Убрать с глаз президента: Зачистка друзей Чубайса
В РАНХиГС снова скандал. Снова громкий. И снова связанный с руководством вуза. Едва бывший ректор Владимир Мау успел уехать в Израиль после удивительного снятия с него всех обвинений, как в мошенничестве заподозрили его преемника – проректора Максима Назарова, после "релокации" шефа за границу исполнявшего обязанности руководителя "школы губернаторов" и "кузницы министров". Статья серьёзная – мошенничество в особо крупном размере. Что не так с этим вузом и его руководителями?
"Школа губернаторов", говорите?
Во вторник, 4 июля, президент России Владимир Путин встретился с выпускниками пятого потока программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления РАНХиГС – так называемой "школы губернаторов". И напомнил им о высоком статусе тех, кто получает дипломы этого вуза:
Здесь, прежде всего, важно не какое-то "телефонное право" или даже бывшие заслуги, а личные данные, способности и потенциал, творческий потенциал, готовность служить, служить в самом хорошем смысле этого слова народу, своей стране и Родине.
Между тем буквально накануне этого события (а встреча главы государства с выпускниками "школы губернаторов", "поставляющей" новые кадры в чиновничьи аппараты всех уровней, – это, конечно, событие) случилось другое, не менее примечательное происшествие. Несколько дней назад силовики задержали проректора РАНХиГС Максима Назарова, которого подозревают в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК России), за что ему может грозить до 10 лет заключения.
По данным источника Царьграда, Назарову инкриминируется фиктивное трудоустройство в вуз сотрудников Минобрнауки. По всей видимости, учитывая "особый" пункт статьи УК, речь идёт о внушительном финансовом размахе. Что интересно – ранее именно фиктивное трудоустройство фигурировало и в деле многолетнего руководителя РАНХиГС Владимира Мау. Которому, правда, удалось уйти от обвинений и благополучно отбыть за рубеж, в Израиль, где обосновался его старый друг по "младореформаторскому клубу" Егора Гайдара – экс-глава Роснано Анатолий Чубайс.
Мы подробно рассказывали о хитросплетениях того дела в своём большом расследовании.
Максим Назаров. Фото: скриншот видео РАНХиГС
Кто такой Максим Назаров: Из досье "Первого русского"
Вообще, Максим Назаров – фигура примечательная. По служебной лестнице он двигался весьма ритмично, планомерно поднимаясь всё выше и выше.
В 1994 году Назаров с отличием окончил Волгоградский государственный университет по специальности "прикладная математика".
С 1999 года начинается его путь в РАНХиГС – сначала в Волгоградской академии государственной службы, где в 2005-м он стал доцентом, а уже спустя три года был назначен проректором по учебной работе. Ещё через год Назаров – уже первый проректор, в 2012-м – замдиректора Волгоградского филиала РАНХиГС.
В середине того же 2012 года Назаров получил портфель зама проректора, а с 1 февраля 2013 года был назначен проректором.
А летом прошлого года после смещения с поста руководителя вуза Владимира Мау в связи с возбуждением против него уголовного дела Максим Назаров стал временно исполняющим обязанности ректора РАНХиГС.
Где-то мы это уже видели
Позже, впрочем, он вернулся на должность проректора, уступив кресло Андрею Комиссарову, который был назначен новым и. о.
Тем не менее не обратить внимания на "преемственность" Максима Назарова своему шефу Владимиру Мау в плане уголовного преследования никак не получится. Некоторые в вузе уже успели окрестить статью 159 УК России "проклятием Мау". Год назад по этому поводу МВД сообщало так:
Он (Владимир Мау. – Прим. ред.) проходит обвиняемым по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере, ранее возбуждённому в отношении бывшего заместителя министра просвещения России Марины Раковой, директора Института общественных наук РАНХиГС, ректора ОАНО "Московская высшая школа социальных и экономических наук" Сергея Зуева и других лиц.
Как отмечали тогда правоохранительные органы, по одному из эпизодов дела против Мау ущерб составляет 1 млн рублей, по другому – 20 млн рублей. Ну а всего в деле значились три эпизода преступной (по версии следствия, разумеется) деятельности.
Первые два – по фиктивному трудоустройству 12 сотрудников Минпросвещения в Институт общественных наук (ИОН) РАНХиГС и личного помощника экс-замминистра Марины Раковой – в Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС. Третий эпизод касался причастности к заключению и неисполнению договоров между "Шанинкой" и Фондом новых форм развития образования (ФНФРО, теперь это Центр просветительских инициатив). В сумме ущерб потянул на особо крупный, и ни у кого не было тогда сомнений, что дело против Мау доведут до конца.
Иначе и быть не могло, объясняет источник Царьграда в силовых структурах: мошенничество в особо крупном размере – всё-таки не банальная кража со взломом, а задержание члена экспертного совета при правительстве России, действительного государственного советника I класса (что соответствует, к слову, званию генерал-полковника) – явление явно не рядовое.
Подобные решения (на возбуждение дела и задержание) непременно согласовываются. Иначе говоря, взять и надеть "браслеты" на руки уважаемого человека, произвести у него обыск и прочие следственные действия без получения разрешения сверху не выйдет. Никто на себя такую ответственность не возьмёт, а для этого нужно предоставить железобетонные основания,
– отмечает наш собеседник.
Старались, но не смогли
Итогом попытки покарать Мау стало полное снятие с него обвинений. Удивительно, но факт. Притом что показания против него дала не кто-нибудь, а сама бывшая высокопоставленная чиновница Марина Ракова, признавшая свою вину.
Впрочем, Ракову тоже отпустили: она возместила причинённый ущерб, повинилась в содеянном и теперь разгуливает на свободе даже не под подпиской о невыезде, а просто под "запретом на совершение определённых действий".
Что же касается Мау, то складывается впечатление, что его от заточения в места не столь отдалённые вообще спасали всем либеральным миром.
Во-первых, 30 июня 2022 года – в тот самый день, когда полицейский главк выступил с заявлением по предъявлению ректору обвинений, прошло заседание вновь избранного совета директоров "Газпрома". Кому-то, может, покажется удивительным, но там Владимира Мау переизбрали в состав этого самого совета – в качестве "независимого директора" и члена комитета по аудиту. А вот теперь скажите, могло ли так случиться, что даже через двое суток после задержания Мау об этом не узнали бы в такой серьёзной структуре, чья служба безопасности представляет собой очень осведомлённое подразделение, укомплектованное настоящими профессионалами из "компетентных органов"?
Во-вторых, в тот же день, 30 июня, Владимиру Мау, у которого были куплены на 2 июля билеты в Турцию, само следствие запросило меру пресечения, не связанную с полной изоляцией. И его отправили под домашний арест до 7 августа. И это притом что ещё накануне его называли "активным участником преступной группы, расхищавшей бюджетные средства".
В-третьих, в начале августа Мау отпустили под подписку о невыезде, и ректор вернулся к руководству вузом (!). Ну и под занавес в середине октября стало известно, что с Владимира Мау сняли все обвинения. 2 ноября ректор РАНХиГС улетел в Израиль – вроде как в отпуск. В тот же день (да-да, бывают же такие совпадения!) из СИЗО выпустили Ракову и её подельников.
Друзья Гайдара, Чубайса и Кудрина неприкосновенны?
Нелишним будет вспомнить, что Марина Ракова была протеже Алексея Кудрина. А Мау – большим его другом, а также соратником, о чём уже упоминалось, покойного Егора Гайдара и ныне здравствующего в Израиле Анатолия Чубайса. То есть представителем "плеяды" горе-реформаторов России ельцинской эпохи, которые ввели в 1990-е годы страну в кому и даже в состояние клинической смерти, из которых государство неимоверными усилиями пришлось с начала 2000-х выводить уже Владимиру Путину.
Судя по всему, либералы в России неприкосновенны по-прежнему. Как это было при Гайдаре, как это было при Ельцине, точно так же и сейчас. И Чубайс, видимо, зря уехал. Если бы он вернулся, его вполне могли бы сделать президентом. Что касается Владимира Мау, то он остался ректором РАНХиГС и одним из советников всей действующей власти,
– отмечал в связи со снятием обвинений с Мау экономист Михаил Делягин.
Директор Института политических исследований Сергей Марков тогда назвал случившееся победой либералов в России:
Ректор "Шанинки" Сергей Зуев освобождён. Марина Ракова, бывший замминистра образования, освобождена. Им только назначены небольшие ограничения в деятельности. Многомесячная работа прозападных либералов по их защите увенчалась успехом. Понятно, что внутри российской власти после этого многие уйдут к прозападным либералам, потому что это намного выгоднее, чем быть патриотом. Прозападные либералы по-прежнему будут получать большую часть грантов от российского государства,
– отмечал тогда политолог.
Кстати, сам Владимир Мау в своё время получил пост ректора после громкой отставки своего предшественника Абела Аганбегяна, который, собственно, по рекомендации Гайдара и остановился на его кандидатуре.
А сам Мау, по некоторым данным, после своей отставки "рекомендовал" Максима Назарова, и к этой рекомендации прислушались. Впрочем, надо полагать, позже "ответственные лица", курирующие вуз, аккуратно провели свою рокировку, и кресло ректора занял другой человек.
Что с того?
Открытыми теперь остаются всего два вопроса. Первый – сугубо практический, второй – более философский.
Прежде всего, сейчас будет крайне любопытно наблюдать, как станут (или не станут) спасать Максима Назарова. Конечно, он – фигура не такого размаха, как Мау. Но всё же – член "либерального клуба".
Но не менее интересен и второй вопрос. Что происходит в этом вузе, который, по идее, должен быть кристально чистым со всех сторон? Тем более должны быть чисты и лица, им руководящие.
Вообще-то, речь идёт о вузе, который называют политической кузницей кадров. Как и почему в его руководство попадают такие люди? Ведь, по идее, они должны проходить жёсткую фильтрацию. Хотя – погодите. Они её и проходят, но только по другому, обратному принципу. И теперь мы, возможно, получим этому ещё одно подтверждение.
К слову, Владимир Путин на встрече с выпускниками "школы губернаторов" не затрагивал тему задержания Назарова. Но, не исключает наш источник, он в курсе случившегося, и его общение с "резервистами" чиновничьих аппаратов, на самом деле, своеобразный знак того, что чистка органов власти будет продолжена.