Турецкая червоточина на русских объектах: Как строятся стратегические заводы
Оформление документов на право работать в России и сдача экзамена по русскому языку из рутинной процедуры стали высокодоходным бизнесом. При этом мощные корпорации и уважаемые вузы не брезгуют пользоваться услугами посредников самого низкого пошиба. А выгодоприобретателем сомнительных процессов неожиданно стала дружественная нам Турция.
В Балабанове всё спокойно
Город Балабаново известен всей России – до недавнего времени здесь находилось крупнейшее в стране производство спичек. Увы, с некоторых пор Балабаново перепрофилировалось: теперь вместо спичек здесь производят сертификаты прохождения государственных экзаменов для мигрантов. И из этой искры может разгореться очень нехорошее пламя.
В феврале 2023 года правоохранители решили поинтересоваться, всё ли в порядке на экзаменационной площадке для мигрантов в Балабанове: как обстоят дела у господ экзаменующихся, не нужно ли чем-то помочь, хорошо ли чувствует себя индивидуальный предприниматель Зафер Косе, организующий сдачу экзаменов.
Издание Media-MIG сообщает, что на последний вопрос очень быстро был получен сугубо положительный ответ. ИП-многостаночник, работающий также в Мурманске, Кемерове, Улан-Удэ, Чите, Благовещенске и Свободном, сейчас в полном порядке. Сотни, а порой и тысячи "студентов" ежедневно пополняют кассу.
Оперативники выяснили, что в реальности экзамен проходит чисто формально и больше похож на продажу сертификатов. Знание русского языка у "дипломированных специалистов" ужасное. Документы гособразца головного уполномоченного вуза, РГПУ им. Герцена, не стоят и бумаги, на которой они напечатаны.
А самое забавное, что даже вскрытие этих фактов не помешало балабановскому центру спокойно продолжать работу.
Государственное дело
Имя господина Косе, уроженца Турции, звучит в неприглядном контексте далеко не впервые. Так, год назад ФСБ взяло его в разработку на другом конце страны – многочисленные нарушения были обнаружены в тестовом центре "Лидер" в Амурской области. Согласно мнению следствия, Косе направлял ничем не подтверждённые копии паспортов мигрантов в благовещенский сельсовет и далее в Управление по вопросам миграции. И там всё это вопреки утверждённым правилам благосклонно принимали – лишая, кстати, сельсовет доходов от нотариальных действий.
Однако развитие этого дела как-то заглохло. Не до этого. Государственное, видите ли, дело – на стройках стратегических объектов очень нужны иностранные рабочие.
Прославился Косе и ещё в одном уголке России – в Мурманской области. Там возводится Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений и тоже нужны рабочие руки. Полгода в областном Арбитражном суде рассматривался иск компании "Скирвик – Спецстрой" к ИП Заферу Косе о взыскании 285 384 руб. и судебных расходов. И дело тоже кончилось ничем.
Непотопляемого парня сделали в Турции! Под стать ему и супруга Гулчехра, до мая 2022 года также участвовавшая в бизнесе. В отличие от своего мужа она обзавелась в России отчеством, а потом и фамилию сменила, что очень напоминает фиктивный развод. У обоих – крепкие связи с крупными турецкими подрядчиками, а те, в свою очередь, находятся в добрых отношениях с контролирующими и карательными органами.
Вскрываем схему
Давайте присмотримся к Косе-бизнесу подробнее.
В Балабанове турок снабжает мигрантов из Центральной Азии для участия в Программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников. После получения документов у Косе счастливые соотечественники вольны идти на все четыре стороны.
В Благовещенске идёт целевое привлечение мигрантов под конкретных турецких подрядчиков строительства Амурского газохимического комплекса. "Ренессанс", "Ямата", "Эста Констракшен" – все эти условно отечественные компании контролируются турецкими гигантами. Тут интересно сравнить масштабы: известные застройщики ("Ренессанс", например, "Лахта-центр" построил), проект межгосударственного значения, стратегический для России и Китая – и маленькие ИП без сайта, без контактных данных, вокруг которого крутится снабжение бизнеса уважаемых людей дешёвой рабочей силой с сомнительными документами.
Как это происходит?
- Красивый, легальный, креативный турецкий подрядчик, обладатель международных наград, испытывает нужду в тысяче временных рабов из какой-нибудь тюркской страны победнее.
- У каждого из этой тысячи есть 30 дней, чтобы в незнакомой стране получить патент на работу, пройдя медосвидетельствование, сдать комплексный экзамен, оформить ДМС и так далее. В это время им, кстати, надо ещё где-то жить, что-то есть. Понятно, что всё это за счёт работодателя, но где вы видели работодателя, которому нравится кормить простаивающих сотрудников? А те, кто не сдадут экзамен, вообще окажутся чистыми расходами.
- И тут на помощь приходит свой же, турецкий брат из компании "Лидер", который за разумную сумму готов гарантировать, что вся тысяча блестяще сдаст экзамен и сразу же получит сертификат РГПУ имени разбуженного декабристами А.И. Герцена. Легко предположить, что и по остальным процедурам для мигрантов действуют подобные схемы.
Правдоподобно, не так ли?
Но эти предполагаемые факты вынуждают задать ряд вопросов.
- Почему уважаемый бизнес в чужой стране не боится сотрудничать с пусть и турецким, пусть и братским, но всё же находящимся в оперативной разработке ТЦ "Лидер"?
- По какому принципу ректорат РГПУ им. А.И. Герцена выбрал "Лидера" для проведения своих экзаменов, почему в вузе не комментируют скандал в Балабанове? Сертификаты вуза засняты на кадрах оперативной съемки в момент проведения рейда в офисе – хорошо бы как-то ответить за качество своей работы и подбор партнёров. Что думают об этом в Минобрнауки и Рособрнадзоре?
- Почему УВМ УМВД России в Амурской области и других регионах продолжает принимать сертификаты, полученные через ТЦ "Лидер" – как следует из оперативных данных, с нарушением правил?
Контроля нет, а будет ещё меньше
К слову, о Рособрнадзоре. Совсем недавно, 22 марта 2023 года, в Госдуме прошёл круглый стол, на котором присутствовал замглавы ведомства Евгений Семченко. И в числе прочего чиновник сообщил потрясающую вещь.
Оказывается, Рособрнадзор вообще не отслеживает коррупцию при организации и проведении комплексного экзамена для мигрантов. Служба не успела заняться работой. Такую функцию она получила только в декабре 2021 года, а потом был введён мораторий на проверки бизнеса, который продлили до 2030 года.
Там же, кстати, прозвучала оригинальная идея борьбы с этой коррупцией – впускать в страну мигрантов вообще без знания языка. В самом деле, среднеазиатские языки близки к турецкому, договорятся между собой, русские-то тут вообще при чём? Земля, говорите, русская? А наш турецкий брат Эрдоган считает иначе.
Вы себе представляете, сколько таких Заферов Косе взрастила Россия благодаря полному отсутствию контроля?
Что с того?
Делаем выводы. Турецкие компании возводят строения в России силами непрофессионалов, въехавших в страну по схемам с сильным ароматом коррупционности.
Российское законодательство и особенно правоприменение прогибается под турецкие интересы.
Спецслужбы не могут дотянуться до турецкоподданного штампователя документов, поскольку он живёт в дружественной стране и посылает оттуда пламенные приветы.
Результаты подобного положения вещей лучше всего видны в статистике мигрантской преступности.