Страдания Бигмака: Байден "погулял" уже на 59 млрд долларов
Массовый уход иностранных брендов из России продолжается. Несмотря на то, что никакого обрушения русской экономики это не вызвало и не вызовет, западные компании всё-таки уходят. И несут при этом колоссальные убытки. Против кого санкции-то?
Парад ухода западных компаний из России, стартовавший в феврале-марте текущего года, был инспирирован Белым Домом и имел вполне чёткую и определённую цель — доведение национального хозяйства нашей страны до ручки. По замыслу вашингтонских стратегов такой шаг мог бы выбросить на улицу сотни тысяч работников, обвалить фондовый рынок и национальную валюту.
Более 400 частных транснациональных компаний прекратили вести бизнес в России — полностью покинули Россию — от нефтяных компаний до McDonald's. В результате этих беспрецедентных санкций рубль практически сразу превращается в руины. 200 рублей эквивалентны одному доллару,
— заявил 26 марта в ходе брифинга для журналистов Джо Байден, дав почву для очередной порции мемов.
Экономический фейл
Теперь, по прошествии пяти месяцев с начала специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, можно подвести краткий итог. Действительно, западные компании во многом ушли с отечественного рынка. Нанесли ли они удар по русской экономике? В определённых сферах — нанесли. Скажем, в автомобильной отрасли уход французского концерна Renault обострил до крайности проблему комплектующих.
В июне 2022 года выпуск автомобилей в России упал на 89%. Высокоскоростное железнодорожное сообщение без помощи "Сименса" пока под вопросом. Чувствительны незаконные санкции в авиационной отрасли. Все эти проблемы, несомненно, будут решены в ближайшие пять-семь лет, однако на сегодняшний день их актуальность очень велика.
Подсчитали — прослезились
Тем не менее потери Запада поистине огромны. Потерян крупный рынок сбыта, сопоставимый с 1/3 рынка Европейского Союза.
В сегодняшних условиях, когда кто-то там куда-то спрыгнул, ушёл, предпочёл прекратить здесь деятельность, они пожалеют об этом. Это не угроза. Они пожалеют, не потому, что мы кому-то угрожаем, мы как раз никому не угрожаем, они пожалеют, потому что Россия — страна с огромными возможностями. Реально. И многие жалеют, что приходится уходить. Но это всё проявления того внутреннего состояния стран, которые не могут принимать суверенных решений,
— справедливо отметил президент России Владимир Путин в начале июня.
Недавно американский журнал The Wall Street Journal опубликовал результаты исследования сотрудников Йельского университета, в котором говорится о крупных потерях западных корпораций из-за санкций. В совокупности, как считают аналитики, утраты составили 59 миллиардов долларов. И это далеко не конец. Nissan из-за заморозки производства в Санкт-Петербурге получит дополнительно 499 миллионов долларов убытков, британская энергетическая компания BP потеряет 25 миллиардов (!) долларов.
Проанализировав статистические данные, можно утверждать, что внушительные потери понесли практически все ушедшие корпорации. Говоря словами того же Байдена, "от нефтяных компаний до McDonald's". Макдак слил в трубу 1,3 миллиарда долларов, "Мерседес Бенц" — 1,5 миллиарда, Shell — 3,9 миллиарда долларов (в том числе 1,6 миллиарда по причине выхода из проекта "Сахалин-2"), Kent Lucky Strike — 1,2 миллиарда, Michelin — 202 миллиона евро, Microsoft — 126 миллионов долларов, H&M — 22 миллиона долларов, и так далее, и тому подобное. Никто не остался в стороне от своей порции страданий.
Что с того?
По большинству брендов произвести замену не составит никакого труда. Что касается общепита, тут проще всего. На смену Макдаку уже пришла "Вкусно и точка", расширяются сети отечественных компаний. Так, "Теремок" за пятилетку увеличит количество своих ресторанов в полтора раза — на 200 штук, из них 85 в Москве и 65 в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Определённую часть рынка можно отдать представителям фирм из нейтральных или дружественных государств — турецкой "Chitir Chicken", гонконгской "37,5 C°", аргентинской "Taco Hermanos".
Все перечисленные сети могут обеспечить наших соотечественников интересным и оригинальным набором блюд. Также нет особых проблем с одеждой и обувью. Турция и Китай в состоянии заменить все бренды. Страдающим же "за европейским качеством" спешим напомнить: одёжку западную шьют в Бангладеш да Вьетнаме, а по фасону/дизайну отличить турецкую от европейской тяжело.
С высокими технологиями посложнее. Тут даже импорт из Китая и других развитых государств не способен закрыть потребности России в полном объёме. Придётся не только реализовывать всевозможные серые схемы по обходу санкций, но и в первую очередь заниматься собственным производством. В своё время СССР полностью обеспечивал себя по всем ключевым направлениям — и станками, и подвижным составом, и самолётами, и микроэлектроникой. Придётся возрождать всё это в форсированном режиме, опираясь на советскую базу и помощь китайских, иранских, турецких, индийских партнёров.