Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Судьба писателя в Российской империи
Фото: Царьград
История О Культуре

Судьба писателя в Российской империи

27 апреля 1848 года Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был сослан в Вятскую губернию

Мы не взяли бы на себя смелость утверждать, что Российская империя была раем для литераторов; но и самым суровым режимом их существования она никогда похвастаться не могла. Самодержавие подвергло жестокой каре Радищева, это правда; однако он смог вернуться из Сибири и даже быть призван к государственным делам, ему не отрубили голову, в отличие от выдающегося французского поэта, который в своих писаниях прославил тиранию и нападал на свободу (такова была формулировка в приговоре Андре Шенье). У нас есть один повешенный поэт (Кондратий Рылеев), но самые злые ненавистники самодержавного правления не станут утверждать, будто петлею его наказали за творчество; а его выпад против Аракчеева, который казался современникам неслыханной смелостью, был инспирирован враждебной графу властной группировкой, куда входил и министр просвещения князь А.Н.Голицын, что обеспечило необъяснимую, казалось бы, невнимательность цензуры.

XIX век мягче в обращении, но и тут "отсталая" Россия не превзошла оплот республиканского прогресса: если Тургеневу и Щедрину устраивали жизненные неприятности, то и Беранже не оставляли в покое; Гоголю же, самому грозному обличителю "свинцовых мерзостей" русской жизни в глазах прогрессистов (мы можем увидеть, насколько заслужена такая репутация), не только не чинили никаких препятствий, но и устраняли их с его пути. Последующие события показали, что есть и более эффективные способы борьбы с пагубным влиянием изящной словесности на умы: М.Н.Катков лучше справился с публицистикой Герцена, нежели полицейская администрация. Но наша тема - не эффективность способов борьбы против влияния изящной словесности, а характер ее влияния. И здесь мы сталкиваемся с весьма неожиданными и часто ускользающими от глаз публики вещами.

Один известный критик назвал знаменитый роман "энциклопедией русской жизни". Посмотрим, так ли это? Есть ли в "Евгении Онегине" хоть строчка о служилом дворянстве? Очень мало - неполная строфа, которая не дает даже понять, где именно служил отец главного героя. Примерно столько же, может, чуть больше - о крестьянстве и крепостном праве. Об армии - упоминание покойного офицера, имевшего чин, который с павловских времен уже не давали. О духовенстве - вообще ничего. О школе… Это особый разговор, к которому мы еще надеемся вернуться. Суммарно это 2 страницы. Остальное посвящено исчезающе малой группе неслужащего дворянства. Таким образом, то, о чем Пушкин не писал или почти не писал, как раз и составляет энциклопедию русской жизни, и для ее познания обратиться к "Евгению Онегину" - не самое удачное решение.

Оговоримся: под жизненной правдой мы понимаем концепцию реализма, требуя типа и от характера, и от обстоятельств, - жизнь причудлива, и мало ли в ней встретится анекдотов хоть в пушкинском, хоть в гоголевском вкусе (распадающемся в свою очередь на гомеровский и босховский). Но вообще между жизнью и произведением искусства стоит мощный фильтр - писательское сознание. Оно сковано и ограниченностью жизненного опыта, и частым несоответствием писательского дарования и аналитических способностей. Легко было Белинскому называть "Онегина" энциклопедией русской жизни и видеть ее отражение в прозе Гоголя, если он сам практически не покидал своего кабинета, обладал ярким идеологическим темпераментом и черпал сведения от друзей-единомышленников?

Разумеется, эти "фильтры" могут быть изучены и описаны. Однако для знакомства с жизнью это не даст ничего, поскольку для изучения фильтра предварительно нужно изучить жизнь - это имело бы смысл, если бы литературное произведение нельзя было заменить ничем, как в случае с поэмами Гомера; но с Россией XIX века случай, к счастью, не таков. Кстати, сразу сделаем оговорку: если мы возражаем против возможности судить о жизни по ее описаниям, это ни в коей мере не означает низкую оценку рассматриваемых произведений с литературной точки зрения. Если не предъявлять неисполнимых требований и смириться с тем фактом, что в литературном творчестве мы знакомимся прямо - с сознанием автора, а со всем остальным - лишь косвенно и с искажениями любого масштаба, все встанет на свои места. Потому когда мы будем говорить о клевете, это может восприниматься лишь как моральный, но не как эстетический упрек.

Расхождение может доходить до весьма значительных размеров. Умный и многознающий наблюдатель М.Алданов в "Ульмской ночи", в частности, пишет: "Обломов - национальный русский тип", "тихая Чеховская Россия, в которой ничего не происходит". А "Сон" Нежданова в Тургеневской "Нови": "Все, все по-прежнему… И только лишь в одном - Европу, Азию, весь свет мы перегнали… - Нет, никогда еще таким ужасным сном - Мои любезные соотчичи не спали! - Все спит кругом: везде, в деревнях, в городах, - В телегах, на санях, днем, ночью, сидя, стоя… - Купец, чиновник спит, спит сторож на часах, - Под снежным холодом - и на припеке зноя! - И подсудимый спит - и дрыхнет судия; - Мертво спят мужики: жнут, пашут - спят, молотят - Спят тоже; спит отец, спит мать, спит вся семья… - Все спят! Спит тот, кто бьет, и тот, кого колотят! - Один царев кабак - тот не смыкает глаз; - И штоф с очищенной всей пятерней сжимая, Лбом в полюс, упершись, а пятками в Кавказ, - Спит непробудным сном отчизна, Русь святая…"

Стихи, скажем правду, не только довольно плохие, но и довольно лживые. Написаны они после того, как в течение 15 лет в России осуществлялись почти беспримерные по размаху реформы; таких было мало и в европейской истории, и уж, наверно, не было со времен Петра - в русской. Темп русской жизни, даже и во вторую половину царствования Александра II, был во всяком случае более быстрый, чем в Англии, в Германии, в Австрии, и если не Нежданов, то сам Тургенев, проживший полжизни за границей, мог это знать. Но он высказал общее место, господствовавшее тогда в его кругу".

Приведем другой пример: самый знаменитый русский прозаик, могущественный враг Православной Церкви и русского государства, в последнем своем романе написал о судебной ошибке и изобразил участников суда в самом неприглядном виде - что было совершенной клеветой, поскольку процент судебных ошибок у реформированного русского суда был не выше, чем в просвещенных европейских странах, - о чем свидетельствует такой авторитетный специалист, как А.Ф.Кони. Проницательный И.Ф.Анненский писал о нем: "А кто не читал таких страниц Толстого, которые просто-таки дурманят нас миражем господства над жизнью?" Слова подобраны очень точно: мы сталкиваемся с реалистичнейшим и правдоподобнейшим описанием вещей если и не фантастических, то во всяком случае больше зависимых от воззрений автора, чем от русской жизни, сталкиваемся с "дурманом" и "миражем". И читатель реагирует на словесность с позиций своего столь же и еще более ограниченного опыта и представлений о том, как эта жизнь устроена.

Впрочем, и Чехов со своей беспощадно-изощренной стратегией много говорит нам о тогдашних читательских ожиданиях, которые он чувствовал безукоризненно, но о жизни - лишь в той степени, в какой читательские ожидания являются ее частью. Бунин в свое время отмечал, что автор "Вишневого сада" ничего не знал о быте помещичьей усадьбы; но Чехову это было без надобности; достоверность изображения никак не входила в его литературную программу даже на уровне благого пожелания. Читатель русской классической литературы, составляя себе по ней представление о жизни, не имеет ни малейших шансов.

Читающий эти строки возразит: а как же Щедрин? Ведь советская жизнь так явственно отдавала городом Глуповым, и можно ли предположить, что русская, современная автору, была менее сходна с его описанием? Здесь произошло следующее. Большевики - строители советской жизни - были поклонниками Щедрина, на нем воспитывались и впитали его сатиру с материнским молоком. Они не представляли себе государственности в ином виде и незаметно для себя, выстроив ее по собственным представлениям, выстроили по Щедрину. Будучи плохим - и даже отвратительным - описателем окружающей действительности, он невольно оказался автором самосбывающегося пророчества. Он создал город Глупов сначала в уме, а потом - в жизни.

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Пришло время Империи "Шоубиз-дыра" за наш счёт. Как экстрасенсы и блогеры-пошляки стали "народным достоянием". Утекают миллиарды "Путин готовит обращение к нации": Инсайдеры обещают "страшные новости". Мобилизация, новая СВО или третий залп "Орешника"? Вот что "Орешник" чудесный делает! Европа вздрогнула, Трамп резко сдал назад. Квиты? "Большая война не отменяется" Что будет после "похищения Путина": Трамп дал полный расклад. Русские получили чёткий сигнал

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь