Украина хоронит Европу. Вскрылась причина будущего краха экономики ЕС
Рекордный торговый дефицит, сумасшедшие темпы инфляции, жесточайшая бюджетная политика – всё это лишь отчасти описывает положение экономики Евросоюза. Гораздо нагляднее то, что в богатейших странах начинаются такие меры экономии, которые и в бреду не выдумаешь. Запрет душа с малым напором, туалет без двойного смыва, минус 15 градусов в квартире зимой, отставки министров – добро пожаловать в новую реальность, созданную заботливыми руками Еврокомиссии…
Когда европейцы жаловались на экономические сложности после пандемии, они ещё не догадывались, как им задаст жару украинский вопрос. Последние новости из Старого Света всё больше напоминают времена Великой депрессии. Так, дефицит бюджета Италии, одного из флагманов Евросоюза, достиг показателя 2020 года, когда итальянское национальное хозяйство фактически остановилось в период эпидемии COVID-19. Это так взволновало руководство Европейского центрального банка (ЕЦБ), что в нём вызрела идея аккумулировать долги национальных правительств, заодно взяв под контроль право увеличивать эти долги и загонять страны ЕС в бюджетный дефицит. Впрочем, от возможного банкротства Италии это не страхует. А за ней могут последовать и другие, ведь аутсайдеров среди экономик ЕС – хоть отбавляй. И отражается на жизни каждого европейца.
Преимуществ больше нет
Ещё в начале этого года директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева выдала печальный для Брюсселя прогноз: из-за украинского кризиса половина членов ЕС скатятся в рецессию, и 2023-й будет "годом потрясений". Рост экономики Евросоюза прогнозируется на уровне 0,8%, но это скорее оптимистический прогноз, учитывая, какой вал проблем надвигается на континент.
Экономическая ситуация в ЕС целиком описывается огромным дефицитом торгового баланса. Он по итогам прошлого года сильно превысил 400 миллиардов евро. Это связано не только с санкциями, но и с тем, что в ЕС убрали финансовую подпитку экономики, то есть нулевую ставку ЕЦБ. Она повышается, обслуживание кредитов становится более дорогим и для фирм, и для домашних хозяйств.
– заявил в комментарии "Первому русскому" руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. Кроме этого, эксперт указывает, что крайне осложняется положение сферы услуг. И хотя энергетические цены пошли вниз во второй половине 2022 года, всё равно это негативно сказывается на экономике Евросоюза. К тому же там ожидают увольнений по американской логике, когда в США, по некоторым данным, уволили почти 120 тысяч IT-специалистов за первый квартал 2023 года,
В ЕС опасаются, что экономическое положение будет хуже, что доходы будут падать и, вполне возможно, Еврокомиссия вернётся к политике жёсткой бюджетной экономии. Будут навязывать странам политику сокращения социальных расходов для удержания баланса, чтобы не случился дефолт и общая финансовая разбалансировка. А ведь старушку-Европу уже трясёт от массовых протестов.
Больше всего проблем будет в реальном секторе – в промышленности, сфере услуг и потреблении. Следуя в фарватере американской политики, евробюрократы запустили процесс деиндустриализации Европы. И это отнюдь не преувеличение, отмечает Василий Колташов:
Введя санкции против России, ЕС отказался от своего главного конкурентного преимущества – возможности получать из нашей страны по комфортным ценам и перерабатывать огромные объёмы ресурсов. Теперь Россия вынуждена сама их перерабатывать. Именно поэтому химпром у нас считается одним из локомотивов развития. В ЕС это как раз хромая нога, в которую ещё и непрерывно стреляют санкциями.
Владимир Колташов указывает, что европейцы оказались в ситуации, когда другие страны, получая русские ресурсы, приобретают все те выгоды, которые ранее принадлежали европейским фирмам. Это была очень выгодная ситуация, когда можно было получать наши ресурсы, перерабатывать их и отправлять в Россию продукт переработки, пусть и достаточно высокого передела.
Экономим на воде и еде
Все эти трудности неизбежно сказываются на обывателях, меняют облик привычной нам "зажиточной" Европы. Британская Daily Mail пишет о том, какие меры экономии разрабатывает правительство Великобритании. Среди прочего, планируется запретить использование душа с сильным напором и туалетов с двойным смывом.
Министр энергетики Швеции заявляет про потенциальную нехватку энергоресурсов для нормального прохождения будущего отопительного сезона 2023/2024, даже невзирая на заполненность газовых хранилищ. Дело в том, что терминалы СПГ в достаточном количестве будут построены только через несколько лет. И если зима выдастся суровая, то без русского газа пережить её будет очень непросто. Оперативно получить голубое топливо вряд ли удастся.
А телеканал BFM TV в своём сюжете рассказал, что французы начали покупать продукты с истекающим сроком годности, поскольку инфляция захлёстывает всё и вся.
Продовольственные цены поднялись очень сильно. Инфляция является ещё одной проблемой, она поджимает домашние хозяйства. Это гарантирует длительные проблемы, которые нельзя назвать просто циклическим спадом,
– уверен Колташов.
И это не ситуация, когда какие-то банки обанкротились, ценные бумаги пропали, возникла паника, потом все успокоились и ситуация потихоньку стабилизируется – пусть и на фоне увольнений, но экономика смогла бы расти дальше. Это не так. Это спуск – ступенька за ступенькой. Света в конце тоннеля, который всегда должен быть в экономическом кризисе циклическом, хотя бы маленький, его не видно. То, что мы наблюдаем сейчас в Европе, – не совсем циклический кризис. Это деградация, движение по пути упадка в условиях, когда решения, которые могли бы ситуацию исправить, не принимаются. Даже не обсуждаются на верхнем уровне,
– предполагает эксперт.
Кстати, "славаукраина" добавляет отдельных проблем простым европейцам. Рынок ЕС сейчас, после снятия всех квот с началом СВО завален дешёвым украинским зерном. Для фермеров-животноводов это, конечно, подспорье, но для занимающихся земледелием – настоящая катастрофа. Ситуация дошла до того, что фермеры в Польше, самой рьяной обожательнице Зеленского, вышли на акции протеста.
Мы думали, что министр [сельского хозяйства Херник Ковальчик] относится к нам серьёзно. Получилось совсем другое. На границе как шло [украинское] зерно, так и идёт. Даже ещё больше,
– поделился негодованием с польскими журналистами глава Замойской организации фермеров Марчин Собчук.
Министр Ковальчик буквально на днях подал в отставку, причём именно из-за украинского "кейса". Однако вряд ли польские фермеры добьются своего. Геополитическая логика превалирует в высоких кабинетах ЕС над финансовой выгодой рядовых граждан. Придётся фермерам Польши и других стран Старого Света, говоря словами Виталия Кличко, "готовиться к земле"…
Справедливости ради, ЕЦБ всё же удалось снизить инфляцию с 12% до 6% на фоне падения мировых товарных цен. Но получилось это не само собой, а стало следствием повышения ставок центральными банками западных стран. Такая "победа" над инфляцией, на самом деле, пиррова и ведёт к вырождению экономики. Нет дешёвых кредитов – нет потенциала для развития.
Что с того?
Западные санкции против России и провоцирование украинского кризиса дорого обходятся экономике Евросоюза. Заунывная мелодия "Ще нэ вмэрлы" вполне может стать похоронным маршем по европейскому welfare state ("государство всеобщего благоденствия").
Дорогой кредит, разрушенные торговые связи с Россией, перехват другими экономиками европейских конкурентных преимуществ, потеря части сбыта в России – много что влияет на экономику Евросоюза. Спрос на Западе – в угнетённом состоянии и обещает быть ещё более угнетённым,
– полагает Василий Колташов.
Однако, что ещё важнее, в отношениях Старого Света и России напрочь утрачено взаимное доверие. Кто у нас в здравом уме будет вкладываться в крупные энергетические проекты и создание новых логистических цепочек на Запад после "всего, что между нами было"? География – вещь упрямая. Да, можно получить какие-то объёмы СПГ из Катара вместо русского трубопроводного газа, можно привезти нефть из Саудовской Аравии, найти альтернативные источники металлургического импорта. Но прежних цен и прежних золотых преимуществ от ближайшего соседа уже не вернуть.