"Товарищ генерал, со всем справляемся!" – Лживые доклады разоблачил военврач. Теперь Белоусов узнает правду
Четыре года СВО обнажили разные проблемы в военной сфере. Но если с темы коррупции табу снято – громкие уголовные дела против "лампасов" продолжаются, то о денежном довольствии военнослужащих говорить либо не принято, либо стыдно. Но молчать опасно. Потому что жалобы на низкую оплату стали приходить от военных врачей, многие из которых работают с истёкшим контрактом и после приказа об отмене частичной мобилизации уйдут на гражданку, потому что им мало платят. Подробности в материале Царьграда.
Гражданским положено, военные подождут
Вы не поверите, но это так: в некоторых военных госпиталях гражданский персонал зарабатывает больше, чем врачи в погонах.
Я прослужил 11 лет в базовом госпитале на 300 коек в отдалённом регионе, где военные медики живут без так называемой дорожной карты. То есть работают за голую зарплату. Денежное довольствие хирурга с учётом повышенного районного коэффициента сейчас около 95 тысяч рублей, в то время как гражданский персонал в этом госпитале получает за ту же самую работу вдвое больше,
– рассказал Царьграду на условиях анонимности подполковник медицинской службы, начальник отделения в филиале одного из госпиталей.
По его словам, сложилась практика, когда "дорожную карту" в размере месячного жалования военным медикам выплачивают не повсеместно, а в основном в центральных госпиталях, а также в Военно-медицинской академии. Во многих других такой доплаты нет, хотя они тоже принимают раненых с фронта.
Изначально "дорожную карту" получал только гражданский персонал. Доплачивать военным медикам стали относительно недавно, последние пару лет, да и то не всем. До лета прошлого года доплата в центральных госпиталях была в районе 30-40 тысяч и только недавно выросла до 90 тысяч. Итоговая сумма зависит от тарифного разряда и должности. Но там, где "дорожную карту" не платят, военным медикам живётся совсем грустно,
– пояснил источник.
Даже со всеми надбавками к окладу по воинской должности и званию (за выслугу лет, классную квалификацию, "секретку" и пр.) в таких госпиталях врачи-офицеры получают по 75-80 тысяч рублей, в то время как их гражданские коллеги, работающие в этом же учреждении, – вдвое больше за счёт "дорожной карты".
У нас чиновники очень любят отчитываться об успехах. Буквально неделю назад прошла информация, что средняя зарплата врачей достигла 147 тысяч. Думаю, коллеги за МКАД просто выпали в осадок. У нас то же самое, но гражданским приходится зарплату "натягивать". Потому что, если у них не будет доплаты, госпиталь просто развалится – врачи метнутся в частные клиники. Единственное, что может удержать гражданского медика в госпитале – это высокая зарплата,
– подчеркнул собеседник Царьграда.

Военный хирург, который пожаловался на денежное довольствие, получил безусловную поддержку от коллег и сочувствующих. Скриншот комментариев к посту в ТГ-канале "Два майора"
"Лучше бы я три месяца отработал на СВО"
Заметьте, мы не сравниваем заработок врачей на линии боевого соприкосновения с доходами их коллег в тылу. Речь идёт о сотрудниках одного и того же госпиталя, разница между которыми только в наличии или отсутствии погон. Офицеры-медики получают меньше и при этом несут дополнительную нагрузку.
А ещё, со слов источника Царьграда, военврачей прикрепляют на суточное дежурство к высокопоставленным чиновникам – следить за их здоровьем. Это бывает до шести-семи раз в месяц, а значит, не менее 10 дней врач не участвует в жизни госпиталя, потому что после дежурства ему дают ещё сутки отдыха:
Я бы лучше три месяца в командировке за лентой провёл, чем месяц кататься с чиновником. Моя зарплата не зависит от количества дежурств. При этом взамен переработки мне должны предоставлять дополнительные сутки отдыха либо прибавлять их к отпуску. Когда моя переработка превысила 100 часов в месяц, я собрал документы и начал оформлять это официально, но так ничего и не добился. Сейчас пытаюсь сдвинуть вопрос с мёртвой точки через прокуратуру – оказывается, я первый, кто вообще на эту тему заикнулся.
Кроме того, подполковник медслужбы разочарован решением квартирного вопроса военнослужащих. С 2018-го он в ожидании жилищной субсидии, тем временем дети выросли, а денег так и нет.
Доклады бравурные наверх идут: всё в порядке, товарищ генерал, со всем справляемся, всего хватает, жизнью доволен, жалоб и замечаний нет. К этому давным-давно привыкли. Но откровенное очковтирательство жутко бесит. Поэтому я служу без контракта – его срок истёк, дожидаюсь окончания частичной мобилизации. Как только выйдет указ президента, напишу рапорт об увольнении – далее без меня, пожалуйста. И таких, как я, с каждым месяцем всё больше,
– подытожил собеседник Царьграда.

Базовые ставки окладов по воинскому званию. Скриншот с сайта voensud-mo.ru
"Я бы сам уволился и устроился в госпиталь гражданским персоналом"
ТГ-канал "Два майора" опубликовал сообщение начотделения хирургического профиля в базовом военном госпитале – старшего офицера медслужбы (хирурга, к.м.н.). Вне зоны СВО он получает 73 тысячи в месяц – после индексации в октябре 2025-го. На эти деньги он содержит семью из четверых человек, потому что он единственный кормилец – жена в декрете. Это меньше средней зарплаты в регионе его проживания (75 тысяч рублей), в разы меньше зарплаты врачей на гражданке и даже у гражданских докторов, находящихся в его подчинении. Причина – в "кривом" исполнении Майских указов президента, согласно которым зарплата врача должна быть не менее 200% от средней по региону.
Не везде это выполняют на гражданке, но в армии для гражданского персонала это исполняется. У меня такие получают намного больше, чем я. Хоть у них – пятидневка, нет дежурств, в 16:00 – конец рабочего дня и домой. Поэтому у нас никто контракты не продлил. Даже санитарка в госпитале за счёт "дорожной карты" получает больше, чем начальник отделения! Я бы и сам уволился и устроился в госпиталь гражданским персоналом. Когда рассказываю коллегам, сколько нам платят вне зоны СВО, они просто не верят,
– констатирует офицер.
Главный вопрос, который волнует военных медиков – почему им не платят "дорожную карту", хотя они тоже входят в федеральный регистр медработников. И вот парадокс: чем больше они дежурят, тем меньше доход. Потому что вторые сутки после дежурства не оплачиваются, так как они должны отдыхать и якобы никого не лечат, а по факту офицеры после суток остаются на операции и осмотры больных.

С исходными данными условного подполковника медицинской службы денежное довольствие составит 75 тысяч рублей. Скриншот с сайта voensud-mo.ru
После СВО будет меньше
Царьград сделал расчёт денежного довольствия военнослужащего с аналогичными исходными данными (исходя из открытой информации). Начальник отделения в базовом госпитале – это обычно подполковник, в гарнизонном – майор. Тарифный разряд – с 17-го по 23-й. Выслуга – примерно 15 лет (шесть лет академии, два года ординатуры и семь лет службы). Надбавка за физподготовку – до 70%, "секретка" – минимум 10%, квалификационная категория (не ниже первой у начальников отделений) – ещё 20%. Районный коэффициент условно нулевой.
Итого: военврачи с таким званием, должностью, выслугой лет, категорией, "секреткой" и прочими надбавками действительно могут рассчитывать примерно на 75 тысяч рублей ежемесячно – если им не платят "дорожную карту". Эту информацию Царьграду подтвердил офицер медслужбы, занимающий руководящую должность в одном из госпиталей:
Многое зависит от территориального коэффициента. Например, на Дальнем Востоке военный медик будет получать больше, чем в Центральной России. Поэтому в каких-то регионах, где такой коэффициент равен нулю, военврач действительно зарабатывает 75-80 тысяч в месяц.
Конечно, есть ещё ежегодная премия, которая может быть от 80 тысяч, и выплата за работу с ранеными. Кроме того, медики в погонах могут взять льготную военную ипотеку и пользуются другими преимуществами, которых нет у гражданских сотрудников госпиталя. И всё же дисбаланс в зарплатах врачей-офицеров и докторов без погон не добавляет первым рвения служить.
Зарплата у рядового в регионе, где нет никаких коэффициентов, например на юге, будет около 40 тысяч. Как думаете, многие захотят там служить? В своё время военнослужащим монетизировали льготы, которые раньше были натуральными (как санаторно-курортное лечение). Доплата настолько незначительна, что вывезти семью в санаторий стало невозможно. Со всеми надбавками и переработками я получаю сейчас 145 тысяч в месяц, после окончания СВО это будет 120 тысяч. А путёвка на четверых стоит 500 тысяч,
– поделился источник.

Депутат Госдумы Михаил Делягин попросил министра обороны разобраться с проблемой дискриминации военных врачей. Скриншот с ТГ-канала DELYAGIN's special
"Кошелёк не в Минобороны"
Депутат Госдумы и ведущий Царьграда Михаил Делягин направил запрос на имя министра обороны с просьбой проверить информацию об оплате труда военных медиков. И не средней зарплаты по госпиталю, а зарплаты непосредственно занятых лечением врачей и медперсонала.
Военный хирург не может получать меньше санитарки? Но получает. Минобороны систематически работает над вопросом обеспечения достойного денежного довольствия военнослужащих. Однако даже на пятый год СВО остаются некоторые лакуны. Искренне надеюсь, что Министерство обороны обратит внимание на эту очевидную несправедливость,
– говорится в обращении Делягина.
Ранее он уже обращался к Андрею Белоусову по вопросу денежного довольствия в войсках ПВО. Поводом послужила жалоба бойцов, которые подписали контракты до начала СВО и сегодня получают 40-60 тысяч рублей. А теперь выяснилось, что военным медикам тоже хватает.
Военный ТГ-канал "Два майора" отмечает, что проблема копится, и после отмены положений указа о частичной мобилизации это аукнется всем структурам:
Можно взывать к патриотизму четыре года подряд, можно кричать "Служат не за деньги!" и иные лозунги. А врачи, и не только они, после войны уйдут. Молча и на более оплачиваемые направления на гражданке.
Если офицеры медслужбы уйдут на гражданку, в госпитали вернётся кадровый голод. Если поедут за большими зарплатами на СВО, кто будет лечить раненых в тылу? Как ни крути, получится нехорошо.
Впрочем, в Минобороны в курсе проблемы и занимаются её решением. Как сообщил Царьграду источник в военном госпитале на Дальнем Востоке, туда пришла бумага, в которой доводится до сведения, что денежное довольствие будет увеличено до уровня среднегражданской зарплаты врачей в регионе.
Военкор Александр Коц напомнил, что по постановлению правительства от 28 июля 2022 года №1349, военврачам, оказывающим помощь раненым за пределами СВО, командование госпиталя устанавливает допвыплаты. В прошлом году они варьировались от 23,4 до 50 тысяч рублей в месяц.
Минобороны работает в сторону увеличения зарплаты военных медиков до уровня не ниже 120% от гражданских. Насколько я понимаю, в руководстве ведомства-то никто не против, чтобы врачи получали больше. Только кошелёк не в Минобороны. А хранители кошелька не всегда разделяют такие инициативы,
– подчеркнул военкор.

Базовые ставки окладов по воинской должности. Скриншот с сайта voensud-mo.ru
А может, сами виноваты?
Военврач, руководитель проекта "Врачи фронту" Дмитрий Омутных пояснил в беседе с Царьградом, что "дорожная карта" придумана во исполнение Майских указов 2012 года по увеличению зарплат медиков к 2018-му. И поэтому в конце 2017-го ответственные управленцы опомнились, и начались "танцы с бубнами". Чтобы достичь целевых показателей, медсестёр стали сокращать или переводить в санитарки, а тех в свою очередь – в техперсонал, которому не нужно повышать зарплату, ведь в майских указах об уборщиках ничего не говорилось. Тем не менее оставшиеся сотрудники со всеми переработками и надбавками всё равно недотягивали до целевых показателей, поэтому им стали доплачивать "дорожную карту".
Но у военных всё так же, как и в гражданской медицине. Поверьте, не получают там хирурги по 200 тысяч везде. Возможно, этот военврач не "добрал" по надбавкам – на "секретку", например, многие не идут, потому что не хотят стать невыездными, хотя это до плюс 25% к окладу, то есть 15-20 тысяч,
– говорит Омутных.
На этом же настаивает и военный врач, один из создателей отечественной школы тактической медицины Юрий Евич:
Проблема работающего в тепле и ночующего дома врача, который получает меньше, чем кто-то другой, – самая малозначительная из тех, которые нужно решать. Внезапно окажется, что у него военная ипотека, льготы и ещё много чего. В моей картине мира то, что у него маленькая зарплата, – это пустяк в сравнении с тем, что сейчас на фронте из-за пробелов в тактической медицине наши раненые ребята замерзают и умирают, не дождавшись помощи.

Скриншот комментариев с ТГ-канала "Два майора"
Что с того?
Но закрывать глаза на эту проблему чревато. Если военные медики уйдут на гражданку или уедут "на заработки" на СВО, кто будет лечить раненых в тылу?
Дисбаланс в денежном довольствии, безусловно, мина замедленного действия. Он не только подрывает авторитет военврачей, но и грозит тем, что после приказа о демобилизации они начнут массово уходить из армии.
Многие уже сейчас "на чемоданах", поэтому и не продлевают истёкшие контракты. Понятно, что в связи с СВО у Минобороны и прочих ведомств есть более насущные задачи. Но думать о решении грядущей кадровой проблемы нужно уже сейчас, потому что после победы военные медики так же будут на вес золота.
Вот только не у всех это сейчас отражается в зарплатных квиточках.