Семейные хроники Романовых: Личная жизнь августейшего дома
В Москве, в Новой Третьяковке на Крымском валу продолжается выставка неизвестных ранее фотодокументов «Романовы. Семейные хроники». Это репортажные фотографии из повседневной жизни царской семьи конца XIX - начала XX века. Специально для Царьграда сотрудники Третьяковской галереи провели экскурсию и поделились историями, запечатленными в семейных фотографиях
После событий начала XX века фотодокументы из семейного архива Романовых надолго попали в запасники Третьяковской галереи и никогда раньше не выставлялись. Сегодня есть возможность вглядеться местами в нечеткие, но такие живые изображения. На них жизнь августейших семейств Александра III и Николая II предстает в особенно трогательных тонах.
Царственные особы, как и современные люди, были очень увлечены домашней фотосъемкой. Известный историк фотографии Федор Попов даже включил их в справочник «Российские фотографы».
Одной из первых домашними фотохрониками увлеклась императрица Мария Федоровна. Как считают исследователи, на это повлияла ее родная сестра, принцесса Датская, английская королева Александра, супруга Эдуарда VII. Александра была страстным фотографом и даже участвовала в первой выставке фирмы «Кодак», которая прошла в 1897 году. Позже была опубликована книга «Рождественский подарок королевы Александры», в которой размещались 136 фотографий, сделанных и подписанных ею. Портрет этой импозантной дамы в необычном широком колье также можно увидеть в Новой Третьяковке.
Королева Александра. Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей
Эта фотография была подарена королевой Александрой своей племяннице, Ольге Александровне, – рассказала Царьграду проводившая экскурсию по выставке главный специалист отдела фотокиноматериалов Третьяковской галереи Майя Амелина. - Об этом говорит дарственная надпись на английском языке: "Моей дорогой маленькой Ольге от ее тети Аликс".
Дармштадт: Родина последней русской императрицы
Королева Александра была законодательницей мод. Она ввела в моду двубортное пальто, которое так и называлось «Александра», и колье на шею, так называемый «собачий ошейник». Из-за несчастного случая в юности и полученного шрама, которого она очень стеснялась, королева носила или высокие воротники, или колье, закрывающее шею. И очень многие дамы и в Европе, и в Америке подражали ей.
Мария Федоровна выглядела изящно даже за таким не романтичным занятием (но ее любимым) – рыбалкой на яхте «Царевна», когда семья отправилась путешествовать по финским шхерам. Императрица - с удочкой, одета в наряд конца XIX века, прозванный современниками «русалкой» за изогнутый грациозный силуэт с тончайшей талией. Эпоха большой модницы Марии Федоровны узнаваема как раз по таким утонченным, нежным и очень женственным платьям. Эти небольшие фотографии хранились в альбоме-шкатулке. Предположительно, альбом принадлежал самой Марии Федоровне. Здесь собраны любительские кадры с отдыха семьи.
Александр III в своей любимой охотничьей резиденции Спала Варшавской губернии. Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей
В отличие от Николая II, который выбрал одно место и постоянно там отдыхал, Александр III все время бывал в разных местах, - рассказала Царьграду Майя Амелина. - Пикники, прогулки, рыбалка с яхты отражены на этих маленьких снимках. Мы предполагаем, что это съемка 1894 года.
Есть фотографии, где Александр III на берегу, здесь же лодки местных жителей, которые всегда подплывали к борту, как только приходила яхта «Царевна». Они привозили какие-то продукты, которые продавали, и просто интересовались тем, как живет и отдыхает царская семья.
Александр III с семьей приехал в Брест на открытие нового вокзала. Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей
Еще одна серия фотографий сделана поляком Конрадом Бранделем. Августейшая семья специально приглашала профессиональных фотографов запечатлеть репортажные моменты. Здесь самодержец Александр III с семьей приехал в Брест на открытие нового вокзала, затем отправился в свою любимую охотничью резиденцию Спала Варшавской губернии. Государь удалялся туда из Петербурга с семьей в своеобразный отпуск в конце лета. И оставался в Спале на целый месяц, в сельской простоте, без особых царских удобств, отдыхая от столичных дел.
Мы предполагаем, что это съемка 1886 года, - продолжила экскурсовод. - Александр III со свитой, с казачьей охраной, на ступенях вокзала в Бресте. Очень интересная фотография, на наш взгляд, потому что она очень живая. Вы видите, что в середине - монументальная фигура Александра III, а вокруг все заняты своими делами: кто-то надевает шинель, кто-то разговаривает. Офицер даже закрыл собой фигуру Марии Федоровны. Каждый раз в его поездку в Спалу приходили дети, одетые в национальные костюмы, они пели, танцевали, и Александр III в своих письмах и дневниках об этом даже писал, как было все мило, хорошо, когда дети исполняли народные песни.
В Ливадии у моря. Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей
Фоторепортаж о приезде императора Александра III в Москву в годовщину его коронации любопытен тем, что можно увидеть, как выглядела наша столица в конце XIX века. Здесь, в районе Театральной площади, проходили торжественные мероприятия, и улицы украшались нарядными павильонами почти так же, как в наше время.
Цесаревич Алексей. Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей
Один из самых ценных экспонатов коллекции - фотоальбом цесаревича Алексея. Все фотографии - любительские, сделаны семьей Николая II, вклеивали и отбирали их хаотично. Исследователи провели огромную работу, чтобы определить, кто на них изображен, где это снято и в какие годы.
«Поскольку это альбом детский, то нет официальных визитов, хотя очень часто отдых совмещался с официальными визитами Николая II. Здесь есть поездка во Фридберг в 1910 году, когда Александра Федоровна, а вместе с ней и вся семья поехала на воды. Они с удовольствием гуляли по городу. В таких поездках Николай II переодевался в штатское платье. Они просто гуляли, посещали магазины, общались с родственниками, поскольку это было герцогство Гессенское, где правил брат Александры Федоровны, герцог Эрнст Гессенский.
Фридберг. Цесаревич Алексей с родными из Гессена. Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей
Очень много фотографий, посвященных Ливадии. В 1891 году был построен новый дворец, и когда царская семья туда приехала – они были в восторге от нового красивейшего дворца из белого камня. Николай II писал в своем дневнике, что вид великолепный с его балкона. Здесь есть фотография, где он стоит на балконе этого дворца и смотрит на море. Они снимали просто свой новый дом.
Великие княжны на станции Альма. Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей
Есть еще три очень интересные фотографии, сделанные по дороге в Крым. 1914 год, конец февраля. Было уже очень жарко, и Николай II писал, что выходили с детьми на всех остановках. Одна из таких остановок - станция Альма, где все деревья уже были в цвету, и девушки, Великие княжны, срывают с помощью офицеров цветущие ветки, потом они с ними стоят около вагона. И одна очень интересная фотография, где Великие княжны фотографируют цесаревича Алексея и Николая II, а кто-то фотографирует в этот момент их».
Любопытен фотоальбом «Меджибож», принадлежавший Великой княгине Ольге Александровне, младшей сестре Николая II. Украшенный серебряными декоративными элементами стиля модерн, он хранится в отделе драгметаллов Третьяковской галереи. Этот альбом-подношение подарили Ольге Александровне ее подопечные, офицеры 12-го гусарского Ахтырского полка - знаменитого воинского подразделения русской армии, которое принимало участие еще в Бородинском сражении и в заграничных походах русской армии в 1813 году.
Великая княгиня Ольга Александровна. Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей
Этот альбом рассказывает об одном дне визита Ольги Александровны в полк, шефом которого она была, в небольшое местечко Меджибож в Подольской губернии, где квартировал полк, - рассказала Майя Амелина. - Это был смотр подразделения, Ольга Александровна снялась со всеми офицерами, со всеми командами полка, с трубачами, есть снимок с командиром, им в то время был Николай Николаевич Бенуа, брат известного Александра Николаевича Бенуа. Когда полк посетила Великая княгиня Ольга Александровна, там служили три брата Панаевых, которые позже стали героями Первой мировой войны. Они все трое погибли, один за другим, в августе, сентябре, и третий брат погиб в январе 1915 года. Все они посмертно стали Георгиевскими кавалерами. Ольга Александровна их очень ценила, любила, и своего второго сына она назвала в честь одного из братьев Гурием.
Младшую сестру Николая II - Ольгу Александровну - современники также знали как художницу. Открытки с репродукциями ее акварелей выпускались большими тиражами в дореволюционной России.
Сегодня работы Великой княгини также представлены на экспозиции в Третьяковской галерее.