Сколько стоят мигранты? Только в двух миграционных отделах оформили 3000 нелегалов
Задержания и возбуждение дел против миграционных сотрудников МВД по всей России начали происходить с пугающей частотой и уже носят характер цунами. Как оказалось, в профильных отделах годами работали преступные группы, продававшие мигрантам необходимые документы. Государство уже пошло по пути ужесточения законодательства, однако вопрос особых мер против "оборотней" всё ещё открыт, и нет ясности с тем, как он будет решаться.
Громкое дело в Подмосковье
Следственный комитет продолжает раскручивать громкое дело об организации незаконной миграции и взятках в Подмосковье. На днях были предъявлены обвинения 14 соучастникам преступной группы, базировавшейся в Балашихе и Реутове, которую накрыли 4 апреля. В её состав входили по крайней мере двое сотрудников МВД в офицерских погонах, ещё двое полицейских были рангом ниже.
Сообщение СК России о предъявлении обвинений четверым полицейским и остальным членам преступной группы, которая торговала миграционными документами
С января 2022-го по март 2024 года организованная группа в составе десяти жителей Балашихи, действующих от имени несуществующего "бюро миграционных услуг", а также начальника территориального пункта ОВМ МУ МВД России "Балашихинское", двоих её подчинённых и стажёра осуществили за денежное вознаграждение на общую сумму более 1 млн рублей фиктивную постановку на миграционный учёт более 1500 иностранных граждан,
— сообщили Царьграду в СКР.
Но фиктивной постановкой на учёт дело не ограничилось. Члены этой группы, помимо прочего, выдавали нелегальным мигрантам сертификаты о якобы владении ими русским языком, якобы знании ими истории России и основ законодательства нашей страны, а также "иные документы, необходимые для дальнейшей легализации иностранцев на территории Российской Федерации".
12 фигурантов были отправлены под стражу, двоим дали домашний арест.
Обратим внимание на главное. Во-первых, эта группа незаконно легализовала порядка 1,5 тыс. мигрантов: их прописывали в "резиновых квартирах" подмосковного Реутова. Во-вторых, в деле фигурирует некое "бюро миграционных услуг", в сговор с владельцами которого вступили полицейские. В-третьих, официальные сообщения о причинённом ущербе в 1 млн рублей явно занижены.
Кто они такие?
По данным наших источников, речь идёт о преступной группе, которую со стороны МВД возглавляла начальник миграционного пункта № 6 отдела по вопросам миграции МУ МВД России "Балашихинское" майор полиции Татьяна Копылова. Клиентов ей "подгоняла" владелица того самого "бюро миграционных услуг" уроженка Молдавии Анжела Манолиу, которая создала ИП и, собственно, арендовала помещение для "бюро" в Реутове.
К сожалению, это совершенно типичная схема. Разумеется, сами сотрудники МВД на рабочем месте, в миграционном отделе, не могли заниматься торговлей документами: там и контроль посетителей, и видеонаблюдение. Поэтому документы они сбывали как раз через это "бюро миграционных услуг", которое и работало-то благодаря тому, что бланки им тайком приносили из отдела МВД. Прибыль потом делили в определённой пропорции, не забывая отстегнуть и владельцу жилплощади, на которой регистрировали мигрантов,
— рассказывает о вероятной схеме наш источник в правоохранительных органах.
Копыловой помогала капитан полиции Виктория Бойко (тоже из отдела по вопросам миграции, по всей видимости, подчинённая). Как ни странно, но сама Копылова между тем продолжает числиться начальником миграционного пункта №6.
Данные о миграционном пункте №6 на сайте Управления по вопросам миграции МВД Московской области/uvmmo.com
Также источники сообщили, что при обыске у Копыловой ещё в начале апреля было найдено свыше 3 млн рублей наличностью, а также копии миграционных карт.
Что же касается второго организатора этого преступного бизнеса, то гражданка Манолиу числится индивидуальным предпринимателем, однако основной вид деятельности по ОКВЭД у неё — оптовая торговля овощами и фруктами. Впрочем, среди видов деятельности есть и "деятельность в области права", что и позволило, видимо, работать с миграционными документами.
Сведения об учредителе "бюро миграционных услуг" Анжеле Манолиу из базы данных ЕГРЮЛ/checko.ru
Вычислить "бюро" оказалось нетрудно — в Реутове оно всего одно, ныне обозначено как действующее, указан и номер телефона. Хозяин номера телефона, если верить базам данных контактов, фигурирует в телефонных книгах под именем "Анжела Юрист", что может говорить о принадлежности номера этого "бюро" именно Анжеле Манолиу.
Скриншот страницы "Яндекс.Карты"/yandex.ru/maps
На самом деле оказалось, что по указанному адресу "бюро миграционных услуг" больше не работает.
А их посадили всех. Где-то недели три назад тут такое "маски-шоу" было, не представляете. Они были там, где вход в аптеку,
— рассказала Царьграду сотрудница бюро перевода документов, расположенного по тому же адресу.
В аптеке нам рассказали примерно то же самое. О "бюро" теперь напоминают лишь едва различимые надписи на плакатах за окнами помещения, где оно располагалось, да надпись на двери, которая гласит, что в аптеке не знают, куда переехала эта организация. Зато знаем мы.
Контора уже не работает. Но, судя по объявлению, которое вывесили сотрудники соседней аптеки, желающих воспользоваться услугами "бюро" по-прежнему немало. Фото: Царьград
Системная проблема
Размах описанного выше дела, безусловно, по меркам Московской области достаточно крупный. Однако проблема масштабируется и ещё больше: едва ли не каждый день оперативники задерживают всё новых и новых оборотней в погонах, занимавшихся нелегальной миграцией.
Так, в тот же день, 4 апреля, когда взяли соучастников группы в Балашихе и Реутове, в столице сотрудники ФСБ задержали бывшего главу ОВД "Коммунарский" полковника Андрея Тургенева и старшего инспектора отдела по вопросам миграции капитана Магана. По данным наших источников, оба полицейских возглавляли преступную группу, которая нелегально оформила свыше 1 тыс. приезжих из стран Средней Азии и Закавказья.
Кстати, обратим внимание на географию. Коммунарка — это один из районов так называемой Новой Москвы, в новостройках которого наблюдается повышенный спрос на рабочую силу, а аренда там стоит меньше, чем в центре, хотя административно это всё та же Москва. Ну а МУ МВД "Балашихинский" — это примыкающие территории на востоке, где уже организовался один из мигрантских анклавов рядом с рынком "Садовод", другими торговыми площадями и городом Котельники.
Конечно же, масштаб заметен и в целом по России. В феврале в Екатеринбурге оперативники взяли преступную "команду" из 15 человек, которые помогали мигрантам незаконно получать гражданство России. И там тоже была своя схема: с мигрантами заключали фиктивные браки для получения ими гражданства.
Средняя цена за документы или фиктивный брак составляла 70 тысяч рублей, а преступники настолько обнаглели, что принимали деньги прямо в здании УФМС — никакие "бюро миграционных услуг" им были не нужны.
Напомним тут, что по такой же схеме гражданство России получил и глава "клана Аббасовых" — отец Шахина Аббасова, убившего совсем недавно русского парня Кирилла Ковалёва. Аббасов-старший для этого фиктивно женился на гражданке России, с которой затем, разумеется, не прожил ни дня.
Если мы посмотрим выборку коррупционных преступлений, то мы увидим примерно такую же съему, когда так называемые решальщики связаны с коммерческими организациями, и через предоставление услуг они заходят в органы государственной власти, связываются с коррупционно-ориентированными сотрудниками. И это вообще типичная схема для подавляющего большинства коррупционных преступлений,
— пояснил в беседе с Царьградом эксперт в области миграционной политики Михаил Бурда.
И как это остановить?
Тут стоит сразу заметить, что процесс ликвидации оборотней в погонах, связанных с миграционной политикой, явно набирает обороты. И нет сейчас сомнений, что МВД делает очень многое, чтобы избавиться от подобных преступников в своих рядах.
С другой стороны, очевидно, коррупция в миграционной сфере производна от кажущейся несерьёзности такого деяния: ну, выдал мигранту документы за "доплату", так он всё равно бы получил эти документы, но попозже и побегал бы по экзаменам. Да и наказания за такие преступления далеко не всегда бывают жёсткими.
Давно напрашивается перевод преступлений по содействию незаконной легализации мигрантов в сферу криминала, бьющего именно по безопасности государства. Это повлечёт более серьёзную ответственность. Если мы говорим о "резиновых квартирах", о фиктивных браках, об изменении правового статуса мигрантов, когда сотрудники просто в базах данных что-то вбивают, то зачастую это не рассматривается как организация нелегальной миграции, а проходит как мошенничество или как-то ещё,
— отметил Михаил Бурда.
По его мнению, в миграционной сфере сегодня очень много частных коммерческих организаций, которые на самом деле должны быть исключены из процесса хотя бы на основании основных задач своего существования — извлечение прибыли. То есть они зарабатывают деньги, для чего и создавались, а не заботятся о чистоте (и подчас легальности) той сферы, в которой осуществляют деятельность.
Тут можно только процитировать Патриарха Кирилла, выступившего на Всемирном Русском Народном Соборе. Он так и сказал, что желание заработать, извлечь прибыль на привлечении мигрантов, застилает глаза, и люди, в общем-то, за небольшие деньги (сертификат на знание русского языка стоит порядка 5000 рублей) продают Родину,
— добавил эксперт.
Наконец, по его словам, проблема коррупции в сфере миграции также связана с большим спросом на такие услуги. Мы спросили: это частники приходят к людям в погонах и предлагают сотрудничество или наоборот? Михаил Бурда отметил, что, во-первых, процесс это обоюдный, а во-вторых, и те и другие хватаются за этот преступный заработок, так как соответствующих предложений просто огромное количество.
Что с того?
Таким образом, важными представляются несколько моментов.
- Последнее громкое дело с бандой из Балашихи/Реутова показало, что частники и люди в погонах очень часто налаживают взаимовыгодный бизнес на миграции. Соблазн велик из-за того, что мигрантов очень много, и все они готовы платить за оформление какими угодно способами.
- Если бы за такие преступления сроки были бы как за убийство или госизмену, думается, желающих нагреть руки на незаконной миграции поубавилось бы. Сейчас фигуранты (даже в погонах) могут отделаться домашним арестом и небольшими сроками. Поэтому ответственность за миграционные преступления, конечно, должна быть серьёзно ужесточена.
- Сколько ещё по стране может работать таких "бюро миграционных услуг", остаётся только гадать. Однако периодичность, с которой их обнаруживают, наводит на тревожные мысли. И пока нет никаких гарантий, что там, где вчера были "маски-шоу" и всё закрыли, завтра не откроется новое "бюро". Спрос-то очень велик, о чём в нашем случае говорит хотя бы табличка на двери закрытого "бюро" в Реутов: видимо, посетители так "задолбали" провизоров вопросом, а куда делся миграционный центр, что те просто были вынуждены повесить на его бывшей двери табличку, чтобы больше не приставали.
Наконец, от понимания того, какие всё это может иметь масштабы, становится, прямо скажем, не по себе. Если только в Балашихе нелегально оформили полторы тысячи мигрантов, ещё столько же в Коммунарке, то очень может оказаться, что счёт нелегалам, которых никто не проверял, идёт на десятки и даже сотни тысяч. И каждый из этих нелегалов теоретически может оказаться преступником или террористом.