Травля России на Олимпиаде в Пекине. Кому выгодно?
Тема, которая сегодня волнует многих, – "допинговый" скандал на Олимпиаде в Пекине. Наши фигуристы стали безоговорочными триумфаторами командных соревнований, однако заслуженных золотых медалей так и не получили.
Унизительный допинг-скандал, затеянный вокруг нашей юной фигуристки Камилы Валиевой, достиг точки кипения. Нашу девочку оправдали, однако открытым остаётся вопрос, кто организовал атаку против сборной России. До сих пор нет ясности с золотыми медалями русских фигуристов в командном зачёте, а Спортивный арбитражный суд (CAS) готовит новое заседание.
Срывая покровы
Довольно невнятную информацию с обвинениями в адрес Камилы Валиевой первым распространило британское издание Inside de Games.
Допинг-тест, давший положительный результат, фигуристка сдавала 25 декабря. РУСАДА сначала наложило на Валиеву временное отстранение, но после апелляции спортсменки 9 февраля оно было снято и Камила могла продолжать выступать в соревнованиях. Но тут единым фронтом выступили МОК, WADA и Международный союз конькобежцев (ISU). В CAS был подан протест на решение РУСАДА.
Как поясняла в беседе с Царьгадом экс-глава РУСАДА Анна Анцелович, автоматически аннулировать результаты наших ребят не могли, поскольку спорная допинг-проба не относится к Олимпиаде:
Автоматическое аннулирование результатов идёт, когда проба отбирается на соревнованиях. Призовые места обычно сразу идут на допинг-контроль. И если проба положительная, то такой результат автоматически, вне зависимости от степени вины спортсмена, аннулируется, а на дальнейшее расследование это никак не повлияет.
Однако если проба была отобрана не на соревнованиях, то автоматического аннулирования быть не может. В такой ситуации всё зависит от каких-то других обстоятельств, которые принимаются во внимание. И такие обстоятельства попытались найти. Накануне Reuters сообщило, что WADA будет проводить расследование в отношении окружения Камилы Валиевой. Проверять тренеров, врачей и других взрослых, окружающих фигуристку, будет независимый отдел разведки и расследований агентства. Но дожать скандал у агентства не получилось...
Этой ночью прошло заседание выездной панели CAS по делу Камилы Валиевой. Судьи заседали 6 часов 50 минут, и нашу девочку оправдали, напомнив, что у неё, помимо всего прочего, статус "защищённой персоны" – Камиле всего 15 лет, и никто не имел права распространять информацию о её допинг-пробе. Сохранить лицо в данной ситуации попытался Международный олимпийский комитет (МОК). Представитель МОК Марк Адамс настаивал, что обвинения Российскому олимпийскому комитету не выдвигались. А международные партнёры, мол, просто хотели разобраться с единичным случаем Камилы Валиевой. Однако ситуация всё равно сложилась отвратительная, ведь в нарушение всех законов "вытолкнуть" из соревновательного процесса пытались чистую спортсменку. И били по юной девочке, сознательно организуя и психологическую атаку.
Представитель МОК Марк Адамс. Фото: Ju Huanzong / Globallookpress
Мы снова наступили на старые грабли?
Допинговый скандал в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с главным редактором газеты "Советский спорт" Николаем Яременко.
Юрий Пронько: Николай, как человек, профессионально разбирающийся в подобных вопросах, можете как-то прокомментировать происходящее? Почему нас вновь пытаются наказать, хотя мы выиграли в серьёзнейшей борьбе соревнования на Олимпийских играх. Ни у кого не было вопросов, уже готовилось награждение, но вдруг разразился этот скандал.
Николай Яременко: Между мной и вами где-то тут встала WADA.
По большому счёту, нам надо быть готовыми к тому, что всё, что происходит с российскими победами, с российскими спортсменами, всегда будет рассматриваться через лупу.
Я вам могу дать инсайд куда как лучший, чем любое зарубежное СМИ. Когда наши фигуристки – и Александра Трусова, и Анна Щербакова, и Камила Валиева – выходили на первые тренировки, многие обратили внимание на то, какие они были "подсушенные", то есть резко потерявшие вес.
И если Щербакова и от природы худышечка, то Валиевой точно надо было сделать гигантские усилия, чтобы так согнать вес. Я предполагаю, что они могли принимать мочегонные средства. С другой стороны, ну какой может быть допинг в художественной гимнастике или в фигурном катании? Он же не даст никакого дополнительного преимущества. Но есть список запрещённых препаратов, который мы называем допинг-листом. И если препарат запрещён, то тут уже следуют духу закона.
Подвести "под допинг" может даже обычная приправа
– Николай, но "сушка – это нормальное явление и для профессионального спортсмена, и для спортсмена-любителя. Даже я проходил, не будучи профессиональным спортсменом, этот этап, для конкретной цели. Но, если я правильно вас услышал, здесь может идти речь о препаратах, которые воду сгоняют?
– Да, это может быть мочегонное, это в мире спорта применяется много лет, но это может означать, что ты что-то маскируешь, что-то выводишь из организма. И уже не имеет значения, что вы это делали для того, чтобы ваши щёки помещались в экран.
Но спортсмены прекрасно знают, что они не могут без разрешения врача команды ни биологически активную добавку, ни приправу к еде употребить. Когда ко мне на эфир приходят спортсменки действующие, у них всегда с собой бывает своя бутылочка – они ни за что не станут пить из студийного кулера. Мало ли что может быть в этом кулере, поэтому он пьют только из своих бутылочек.
Отмечу: Олимпиада – это ведь система сдержек и противовесов, это большая торговля. Как только нам присудили золото в командном зачёте, уже было понятно, что приопустят наших фигуристов в индивидуальных выступлениях. И если наши лишатся командного золота, то оно обязательно будет у наших фигуристов в индивидуальном или парном катании. Мы своё доберём, как бы цинично это ни звучало.
– То есть вы не исключаете, что золотых медалей в командном зачёте нас могут лишить?
– Я этого не исключаю. И тот факт, что это объявлено не сразу, может объясняться двумя причинами. Первой причиной, как я сказал, может быть торговля. Назовем это закулисными консультациями. А вторая причина может быть куда более логичной.
Есть допинг-проба А, есть допинг-проба В. И здесь идёт договорённость. Либо мы сами признаёмся, что не хотим вскрывать допинг-пробу В, и тогда наказание будет минимальным, Валиева получит какие-нибудь там два года дисквалификации, не больше. А может быть, и ещё скостят, скажут, что не знала, неизвестно где попало (впрочем, тут уже не о чем говорить – девочка получила своё "да" от суда - ред.)
Почему нас пытаются прессануть
– А если мы не соглашаемся и говорим: вы чего, с головой не дружите?
– Я напомню вам историю, которая случилась четыре года назад в Пхёнчхане, когда мы говорили и про голову, с которой кто-то не дружит, и настаивали, что камеры наружного наблюдения могли снять, как в условный суп Александру Крушельницкому в дабл-миксте в керлинге подсыпали допинг.
А закончилось это тем, что мы расписались в неспособности самостоятельно решать собственные проблемы. Человек мельдонием снимал похмелье, не думая, что поедет на Олимпиаду. А спустя три месяца это выплыло. И это чёрным по белому теперь написано во всех документах…
– Мне сложно представить, чтобы Камила от похмелья принимала что-то.
– Да, нам уже вбрасывали, что в команде кто-то марихуану покурил. Но я не думаю, что это может иметь какое-то отношение к 15-летней девушке. Возможно, препарат как-то случайно попал в организм, даже если это биологически активная добавка, которая имела мочегонную составляющую. Но законы одинаковы для всех.
– А может, нас просто прессануть специально пытаются?
– Не думаю. Нам и так сознательно занижали оценки. Так что весь набор прессинга, который используется в фигурном катании, уже использован и реализован. Поэтому за последующие полторы недели соревнований можно не переживать.
Программа "Царьград. Главное" выходит на "Первом русском" каждый будний день в 18:00. Не пропустите!