотится за этими машинами. В частности, в июле по домашнему аэродрому Староконстантинов в Хмельницкой области был нанесён удар. В свою очередь, украинское командование бережёт модифицированные самолёты, так что они каждые 24 часа меняют место дислокации. Под временные аэродромы для них переоборудованы даже некоторые участки шоссейных дорог.
Балочные держатели БД4-У позволяют "двадцать четвёртому" брать до трёх бомб массой 1500 кг каждая (масса Storm Shadow – 1300–1400 кг в зависимости от модификации). Однако ранее украинские ресурсы распространяли фото Су-24 с автографом британского министра обороны (теперь уже бывшего) Бена Уоллеса, где было видно, что ракета крепится под пилоном на неподвижной части крыла. Это значит, что самолёт может взять не более двух ракет в один вылет. Соответственно, если сегодняшний налёт производился исключительно с помощью "Теней", украинские ВВС должны были задействовать в операции (а соответственно, и рискнуть) примерно половиной переоборудованных самолётов.
Су-24 может нести разнообразное вооружение, чем и пользуется авиация ВСУ. Фото: Volodymyr Vorobiov/shutterstосk.соm
Многие обозреватели усомнились в этом, предположив, что для перегрузки нашей ПВО могли использоваться модифицированные в ударный вариант ракеты зенитного комплекса С-200 (ранее такими уже обстреливались русские города) или ракеты комплекса M270 MLRS (предшественник "Хаймарса"). Последняя версия не может быть верной, так как расстояние от судостроительного завода до ближайшей точки, с которой мог отстреляться украинский комплекс, составляет более 220 км, тогда как дальность даже планирующих бомб GLSDB (самого дальнобойного боеприпаса "Хаймарса", за исключением оперативно-тактических ракет ATACMS) не превышает 150 км.
Как бы то ни было, нашли ли украинцы способ перегрузить нашу ПВО с помощью эрзац-ракет или наносили удар одними "Тенями", осознанно рискнув своими самолётами-носителями, – результат один. Наш флот в очередной раз пропустил удар и понёс потери.
ВСУ, превратив зенитные ракеты комплекса С-200 в ударные, используют их для отвлечения наших ПВО. Фото: Chubykin Arkady/shutterstосk.соm
Это нам ещё повезло
Военный эксперт капитан 3-го ранга в запасе Максим Климов в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что опасность таких атак была очевидна давно, и соответствующая информация докладывалась наверх по различным каналам.
К сожалению, командование Черноморским флотом в лице командующего господина Соколова (адмирал Виктор Соколов. – Ред.) – занимало абсолютно пассивную позицию, отдав полностью инициативу противнику,
– сказал господин Климов в разговоре с обозревателем "Первого русского".
По словам эксперта, только счастливое стечение обстоятельств и относительно низкий уровень управления со стороны украинского командования до сих пор позволял Черноморскому флоту избегать серьёзных потерь. Самый худший вариант мог бы произойти, если бы во время сегодняшней атаки в доке находился какой-то из фрегатов "адмиральской серии", полагает наш собеседник.
Отметим, что это самые современные корабли русского флота, способные нести как дальнобойные "Калибры", так и сверхзвуковые противокорабельные ракеты "Оникс". В составе Черноморского флота имеются три корабля такого класса: "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен", "Адмирал Макаров".
С одной стороны, командование военно-морских сил Украины на две головы ниже по качеству командования других видов вооружённых сил. Оно воюет очень слабо с точки зрения управления боевыми действиями. И будь там другое руководство, нам пришлось бы намного хуже, чем сейчас,
– уверен эксперт.
Старт крылатой ракеты "Калибр" с борта фрегата "Адмирал Эссен". Фото: Russian Defence Ministry/Glоballооkprеss
При этом наш собеседник подчеркнул, что ситуация для нашего флота постепенно ухудшается, в том числе за счёт того, что противник набирается опыта.
Самый главный вывод состоит в том, что уровень оперативного руководства военно-морских сил Украины растёт. И они перешли к нанесению комбинированных ударов: ракеты плюс катера. Тоже то, о чём давным-давно предупреждали специалисты. А вот это уже очень серьёзно,
– добавил господин Климов.
При этом он отметил, что если нами всерьёз займутся англо-американские консультанты, то Черноморскому флоту придётся очень и очень тяжело.
Что делать?
При всем при этом все необходимые средства для успешной борьбы с противником у нашего военно-морского флота имеются. Однако далеко не всегда они находятся там, где нужны, и делают то, что требуется.
Соответственно, ключевой задачей ближайшего времени должна стать переброска на Чёрное море сил и средств, которые нужны для создания подавляющего превосходства над врагом.
В первую очередь необходима переброска патрульной авиации. У нас Ил-38Н летают где угодно, делают что угодно, вместо того чтобы решать боевые задачи,
– отметил Климов.
При этом американцы и другие страны НАТО предельно эффективно используют свои противолодочные самолёты P-8 Poseidon: не столько для обнаружения наших субмарин, сколько для слежки за кораблями и побережьем Крыма. Аналогичное использование Ил-38Н позволит снять проблему атак безэкипажных катеров, которые после обнаружения будут расстреливаться на дальних подступах.
Сейчас определённые подвижки начались, в частности – переброска авиации Северного флота. Появилась авиация, корабельные МиГи начали действовать против катерных сил противника на Чёрном море. Как говорится, не прошло и полутора лет,
– пояснил эксперт.
Аналогичным образом должна решаться и проблема устойчивости флота к ракетным атакам противника.
Необходима экстренная переброска кораблей с Балтийского моря, в первую очередь "Каракуртов", которые могут быстро пройти по речным каналам. То, что это не было сделано в прошлом году, – это не что иное, как преступная халатность,
– убеждён господин Климов.
Балтийский флот может отправить в Чёрное море четыре малых ракетных корабля проекта 22800 "Каракурт". При своих небольших размерах это очень серьёзные кораблики, сильная сторона которых – довольно мощная система ПВО, позволяющая им отражать атаки низколетящими противокорабельными ракетами. Первые два корабля, которые не имеют зенитных установок "Панцирь", должны быть в кратчайшие сроки довооружены модульными установками "Тор".
Малый ракетный корабль проекта "Каракурт". Фото: Ilya Galakho/Glоballооkprеss
В настоящее время Черноморский флот имеет три корабля с аналогичными способностями: два фрегата адмиральской серии и недавно вступивший в строй малый ракетный корабль (МРК) "Циклон". Прибытие балтийских кораблей вдвое повысит способность черноморцев отражать атаки самого опасного для них оружия.
Делаем выводы
В целом вопрос выживания нашего Черноморского флота неразрывно связан с тем, удастся ли его командованию перехватить у противника инициативу.
Если флот не перейдёт к активным наступательным действиям на противника, если он будет отдавать инициативу, как сейчас, нас ждут очень тяжёлые потери. К сожалению,
– уверен Климов.
Со своей стороны добавим, что ситуация на Чёрном море имеет потенциал к улучшению: керченский завод "Залив", передавший флоту МРК "Циклон", должен до конца текущего года сдать военным ещё три корабля аналогичного класса: "Аскольд", "Амур" и "Туча". В 2024 году к ним должен присоединиться ещё один МРК этого же класса – "Тайфун". Иными словами, и ударный, и оборонительный потенциал флота вырастет в разы. Но до этого черноморцам необходимо продержаться, не растеряв более крупные корабли и инфраструктуру.
Также сегодняшняя атака показала, что нам очень нужны самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Только они могут обеспечить постоянное радиолокационное покрытие над Чёрным морем, которое даст возможность своевременно обнаруживать и сбивать низколетящие цели вроде крылатых ракет.