Скорострелы. Группа ПИК будет штамповать новые дома за две недели
Необъятные просторы нашей Родины постепенно обрастают "Черёмушками нового поколения" – однообразными многоэтажками с убогими маленькими детскими площадками и дворами-парковками, домами, жить в которых – сплошное мучение. Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и прочие крупные города опутывает сеть некачественных многоквартирных домов, образующих самые настоящие гетто. Что делать с этой миной замедленного действия, судя по всему, будут решать наши дети.
Самый крупный застройщик России, группа компаний ПИК, решил выйти на так называемое secondary public offering – вторичное размещение акций на Московской бирже. В рамках вторичного размещения (речь о четырёх процентах акций) фирма планирует привлечь более 36 миллиардов рублей. В данный момент на столичной бирже в обращении находится 17,6 процента акций компании, стоимость одной ценной бумаги, по последним данным, колеблется в районе 1416 рублей. Общий объём капитализации ПИКа – почти 935 миллиардов рублей.
Причина такого решения руководства компании-застройщика – стремление группы компаний ПИК инвестировать средства в развитие заводов по изготовлению модульных блоков, которые позволят создавать быстровозводимые дома. Сейчас строительство дома занимает 2,5 – 3,5 года. Модульные блоки сокращают срок ввода в эксплуатацию кардинально: дома могут быть построены за две недели.
Однако сразу же возникает вопрос о качестве нового жилья. Телеканал Царьград проводил специальное расследование о том, как строительная фирма не щадит ни историко-культурное наследие нашей страны, ни зелёные насаждения, ни самих будущих новосёлов, сдавая им некачественное, некомфортное жильё. Между тем выручка ПИКа растёт. За январь – июнь 2021 года она составила 189 миллиардов рублей – почти на сорок процентов больше, чем за тот же период пандемийного 2020 года. Да и в пандемию фирма не особо проседала: у неё росла выручка и чистая прибыль, пока у всех доходы демонстрировали снижение. "И свинья может взлететь высоко, если попадёт в центр урагана". Не наши слова – генерального директора группы ПИК Сергея Гордеева.
Жильё bottom-класса (по-русски: днище)
Группа ПИК вообще постоянно подвергается вполне справедливой критике за строительство человейников. В развитом мире так не строят уже давно. Окинем взором последние проекты девелопера. "Дербеневская, 20" в районе Павелецкой – "свечки" по тридцать этажей рядом с приличными пятиэтажными домами советского периода. "Матвеевский парк" – уродливые муравейники, доходящие высотой до 33 этажей рядом с Аминьевским шоссе. Такие же высотки по 20-30 этажей – практически в каждом проекте ПИКа. Даже когда смотришь на картинку, которую предлагает официальный сайт застройщика, она вызывает лишь отвращение. Особенно когда знаешь, как строят в той же Европе (да и у нас в стране хороших проектов немало).
Загаживание Москвы и регионов человейниками вызвано исключительно стремлением получить максимальную прибыль, а не обеспечить комфорт проживания граждан. Многоэтажки противны человеческой природе. Кроме того, они дорогостоящие. На проектирование и непосредственное возведение дома тратится лишь двадцать процентов от общей стоимости здания на всём протяжении его "жизни". Такие цифры привёл два года назад академик, научный руководитель ЦНИИП Минстроя России Александр Кривов. По словам учёного, человейники наподобие пиковских – "это токсичный актив с коротким сроком жизни", ведущий нашу страну в жуткий тупик.
Действительно, русский жилой фонд нуждается в обновлении. Подходит к концу срок эксплуатации "брежневского" жилья, сданного ещё в 1970-х. Средняя обеспеченность жильём в России ниже, чем в целом ряде европейских государств, даже восточноевропейских. Поэтому строить до 120 миллионов квадратных метров в год, как предполагает правительство, нужно, но подход к достижению таких показателей должен быть кардинальным образом пересмотрен.
Многоэтажки – это небезопасно
Тридцатиэтажные новостройки негативно влияют на демографию (никто не будет заводить троих детей в двадцатиметровой однушке на восемнадцатом этаже с убогой детской площадкой, вокруг которой скопились десятки автомобилей). Они попросту небезопасны: для пожарной техники тушение пожаров на высоте семнадцати этажей – большая проблема, а в случае военных действий, террористических актов, природных бедствий или отключения электроэнергии коллапс целых районов неминуем. Из-за необходимости тратиться на лифтовые шахты, незадымляемые лестницы, коридоры и коммуникации существенно возрастает себестоимость квадратного метра жилплощади.
По данным Национального объединения изыскателей и проектировщиков, в индивидуальных домах проживает более 80% населения Финляндии и Германии. В России же этот показатель едва достигает 30% (с учётом большого сельского населения, проживающего в старых некомфортных домах, зачастую без канализации и водоснабжения).
Что с того?
Конечно, вывод акций ПИКа на вторичное размещение выгоден инвесторам с финансовой точки зрения. Однако с моральной точки зрения это неприемлемо. Инвестировать в компании, которые ведут Россию по тупиковому пути развития – всё равно, что вкладывать деньги в алкогольные фирмы, в табачные компании, способствуя ещё большему углублению демографической пропасти. Поощрять таких "молодцов" просто нельзя, даже если поощрение может принести денежную отдачу в ближайшем будущем. По-хорошему же за таких застройщиков должно плотно взяться государство, если ему небезразлично, что будет с жилым фондом России через 40-50 лет, когда этот хлам придётся утилизировать.