Тегеран - 17. Владимир Путин встретился с лидерами Ирана и Азербайджана
Президент России Владимир Путин прибыл в Тегеран для встречи с лидерами Ирана и Азербайджана. Ожидается, что на двусторонней встрече Владимир Путин и Хасан Роухани оценят обстановку в Сирии, ситуацию вокруг иранской ядерной программы и обсудят вопросы двустороннего экономического сотрудничества. Кроме того, ожидается трёхсторонняя встреча глав России, Азербайджана и Ирана
Поездка главы российского государства в столицу Ирана проходит на фоне нового витка напряжённости в отношениях Тегерана с Вашингтоном. Администрация Трампа, будучи полностью произраильской, и ранее не скрывала, что готова сделать исламскую республику главным козлом отпущения на Ближнем Востоке. Еще во время визита в Саудовскую Аравию в мае 2017 года Дональд Трамп заявил, что Иран поддерживает террористов. В этой связи самая важная тема сейчас - судьба иранской ядерной сделки, а именно заключённого в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий, который позволил снять санкции с Ирана в обмен на его отказ от программы ядерных исследований. С дипломатической точки зрения это была попытка администрации Обамы с помощью «мягкой силы» и мифических экономических преференций перетянуть Иран в сферу влияния глобалистов.
В октябре Трамп открыто заявил о желании Вашингтона модифицировать договор или вовсе выйти из соглашения. Его участниками являются также Россия, Германия, Франция, Великобритания, Китай и, собственно, Иран. Москва неоднократно демонстрировала приверженность сохранению СВПД.
Формально Москва выступает за сохранение соглашения, так как российский МИД принимал активное участие в данной работе. Однако по факту агрессивная риторика Вашингтона в адрес Тегерана играет на руку Москве, так как у Ирана не остается пространства для дипломатического маневра: Россия – единственный крупный игрок, который готов к серьезному сотрудничеству с иранскими властями.
Безусловно, особое внимание будет уделено и ситуации в Сирии. Визит Владимира Путина в Тегеран как нельзя кстати совпал с завершением седьмого раунда переговоров по Сирии в Астане. Эта площадка стала важным дипломатическим инструментом в руках Москвы. Итогом этого раунда стали договорённости между конфликтующими сторонами об обмене пленными, совместном поиске пропавших без вести и взаимной передаче тел погибших.
Крайне актуальным остается и курдский вопрос, касающийся основных игроков региона: Сирии, Турции, Ирана и Ирака. Не так давно в иракском Курдистане прошел незаконный референдум о независимости, но сейчас Багдаду удалось взять ситуацию под контроль. Москва выступает в поддержку территориальной целостности Ирака, хотя и понимает стремление курдов к самоопределению. Турция и Иран заняли более жёсткую позицию, объявив о возможности блокады мятежного региона.
Помимо этого, Владимир Путин и Хасан Рухани и обсудят и проблему Афганистана. Это государство становится ключевой точкой на карте в контексте развития проекта «Один пояс – один путь» и евразийской интеграции как таковой. По мнению многих экспертов, именно с территории Афганистана США будут пытаться поджечь Евразию.
Трехсторонний формат переговоров подразумевает растущую роль Азербайджана как независимой площадки для дискуссии, которая одинаково устраивает Москву, Тегеран и Анкару. Роль Баку в цементировании этот блока трудно переоценить. Азербайджанское руководство продемонстрировало трезвый и взвешенный подход, сумев максимально эффективно использовать свое положение на международной арене. Роль посредника между крупными региональными державами во многих случаях является ключевой.
Крайне важно, что встречи президентов России, Ирана и Азербайджана стали носить регулярный характер. Первый саммит в таком формате прошёл чуть более года назад. В августе 2016 года Владимир Путин, Ильхам Алиев и Хасан Рухани провели переговоры в Баку. Тогда в центре внимания всех трёх лидеров был коридор «Север-Юг», региональные проблемы, в том числе Афганистан и Сирия, борьба с терроризмом и наркотрафиком.
Сотрудничество трех государств по максимально широкому спектру вопросов позволит обеспечить безопасность в регионе и на континенте, а также обеспечит дальнейший рост экономического сотрудничества.