Сказочник и самый свободный советский писатель Корней Чуковский
Протоиерей Андрей Ткачев о том, как сказки обращаются к архетипическим слоям мышления
Сегодня мне хотелось бы от многоумия, к которому стоит стремиться по разным причинам, перейти к простоте, которая уравновешивает тягу к многоумию. Нужно разобраться, пока живешь, во многих вещах. И в этом помогают не только книги "высоколобых" и не только очевидно значимые вещи, культурные колоссы. В этом помогают вещи иногда совершенно нами презираемые, по причине их внешней простоты. Например, сказки. Причем в разной степени народные. Это поздно фиксированный фольклор, живший в народе столетиями, а потом когда-то где-то собранный, окультуренный, причесанный и зафиксированный уже знаками.
А есть авторские сказки. И их пишут самые великие писатели. Один из них – Корней Иванович Чуковский, может быть, самый свободный писатель советской поры, писатель, обращающийся к архетипическим слоям мышления.
Чтобы писать для детей, нужно писать не про краны и пароходы, не про любовные страсти и не про то, сколько стоит колбаса и есть ли она в магазине. Нужно обратиться куда-то в глубину сознания. Туда, где есть страхи, надежда, добрые силы, злые силы, случай, чудесные избавления, благодарность, наказание за неблагодарность. То есть такой архетипический набор священных вещей, который есть у каждого народа и отображается именно в сказках.
Я думаю, что христианские писатели пытаются мыслить архетипами для детей, чтобы поговорить с ними о чем-то. Например, как бегство Адама и Евы из рая. Папочка и мамочка уснули вечерком, а Танечка и Манечка в Африку бегом. Им сказали заранее, что не ходите, там разбойник, там злодей, там ужасный Бармалей. Он бегает по Африке и кушает детей. Они взяли – убежали. Начинается череда страшных приключений.
Конечно же, дети с замиранием сердца слушают, с открытыми глазами. Они знают, что все будет хорошо. Потому что сказка именно тем и прекрасна, она - почти евангелическое явление. Там победит все равно добро, хотя она нарисует целые этапы развития греха и ошибок.
Или, например, такой солярный символ: крокодил глотает солнце. К солнцу, к которому обращались все язычники мира, обожествляли его, пели ему гимны, строили храмы. Это солнышко теплое, которое для нас уже никаким божеством не является. Которое изучено, которое греет. И вдруг его глотает крокодил, и всё погружается во мрак.
Мы из нашего наукообразного мира, холодного мира чисел и механизмов, ребенок и взрослый, возвращаемся в архетип, в правильное отношение к солнцу. Даже к Воскресению Христа, потому что Христос – это солнышко правды. И когда он во гроб лег, то его дьявол как бы проглотил. Уста адовы сомкнулись и Господа погребли. И что? А потом все будет хорошо. Солнышко расторгнет это брюхо крокодилье. И опять все зарадуются, и опять все запляшут. Там и Айболит летит на орле, на символе Иоанна Евангелиста. К кому? К тому, кто его ждет. Ждут его как спасителя, а он с крестиком летит, между прочим. На орле. А там бегемотики схватились за животики. У них, у бегемотиков, животики болят.
Если у вас есть дети, братья и сестры, вы можете перечитывать эти бессмертные вещи вместе с ними, но только уже глядя на них евангельскими глазами. Там везде есть евангельская парадигма. То есть такие глубокие архетипы мышления, которые заканчиваются светом, спасением, милостью и любовью. То, что, собственно, и нужно детям. Поэтому при всех отрубленных головах пауков-злодеев, при всех разрубленных на части бандитах, Бармалеях дети не боятся. Потому что они знают, что это понарошку всё. Добро победило, всё хорошо, мама рядом, папа тоже.
Чтобы писать такие вещи, нужно быть каким-то очень особенным человеком. Может быть, очень хорошим. А хорошим быть мало. Хороших много. А вот особенных, умных, соединенных с хорошими, их, конечно, совсем мало.
Я призываю вас от нашего суетного многоумия, иногда от суеты житейской обращаться к сказкам для того, чтобы вернуться в детство, но понять, что там не все так просто. Там большущая глубина, высказанная простыми словами.
Спасибо Корнею Ивановичу Чуковскому. И мир его праху и душе его благодать.