"Смерть на колёсах. Уйти не успеет никто": Старые русские пушки сметают позиции ВСУ
Спецоперация дала старт (лучше сказать – пинка) реализации многим давно назревшим решениям в армии. Россия озаботилась созданием дешёвых планирующих бомб, массовым производством разведывательных БПЛА, взаимодействием между самолётами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и зенитными комплексами. Теперь мы взялись за универсализацию нашего главного аргумента на поле боя – артиллерии. Потрясающие результаты очевидны.
Россия не является родиной пушек. Но если посмотреть на военную историю, легко заметить, что именно этому виду оружия мы всегда уделяли особое внимание. В поле зрения европейцев Россия появляется во времена Ивана Грозного. И первое, что отмечают наши тогдашние партнёры, – большой и качественный артиллерийский парк русского царя.
Огромное внимание производству артиллерии уделяла Империя при Петре I, не пожалевшем ради пушек "малинового звона". Справедливости ради стоит отметить, что к моменту, когда Пётр Алексеевич приказал лить пушки из колоколов, у нас уже был соответствующий опыт. Когда в XVI веке протестанты чистили немецкие соборы и часовни от "папистского мусора", русские скупали католические колокола для переплавки в орудия.
В XIX веке русская Империя частенько уступала противнику в качестве стрелкового оружия, но превосходила в качестве и количестве орудий.
В Первую мировую и начальный период Великой Отечественной у нас с пушками была беда. И это привело к катастрофическим потерям в пехоте. В первом случае страна так и не смогла справиться с проблемой, во втором — сумела.
Русская армия всегда уделяла особое внимание артиллерии. Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press
У нас и у них
В конце 2016 года американский экспертно-аналитический центр Asymmetric Warfare Group опубликовал обзор тактических приёмов русских по опыту боёв за Дебальцево и серии операций 2014 года. В нём отмечалась разница двух подходов к использованию артиллерии:
— для армии США важно иметь относительно небольшое количество дальнобойных и точных пушек, обеспечив манёвр пехоты и танков;
— русские используют танки, мотострелков, снайперов и минные поля, чтобы остановить противника, лишить его манёвра и подставить под массированный огонь ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня.
Теперь тот, кто следил за ходом украинского контрнаступа на "линию Суровикина", может решить для себя, насколько верно американские спецы оценили нашу армию.
В американской доктрине артиллерия обеспечивает манёвр пехоты и танков. Фото: US Army/Global Look Press
Слепое пятно
Несмотря на то что артиллерия всегда играла критически важную роль в континентальных войнах, Россия время от времени допускает провалы в её развитии. Перед Первой мировой верхи Империи сделали ставку на пушки среднего калибра. Тридцать лет спустя Красная армия ошиблась с расстановкой приоритетов, произведя массу танков с противопульной бронёй, не озаботившись созданием нормальных артиллерийских тягачей. Очередной провал возник в последние 30 лет. Наши военные проигнорировали развитие артсистем на колёсных шасси.
Но уроки, полученные за полтора года тяжёлой военной кампании, заставили пересмотреть отношение к этому классу артиллерии и заняться навёрстыванием упущенного. Итак, что же пошло в войска за последнее время?
"Флокс", наследник "Ноны"
Одним из самых удачных артиллерийских орудий, созданных в СССР, была 120-мм пушка-гаубица-миномёт — 2А51. Посаженное на гусеничное шасси орудие стало известно как авиадесантируемая плавающая самоходная артустановка "Нона-С".
Авиадесантируемая плавающая самоходная артустановка "Нона-С". Фото: Пресс-служба Южного военного округа/mil.ru
Её главное преимущество: способна стрелять как миномётными минами, так и артиллерийскими снарядами. Благодаря этому может выполнять широчайший круг задач по уничтожению противника как огнём с закрытых позиций, так и прямой наводкой.
Однако реалии спецоперации показали: нужны орудия на колёсном шасси, способные наносить удар и тут же уходить с позиции на большой скорости. Относительно лёгкие и дешёвые в обслуживании.
К счастью, у нас такое изделие уже было. Ещё в 2016 году широкой публике был показан комплекс "Флокс", представляющий собой всё ту же 2А51, посаженную на шасси бронированного вездеходного грузовика "Урал" с колёсной формулой 6×6. У машины все шесть из шести колес ведущие.
Несколько лет система прожила в качестве выставочного вундерваффе, а в первых числах октября госкорпорация "Ростех" сообщила об отправке первой партии орудий в войска:
Благодаря высокой скорострельности и относительно низкой скорости полёта снарядов "Флокс" способен обстреливать противника в режиме огневого налёта, при котором первый снаряд пускается по самой крутой траектории, а каждый последующий – по более настильной.
К цели все снаряды прилетают почти одновременно, многократно увеличивая эффективность поражения точек ВСУ. Противник не успевает спрятаться в укрытия после первого прилёта.
Противоосколочная броня защищает кабину и ящики с боеприпасами, что повышает шансы машины выйти из-под контрбатарейного огня противника.
Ростех передал в войска партии 120-мм самоходных орудий "Флокс". Фото: rostec.ru
"Солнцепёк" на колесах
18 октября стало известно, что наши подразделения начали применять на фронте тяжёлую огнемётную систему ТОС-2 "Тосочка". Эта установка является дальнейшим развитием "Буратино" и уже легендарного "Солнцепёка".
Создатели машины переставили блок 220-мм труб-направляющих с неуклюжего корпуса танка на трехосный полноприводный "Урал" с бронированной кабиной. Количество труб в пакете сократили до 18, у "Солнцепёка" их было 24, а у "Буратино" – 30. Однако благодаря модернизации термобарических боеголовок площадь выжигания возросла до шести гектаров – против четырёх у предшественника.
ТОС-1А "Солнцепек". Фото: Минобороны России.
Конструкторы машины наделили её краном-манипулятором, позволяющим экипажу "Тосочки" самостоятельно перезаряжать установку, не ожидая помощи транспортно-заряжающей машины. Благодаря этому повысилась автономность установки и облегчилась маскировка.
Тяжелая огнеметная система "Тосочка". Фото: Минобороны России.
Большая пушка на большом грузовике
В конце октября пришла ещё хорошая новость: в войска пошла первая партия колёсной САУ "Мальва", концепция создания которой аналогична первым двум: хорошо показавшая себя пушка на базе вездеходного, слегка бронированного грузовика.
"Мальва" – это колёсный аналог самой массовой отечественной самоходки нынешнего времени, гусеничной "Мста-С". Комплекс создан путём установки 152-мм нарезной гаубицы на шасси полноприводного автомобиля "Вощина" с колёсной формулой 8×8.
За счёт отказа от башни и полноценной брони машина получилась на десять тон легче гусеничного предшественника. В результате она лучше дружит с мостами и шустрее бегает по грунтовым дорогам плюс не гробит асфальт на шоссе.
В целом это отличное средство для взрывного демонтажа вражеских укреплений и быстрого убегания с позиций.
Задача борьбы с вражеской артиллерией в настоящее время решается за счёт дронов-камикадзе, а в перспективе, очевидно, будет поручена гусеничной САУ нового поколения "Коалиция-СВ", каковая недавно закончила цикл госиспытаний.
Ростех отгрузил в войска первую партию 152-мм самоходных артиллерийских орудий "Мальва". Фото: rostec.ru
Не вместо, а в дополнение
Военный эксперт, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор военных наук Константин Сивков в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что новые системы не заменяют привычные для нашей армии орудия на гусеничных платформах, а дополняют их, расширяя возможности наших войск.
Это не переход, а дополнение. Вы слышали, чтобы снимали гусеничную технику с вооружения? Вот и я не слышал. Значит, это просто дополнение.
Сивков отметил, что главными преимуществами колёсной техники являются:
– возможность перемещаться с большой скоростью;
– значительно больший, чем у гусеничной техники, моторесурс ходовой части;
– существенно меньшая стоимость ходовой;
– намного больший запас хода и более высокая экономичность по топливу;
– более низкая стоимость и простота обслуживания в полевых условиях.
Впрочем, у самоходных систем на базе колёсных шасси есть и недостатки, которых лишены гусеничные артсистемы.
Гусеничная техника позволяет создавать машины намного больше веса, а значит, лучше бронированные, с большим боекомплектом и более развитыми системами управления огнём. Второе: возможность перемещаться у гусеничной техники в сложных погодных условиях выше,
– рассказал эксперт.
Именно эти два фактора предопределили то, что гусеничная техника всегда была в почёте в Советской армии. Однако опыт показал, что совокупность сильных и слабых сторон гусеничных и колёсных машин требует, чтобы в армии были и те и другие платформы, дополняя друг друга.
Колёсные САУ особенно эффективны в театре боевых действий с развитой дорожной сетью, сухими грунтами, там, где условия позволяют проводить доставку боеприпасов, а не полагаться на возимый боекомплект.
А вот в случаях, когда вероятность огневого воздействия на технику высока, дорожные условия плохие, а воевать приходится в сложных погодных условиях и приходится возить с собой большой боекомплект, лучше использовать гусеничную технику.
Выводы на перспективу
В войска пошли современные артсистемы. Возникает вопрос: когда ждать результатов? Для того чтобы "Флоксы", "Мальвы" и "Тосочки" начали оказывать реальное воздействие на баланс сил на фронте, нужно, чтобы произошло насыщение этими системами артиллерийских подразделений, а их применение стало ежедневной рутиной. И только после этого количество начнёт переходить в качество.
Вероятно, этот процесс займёт около полугода. Примерно такой временной лаг мы наблюдали в отношении других передовых систем. Так, бомбы с универсальными модулями планирования и коррекции (УМПК) начали активно применяться с февраля текущего года. В апреле ВКС добились таких успехов, что о них начали говорить в СМИ, а в сентябре воздушные удары обрезали снабжение целой группировке ВСУ.
ВКС добились таких успехов, что о них начали говорить в СМИ, а в сентябре воздушные удары обрезали снабжение целой группировке ВСУ. Фото: Новосильцев Артур/Агенство "Москва"
Примечательно, что накопление в войсках новых артсистем совпадает с большим окном возможностей по боеприпасам: выросшее производство снарядов у нас и сильно отстающее на Западе. В целом 2024 год обещает стать годом позитивных новостей с фронтов.