Старообрядцы "Русской Атлантиды" научат русский спецназ
Минобороны привлечёт к обучению бойцов российских войск специального назначения таёжных старообрядцев. Об этом заявил глава оборонного ведомства Сергей Шойгу, подчеркнув уникальный жизненный опыт этих людей.
"Старообрядческое" интервью с министром обороны России генералом армии Сергеем Шойгу вышло в эфир телеканала Минобороны "Звезда" в тот самый день, когда в Рогожском посёлке Москвы, культурно-историческом центре московского старообрядчества, проходили многотысячные торжества по случаю Дня святых жён-мироносиц. В начале XX века именно в этот праздник вскоре после издания Государем Императором Николаем II Высочайшего Указа "Об укреплении начал веротерпимости" от 17 апреля 1905 года в старообрядческих храмах при московском Рогожском кладбище были распечатаны алтари. И после долгих десятилетий запретов и гонений возобновились регулярные богослужения.
Русские власти открывают "Русскую Атлантиду"
Несколько лет назад, в мае 2017-го, именно Рогожскую слободу посетил Владимир Путин - первый глава Государства Российского, публично побывавший в старообрядческом храме и встретившийся на его территории со старообрядческим митрополитом Корнилием (Титовым), главой крупнейшего старообрядческого "поповского" согласия – предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви. И плоды этой встречи уже налицо: старообрядцы Русского Зарубежья, бежавшие от многовековых гонений на чужбину, начали возвращаться в Россию.
О возможности воссоединения Русской Православной и Русской Православной старообрядческой Церквей речь пока не идёт. Однако подобные встречи должны помочь начать содержательный и взаимоуважительный диалог. Увы, раскол XVII века (да-да, тот самый, в ходе которого патриарх Никон и его последователи изменили многое в богослужебных чинах и книгах, включая широко известную замену двуперстного перстосложения на троеперстное, но далеко не только это) – куда более сложный и застарелый, чем церковные разделения XX века. Однако в нынешних условиях, когда России и Православию брошен вызов значительной части современного мира, русским людям жизненно необходимо искать пути к сближению.
Владимир Путин и старообрядцы. Май 2017 года. Фото: Kremlin Pool / Global Look Press
И это прекрасно понимают как Владимир Путин, так и Сергей Шойгу, родившийся и выросший в Туве, местах, где вместе с коренным тувинским населением до сих пор проживает немало русских староверов (к слову, вопреки неоязыческой мифологии "старообрядец" и "старовер" – это синонимы, означающие православных христиан, не приемлющих церковную реформу XVII века). Сам Сергей Кужугетович об этом вскользь упоминает в своей недавно вышедшей книге воспоминаний "Про вчера":
Тогда в Туве жили вместе несколько совершенно разных поколений, которые считались такими, знаете, очень "короткими": революционное, постреволюционное, довоенное, военное, послевоенное. И длились они десять-пятнадцать лет каждое, догоняя друг друга и обгоняя. Событий было много, они меняли сознание людей, формировали разные волны приезжающих в Туву и "короткие" поколения. Как раз в одно из них, в период военного поколения, Тува была принята в состав СССР. Например, жили люди, которые родились ещё при Александре III и Николае II, во времена колонии – протектората Китая, который он утратил, а Россия обрела. Жили там и бывшие царские офицеры, вблизи границ с Монголией и на её территории, уцелевшие во время сталинских чисток.
Владимир Путин и Сергей Шойгу в тайге. Фото: kremlin.ru
Сталинские репрессии коснулись и таёжных старообрядческих поселений и скитов. Так, в 1951 году были разгромлены "беспоповские" Дубчесские скиты староверов часовенного согласия в Красноярском крае. Однако это была лишь небольшая часть той "Русской Атлантиды", которую представляли собой сибирские старообрядцы. И до сих пор в этих краях не только в одиночку отшельничает широко известная Агафья Лыкова, но и проживают многие тысячи староверов, имеющие уникальный опыт жизни (именно полноценной жизни, а не выживания) в тяжелейших для неприспособленного человека таёжных условиях. И именно этот опыт, по твёрдому убеждению генерала Шойгу, особенно важен для бойцов спецназа:
Мы открыли специальные центры, центры не только выживания, но и вообще нормальной жизни. Большинство тех, кто живет в тайге, в степи, в горах, они же не выживают, они живут нормальной полноценной жизнью. Я, во всяком случае, знаю многих таких людей, постарался привлечь их для того, чтобы они учили наших ребят. Их называют в миру "старообрядцы", но они, это я должен вам сказать, невероятно опытные по жизни, рукастые. Они могут и дом срубить, и баню срубить, и посеять, и добыть, и приготовить, и коня объездить.
"Знак качества" – не признак гордыни
Нет сомнений: бойцам русского спецназа важны и эти практические навыки, и духовное понимание воинского служения. И здесь огромную роль имеет деятельность Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами. Но не помешает знакомство и с духовной жизнью старообрядцев, которых в одном из интервью первому русскому телеканалу Царьград старообрядческий митрополит Корнилий (Титов) назвал "русскими со знаком качества". И в этих словах нет гордыни и возвеличивания, но только констатация факта: это те самые люди, которые за три с лишним века гонений (включая советские десятилетия) не утратили ни веры предков, ни исконных русских традиций.
Старообрядческий Крестный ход. Фото: Александр Говоров, официальный сайт Русской Православной старообрядческой Церкви, rpsc.ru
И здесь хочется вспомнить ещё несколько слов из нашей беседы со старообрядческим митрополитом Корнилием, состоявшейся в день посещения Владимиром Путиным Рогожской слободы. Владыка тогда особо отметил, что в наши дни мы, русские люди, в буквальном смысле стоим на грани – или нашего духовного возрождения, или небытия как единого православного государства:
"Мы знаем, какие вызовы нам постоянно бросает Запад. И это не только санкции, можно сказать, идёт сетевая война. Поэтому перед этими вызовами мы, конечно же, должны объединяться. Как на любой войне, русский народ всегда сплачивается и прибегает к помощи Божией. Люди понимают, что сейчас стоит вопрос о выживании, а основа выживания – это вера, сплочение и честный труд. И я думаю, что Господь нас промыслительно к этому подвигает со всех сторон – и представителей светской власти, и старообрядцев, и представителей других традиционных религий.
Нас всех объединяет понимание, что мы должны жить в России, что Россия должна быть крепкой, Россия должна восстановить свой облик: облик русского человека, величие русского человека – как в Святой Руси. Ну а через это, конечно, должно произойти возрождение самой России. Слава Богу, что наш президент это понимает, и я думаю, Господь сейчас, в такие трудные времена, ему и всем нам промыслительно помогает. И именно поэтому сегодня востребованы старообрядцы – как русские из русских и православные из православных".
Разумеется, речь не о том, что именно старообрядцы и только старообрядцы станут "духовным спецназом России". Но подобно тому, как Вооружённые силы нашей страны решением министра обороны Сергея Шойгу обратятся к старообрядческому практическому опыту, так же и всем русским православным людям не помешает обратиться к их же духовному опыту, и в наши дни сохраняющему исконный идеал нашей государственности. Той самой Святой Руси, что родилась в Днепровской купели святого равноапостольного Князя Владимира. И её наследника – Московского Царства, Третьего Рима, миссия которого и сегодня лежит на России.