Суррогатное материнство: черный рынок матерей и крупные деньги
Почему стоит отменить суррогатное материнство в России
Сегодня сенатор Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, предлагающий запрет суррогатного материнства – до тех пор, пока не выработают необходимую для защиты биологических родителей законодательную базу.
Как аргументировал политик, Россия на сегодняшний день – центр "репродуктивного туризма", но при этом отношения участников бизнеса практически не регулируются государством.
В своей инициативе Беляков в основном делает акцент на юридических недоработках нынешнего законодательства – хотя аспектов, на самом деле, намного больше. Либеральная публика уже подняла вой о нарушении прав, но она не учитывает важные аргументы "за".
Материал Царьграда о том, чем опасен "сурбизнес" и чем рискуют "сурматери", почему юридическая сторона вопроса "хромает", а также о религиозном и этическом взгляде на суррогатное материнство.
Юридическая база слабая
Напомним, что суррогатное материнство предполагает участие посторонней женщины, которая добровольно соглашается забеременеть, выносить и родить биологически чужого ей ребенка.
Важно, что суррогатное материнство во многих странах запрещено – это Франция, Германия, Норвегия и Швеция, Австрия. В некоторых государствах практика существует только на некоммерческой основе (например, в Великобритании, Израиле, Канаде и др.). Полностью суррогатное материнство разрешено только в России, на Украине, в Грузии и Казахстане, а также в большинстве американских штатов.
В России юридические детали прописаны в Семейном Кодексе (ст. 51-52), основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. "Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона"), законе "Об актах гражданского состояния" (ст. 16) и приказе Минздрава "О применении ВРТ в терапии женского и мужского бесплодия".
Далее следуют юридические тонкости. Когда зачатый таким методом ребенок рождается, родители должны предоставить в ЗАГС медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери (!) и справку из клиники ЭКО.
И тут возникает множество проблем. Не раз были случаи, когда биологическим родителям дитя так и не возвращали – суррогатная мать просто не давала согласие. Возникает и путаница в том случае, если ребенок рождается больным: чья это вина – плохие гены, случайность или носитель плода чем-то злоупотребляла?
Член комитета СФ по экономической политике Антон Беляков. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Как пояснил Антон Беляков, такие вопросы решаются на основании гражданско-правового договора. Он допускает закрепление любых обязанностей и прав сторон, но не гарантирует при этом их строгого выполнения.
Бизнес-интересы на чужом горе
На чужом горе играют многие компании, которые занимаются процедурой. Цены варьируются, но стоимость в любом случае поражает. Если приводишь свою знакомую "сурмаму", это дешевле – от 130 тысяч рублей и дальше.
Если клиника сама осуществляет подбор и обследование носительницы, проводят все необходимые ЭКО-процедуры, ведут первые этапы беременности и обеспечивают вознаграждение "сурмаме", то стоимость начинается от 2,5 миллиона рублей и выше.
Есть такая профессия…
Многие компании отмечают, что стоимость суррогатного материнства зависит от множества факторов, поэтому рассчитывается она в индивидуальном порядке. А это – целое поле для недобросовестных фирм, которые могут накручивать цену в процессе.
Суррогатная мать, если все идет по плану, получает весомое вознаграждение – в среднем, около 15 000 рублей в месяц на нужды, и по факту рождения ребенка 800 тысяч – миллион рублей с небольшим.
Впрочем, и этот бизнес уходит в тень. В соцсетях создаются паблики по интересам, где посредники открыто пишут о богатых клиентах из западных стран, США, Китая. Как правило, требуют справку о здоровье, переезд (примерно с 30-й недели) и обещают щедрое вознаграждение. Когда речь идет о зарубежной поездке, как правило, требуют базовое знание языка и… определенные внешние характеристики. Если, как утверждают сторонники сурбизнеса, мать-носитель генетически "никак не связана" с дитем, зачем посредники требуют голубых глаз и русых волос? А теперь представьте, что девушка, не защищенная российским законодательством, почти без гарантий едет за рубеж. Не напоминает печальных историй?
Многие защитники естественного способа рождения не зря сравнивают это с видом проституции. Есть женщина, носитель тела, есть условный "сутенер", есть какие-то воздушные обещания.
Форма поддержки гомосексуализма
"Законопроект, уточняющий применение такого института как суррогатное материнство, безусловно, имеет право на существование", – отметила в беседе с Царьградом заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова Ирина Силуянова.
По ее словам, мы как православные люди, естественно, принимаем социальную концепцию, которая предполагает "резко отрицательное отношение, однозначно отрицательное к суррогатному материнству".
Но так как система уже действует, перед нами стоит задача создать как минимум такой закон, "который учитывал бы существование практики, но максимально корректно регламентировал возможности его применения". По мнению Силуяновой, как минимум можно исключить возмездную составляющую подобных договоров.
"В самой России существуют эти манипуляции, только платные. Этим суррогатным матерям выплачиваются деньги, и только в таких режимах это существует, причем под нравственной аргументацией, что это "помощь бесплодным" и так далее. Если это помощь, если мы рассуждаем в границах нравственного сознания, то пусть это исключительно в границах нравственного сознания и остается. Необходимо полностью исключить возмездный характер договоров по суррогатному материнству", – подчеркнула она.
Сейчас все это регламентируется с разрешением оформления возмездных договоров – то есть рыночные отношения "купи-продай". "Таким образом, материнство становится платной услугой, что абсолютно недопустимо для морально-нравственного сознания православного христианского человека, христианина", – подчеркнула Силуянова.
Она напомнила, что в основном процедура предусмотрена для гомосексуальных пар – таким образом, легализованная процедура суррогатного материнства "является формой косвенной или даже прямой поддержки легализации гомосексуализма в России".
Русская Церковь: в этом бизнесе наживаются на социально слабых людях
Как пояснил в беседе с Царьградом председатель Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, Церковь уже по этому поводу высказывалась. "Есть документы, что с нравственной точки зрения суррогатное материнство – это совершенно богопротивная вещь. Поэтому Церковь против. А я как могу иначе? Что выступать против Церкви? Есть, конечно, у нас доктора, которые помешаны на деньгах, и готовы идти и против Бога, и против того, что хорошо, лишь бы им за это заплатили".
Это такой же бизнес как игорный, проституция, или наркомания, полагает протоиерей. "Люди наживаются, к сожалению, как всегда, на социально слабых людях. Вместо того, чтобы им помочь как-то, и в работе, и еще каким-то образом, прибегают к совершенно отвратительным вещам".
Этическая сторона: из женщины делают инкубатор
Прокомментировал инициативу Царьграду посол Всемирного конгресса семей в ООН, руководитель международных проектов Благотворительного Фонда Святителя Василия Великого Алексей Комов.
"Суррогатное материнство, это как продолжение проституции в другом смысле. Это торговля телом женщины совершенно аморальным образом, когда используется просто как инкубатор, без должного уважения", - подчеркнул он.
По оценке Комова, Россия, которая претендует называться страной-защитницей семейных ценностей, не может легализовать подобное. Кроме того, со всего мира сюда едут люди и заказывают за деньги детей.
"Все материнские чувства, инстинкты рушатся, на них коммерция плюет, совершенно игнорирует и ребенка забирают, - отметил Комов. - Появляется целая куча проблем морального характера, которые, безусловно, очень хорошо было бы устранить".
Он напомнил, что в подавляющем большинстве стран Европы суррогатное материнство запрещено и проходят большие, многотысячные митинги, чтобы полностью это искоренить.
В этой связи Комов поддержал идею законопроекта. "Очень надеюсь, что его примут. Понятно, что будет сопротивление и лобби достаточно мощное, которое будет стараться его сохранить в каком-то урезанном виде, потому что это большой бизнес". Кроме того, зачастую мы обрекаем детей на жизнь в семье гомосексуалистов.
Как быть бездетным парам?
Многие женщины действительно не могут забеременеть и супруги не могут завести детей. Зачастую из-за плохой экологии, продуктов питания и образа жизни.
Но стоит вспомнить, пока тратятся миллионы на искусственное выращивание детей в чужих организмах, переполнены детские дома. По мнению Комова, выход всегда есть - можно усыновлять тех детей, которые уже появились на свет, но оказались не нужны своим "биологическим" родителям. Но ведь как гласит поговорка, родитель не тот, кто родил, а тот, кто воспитал?
"И это решит и все другие проблемы. Они получат замечательного ребенка, которого могут воспитывать, при этом не вступая в совершенно противоестественные отношения. Поэтому, я думаю, надо усыновлять детей, русских детей в детдомах. Это доброе дело, это богоугодное дело, всех будут любить, уважать и превозносить", - заключил Комов.