Сирийские боевики идут в Россию за людьми. Группу риска обозначил политолог: "И человек уже на крючке"
Сирийские боевики идут в Россию за людьми. Группу риска обозначил политолог Николай Севостьянов: "И человек уже на крючке". В свою очередь, Александр Беляев рассказал, как осуществляется финансирование радикальных исламистских группировок – в Сирии и других странах мира.
Неожиданное усиление боевиков "Хайят Тахрир аш-Шам"* в Сирии привело к стремительной оккупации значительной части территорий на западе страны и государственному перевороту. Президент арабской республики Башар Асад был вынужден бежать в Россию, где ему предоставили политическое убежище.
Всего за несколько недель незаконные бандформирования заняли провинцию Идлиб, вошли в крупнейший сирийский город Алеппо, а затем вторглись и в Дамаск. Правительственная армия не смогла сдержать натиск радикальных группировок, которые странным образом набрали небывалую мощь.
Война в Сирии идёт с 2011 года, долгие годы Асаду удавалось сдерживать боевиков. Казалось, острая фаза давно позади. Но вдруг всего за какие-то недели террористы осуществили то, на что раньше не хватило десятилетия. И примечательно, что исламисты получали донаты со всего мира, что во многом помогло им укрепить своё положение. В том числе из России.
Об угрозе усиления международного терроризма в программе "Мы в курсе" на канале Царьград высказались подполковник ФСБ в отставке, автор Telegram-канала "Азартная политика" Александр Беляев и политолог, востоковед Николай Севостьянов.
Как террористы получают донаты
Первый из экспертов заверил, что выявить лиц на территории нашей страны, которые оказывали финансовую поддержку террористам в Сирии, вполне возможно, это не такая уж сложная проблема:
Другой вопрос, сколько на это уйдёт времени, какой будет выхлоп, то есть до какой точки можно будет дойти. Одним из действительно серьёзных факторов, который влияет на скорость и качество выявления каналов финансирования террористических организаций, является обнаружение площадок, через которые ведётся такое спонсирование. В последнее время криптобиржи стали одним из наиболее часто используемых способов перевода денег.
Правоохранители, спецслужбы при проведении расследований могут выйти на те или иные криптобиржи, через которые осуществляется финансирование запрещённых группировок. Но проблема в том, что подавляющее большинство таких платформ имеют серверы и прочие расчётные мощности за пределами России.
Если криптобиржа находится в России, разговор гораздо проще получается. Нет никаких проблем с тем, чтобы выйти на контакт с владельцем такой платформы. Проблемы начинаются, когда криптобиржа находится за пределами нашей юрисдикции. То есть, допустим, серверы находятся за рубежом и имеют многочисленные, так скажем, ресурсы-зеркала, через которые проходит информация,
– пояснил собеседник "Первого русского".
Александр Беляев отметил, что финансирование террористических группировок часто ведётся через криптобиржи. И если платформа имеет серверы за рубежом, то ликвидировать такие каналы спонсирования обычно нелегко. Фото: Царьград
Почему США не спешат делиться информацией с Россией
При этом, например, ЦРУ, ФБР зачастую имеют доступ к необходимым сведениям о деятельности террористов-подпольщиков, завербованных лицах и путях спонсирования запрещённых группировок, но делиться ими с коллегами из России не спешат, подчеркнул подполковник ФСБ в отставке:
Почему они не спешат? А дело здесь вот в чём. Есть такое знаменитое анекдотическое выражение: когда ведёте расследование, главное – не выйти на самих себя. Если Соединённые Штаты начнут по-настоящему бороться с терроризмом и, самое главное, с каналами финансирования терроризма, то довольно быстро выйдут на собственные структуры, на собственных офицеров, которые, собственно говоря, поддерживают отношения с радикальными группировками.
Беляев добавил, что отдельные силы в США ещё с середины прошлого века активно поддерживают отношения с различными террористическими формированиями, причём далеко не только с теми, которые орудуют в основном на Ближнем Востоке:
Это происходит практически на всех континентах, за исключением, наверное, Антарктиды. Это я могу вам совершенно смело сказать, это уже даже не закрытая информация. И Штаты участвовали в создании довольно сильной террористической организации из числа украинских националистов. В рамках этой операции проводилась работа по натравливанию украинских националистов на население Советского Союза, на госорганы.
Боевики в Алеппо. Фото: Juma Mohammad/Globallookpress
Этапы вербовки
В свою очередь, Николай Севостьянов рассказал о процессе вербовки. Сирийские и не только сирийские боевики идут за людьми, в частности, в Россию. И это вовлечение в незаконную деятельность происходит не одномоментно, а в несколько этапов:
Сначала человека обрабатывают. Оказывают ему услугу, вообще ничего не говоря о религии. Затем человека пытаются подтолкнуть к исламу. Ничего не говоря ему об исламе нетрадиционном. После того как человек принимает это искажённое исламистское учение, его настраивают против государства, против муфтията. Затем ему говорят, что можно помочь такой-то группе мусульман в таком-то кризисном регионе: Сирия, Судан, Палестина – что угодно. И никто не скажет ему, что нужны деньги на оружие. Ему скажут, что есть какая-нибудь группа поощрения добродетелей, которая помогает, допустим, детям. Или помогает беженцам с продовольствием. А потом оказывается, что эта организация входит в состав ИГИЛ*. И человек уже на крючке.
Николай Севостьянов. Фото: Царьград
После этого человека уже несложно довести до фазы, когда он открыто принесёт присягу. Политолог, кроме того, обозначил группу риска:
Существует ориентация на неофитов, на людей, не являющихся мусульманами с рождения, она всегда крайне важна для любых террористов, потому что такого человека гораздо легче сагитировать на экстремизм самой крайней направленности. Он не вырос в этой среде, у него нет каких-либо культурных корней, связанных с мусульманской верой, с настоящим исламом. И поэтому ему очень легко внушить, что ислам – это исключительно теракты, что он должен идти по этому пути. Поэтому террористы всегда делают на это акцент.
Подробнее о подпольной деятельности радикальных исламистов – в видеоверсии программы "Мы в курсе".
Напомним, программа "Мы в курсе" выходит по будням, со вторника по пятницу включительно, в 14:00. Не пропустите!
___________________
* "Хайят Тахрир аш-Шам", "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ) – террористические организации, деятельность которых в России запрещена.