Турция хочет С-400 для шантажа НАТО
Анкара заявила о желании приобрести русский комплекс ПВО, которым ещё не довооружена армия России
Министр национальной обороны Турции Фикри Ышык заявил, что Анкара ведет переговоры с Москвой относительно закупки комплексов С-400. Об этом он сказал, комментируя вопрос о планах Турции расширить свой потенциал ПВО, сообщает ТАСС.
Фикри Ышык
"Мы ведем переговоры с РФ по закупке С-400. Но и продолжаем контакты с другими странами по этому вопросу. Позиция России позитивная", - сказал Ышык.
Позиция позитивная?
Вообще говоря, у российских военных аналитиков по поводу "позитивности позиции" существуют определённые сомнения. По крайней мере, до тех пор, покуда не поступит официального подтверждения этой информации от нашего министерства обороны.
Во-первых, говорят они, объективно вопрос в любом случае упирается в то, что сначала мы должны этими комплексами обеспечить свои вооружённые силы. Это должно быть где-то 18 полков, которые должны встать на дежурство в Вооружённых силах России. Полк - 3 дивизиона, в которых по 3 батареи, а в батарее - 3 пусковых комплекса. Это серьёзная сила, поскольку каждая установка прикрывает радиус в 400 километров, а по возможностям своим обеспечивает прикрытие от нападения и из космоса.
Во-вторых, известно, что покамест договорённость о продаже С-400 достигнута только с Китаем. Ближайшим, как известно, стратегическим союзником. После ОДКБ, конечно, но в данной ситуации это не считается, поскольку тут так и так развивается общая система противовоздушной обороны под российским "зонтиком". То есть первыми комплексы начнут получать китайцы - где-то с 2017 года. Вторыми заявляются индийцы. А уж кому там дальше его начнут продавать и начнут ли - это вопрос. Как отметил в разговоре с Царьградом один из самых информированных военных обозревателей России Виктор Литовкин, "у нас много кто хочет купить С-400 - хотят купить алжирцы, хотят купить египтяне, есть прощупывание возможностей со стороны других стран".
С-400
Субъективный фактор
Кроме того, в военно-экономических отношениях России и Турции присутствует ряд факторов, которые можно охарактеризовать как "смущающие". Есть объективные - членство Турции в НАТО, зависимость от американского ВПК, отработанные связи с западными военно-промышленными корпорациями. После недавнего поворота в русско-турецких отношениях (как и после похолодания в турецко-американских) кое-что тут может, конечно, поменяться - но не враз и не факт.
Но действует также и субъективный фактор - не слишком положительный опыт прежних взаимодействий в области именно военной торговли.
"Турция когда-то уже объявляла тендер на покупку систем ПВО, в которые вписывалась наша С-300, точнее, речь шла о зенитно-ракетном комплексе большого радиуса действия, - рассказал Литовкин. - Мы участвовали в этом тендере, но в итоге турки согласились на китайский комплекс, потому что китайцы очень сильно сбили цену".
Тут стоит напомнить, что это была история в 2013 году, когда турецкие власти проанализировали заявки, поданные в рамках тендера на поставку систем ПРО, и приняли решение продолжать переговоры с китайским производителем ЗРК дальнего действия компанией CPMIEC. Но важно, что в шорт-листе предложений по странам первое место заняла КНР, второе - США с комплексом "Пэтриот". Но и на третьем месте оказалось не российское предложение, а система ПВО SAMP/T производства итальянско-французского концерна Eurosam. Великолепный же российский комплекс "Антей-2500" (он же С-300ВМ), объективно лучший в мире, оказался вообще вне торгов.
Это, возможно, тот случай, когда "ничего личного, только бизнес", соглашается военный эксперт, но все такие опыты в памяти откладываются. И влияют на дальнейшие отношения. "Мы ведь для них когда-то делали вертолёт, который назывался не как-нибудь, а "Эрдоган", - припомнил Литовкин. – Вертолёт делали на базе Камовского, который мы разрабатывали специально для них. А они взяли и купили "Белл"…
"Bell" - машина компании Bell Helicopter - американского производителя вертолётов и винтокрылов, входящего в концерн Textron. И разумеется, у американцев куда больше гласных и негласных возможностей повлиять на выбор турецких военных, нежели у Москвы.
"Это такие разговоры для того, чтобы сбивать цены", - жёстко резюмирует Виктор Литовкин.
Косвенно о том же проговорился и министр обороны Турции, который зачем-то объявил, что благодаря проводимым многосторонним переговорам "страны НАТО проявят более серьезную инициативу, и у Турции появится система, отвечающая требованиям альянса".
Россия, естественно, не против
Что касается России, то по словам главы ФСВТС Александра Фомина, она начала обсуждать с Турцией поставку "больших" систем ПВО. Но опять же - судя по острожным отзывам, помня, например, о том, почему после описанного выше тендера сорвались дальнейшие переговоры с китайцами. А дело было просто: объявление об их выигрыше вызвало давление на Турцию со стороны союзников по НАТО. И итоги тендера были отменены.
"С-400 туркам всё же не видать, - отметил один из знающих детали комментаторов. - С-300 в некой модификации - допускаю".
Но затем делает важную оговорку: "Хотя, если мы выйдем на некий новый, качественно новый уровень отношений, то кто знает"...