"Самый скорбный день". Великая Пятница. Церковный календарь на 30 апреля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.
30 апреля (17 апреля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Великая Пятница (в церковной традиции также часто именуемая Великим Пятком), Воспоминание Святых спасительных Страстей Господних, самый скорбный день Страстной седмицы. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется полное воздержание от пищи, и только в особых случаях разрешаются небольшие послабления. Далее коротко расскажем о сегодняшнем дне, а также упомянем святых и святыню, чей день приходится на 30 апреля.
* * *
Великая Пятница (Великий Пяток). Воспоминание Святых спасительных Страстей Господних. В этот день хочется только молчать и молиться. Забыть всю житейскую суету и погрузиться в скорбное настроение Великой Пятницы. Когда не совершается Литургия, но все богослужения – утреня с чтением двенадцати Евангелий, великие часы и вечерня – посвящены воспоминанию Страстей Господних: пути Христа на Голгофу, Его Распятия, Крестной смерти, снятия с Креста тела Спасителя и Его погребения.
Фото: pravoslavie.ru
ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ:
Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь..."
На вечерне Великой Пятницы в православных храмах совершается особый богослужебный чин – Вынос Святой Плащаницы – иконы, изображающей Спасителя, лежащего во гробе. Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма, после чего верующие благоговейно прикладываются к ней.
Но глубокая скорбь Великой Пятницы, когда по церковному Уставу не благословляется вкушение пищи, конечно же, не вводит православных христиан в отчаяние и уныние. Ведь этот день готовит всех нас к приближающейся радости праздника праздников и торжества торжеств Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней.
* * *
Преподобный Зосима Соловецкий. Русский святой XV столетия, основатель (вместе с преподобными Савватием и Германом) Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Благодаря монашескому подвигу этих великих христианских подвижников Соловецкий форпост Новгородской земли на Белом море стал духовным центром всего Русского Севера. Местом, где особенно ярко отразилась русская святость во всей своей трагичности.
Так, именно Соловки стали местом двух страшных трагедий нашей истории: церковного раскола XVII века и раскола национального, ставшего итогом революции 1917 года. Трагедий, связь между которыми образно отражена в монологе соловецкого политзаключённого 1920-х годов в романе Захара Прилепина "Обитель".
В 1666 году монастырь восстал против Никоновой реформы... А спустя десять лет осады его взяли и бунтовавших монахов, и трудников – всех закидали камнями, чтоб сабли не грязнить и порох не переводить... Двести с лишним лет монастырь качался на волнах – немалый срок. Как будто готовился к чему-то. И вот... пришли времена нового подвижничества. Русская Церковь именно отсюда начнёт новое возрождение..."
Действительно, Соловецкая обитель стала главным символом русской святости XX века, подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Подвига, непосредственные свидетели которого и сегодня есть среди нас. Те, для кого Соловецкий лагерь и Соловецкая тюрьма особого назначения – не далёкая история, но часть их жизни.
Преподобный Зосима Соловецкий. Русский святой XV столетия, основатель (вместе с преподобными Савватием и Германом) Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Фото: pravoslavie.ru
Молитвы преподобных основателей Соловецкого монастыря оказались сильнее любого зла и насилия. Четверть века назад в святых стенах этой обители возрождена полнокровная монашеская жизнь. С тех пор здесь ежедневно возносятся молитвы о Русской земле, и в том числе о том, чтобы её былые исторические трагедии больше не повторились.
* * *
Священномученик Симеон, епископ Персидский, и с ним мученики Авделай и Анания, пресвитеры, Хусдазад (Усфазан), евнух, Фусик, Азат, Аскитрея и иные. Персидские страдальцы, принявшие мученические венцы в 344 году от Рождества Христова во времена антихристианских гонений нечестивого царя-огнепоклонника Сапора II. Вот как описываются обстоятельства этого события в Житии мучеников:
Царь издал указ, по которому христиане были обложены тяжёлым налогом. Когда некоторые из них отказались его платить (это было представлено как бунт), царь открыл жестокое гонение на христиан. Святого Симеона как мнимого врага персидского царства привели на суд в железных оковах вместе с двумя пресвитерами-мучениками Авделаем и Ананией. Святой епископ даже не поклонился царю. Тот спросил, почему он не воздал ему должных почестей. Святитель ответил: "Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведён для того, чтобы отречься от моего Бога и отступить от своей веры, мне не подобает тебе кланяться"...
Священномученик Симеон, епископ Персидский. Фото: pravoslavie.ru
Преподобный Акакий, епископ Мелитинский. Святитель Церкви Христовой, совершавший своё архипастырское служение в первой половине V столетия в Армении. В то время, до IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года от Рождества Христова Армянская Апостольская Церковь ещё не отделилась от Мирового Православия. Поэтому святитель Акакий, почивший около 435 года, почитается как в Армянской, так и в Православных Церквах.
Преподобный Акакий, епископ Мелитинский. Фото: pravoslavie.ru
Мученик Адриан Коринфский. Раннехристианский святой страдалец III столетия, принявший мученический венец за верность Христу и Его Церкви, отказ принести жертву языческим богам и за разрушение языческого жертвенника в последний год антихристианских гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова.
Святитель Агапит I, Папа Римский. Один из почитаемых среди православных христиан Первосвятителей Западной Церкви того периода, когда Ветхий Рим ещё не отделился от Вселенской Церкви, но напротив, последовательно отстаивал чистоту Истинной веры. Папа Агапит был возведён на Римский престол в 535 году от Рождества Христова. Первосвятительское служение святого Агапита было недолгим, уже через год он отошёл ко Господу. Но за это время успел совершить несколько чудес и исцелений, а также принять участие в Константинопольском Поместном Соборе против еретика Севера, учившего, будто Тело Господа Иисуса Христа было подвержено тлению, подобно человеческому.
Обретение мощей преподобного Александра Свирского. Святые останки этого святого обретены в 1641 году от Рождества Христова. Преподобный Александр является одним из самых почитаемых русских святых XVI столетия. В юности он ушёл на Валаам, где принял монашеский постриг и около семи лет провёл в отшельническом уединении в пещере. В 1485 году от Рождества Христова, получив благословение игумена Валаамского монастыря, молодой отец Александр ушёл на Святое озеро, расположенное близ Олонца и реки Свирь, где впоследствии основал монастырь, ныне известный как Александро-Свирский.
Святой Александр был великим аскетом и прекрасным проповедником, приведшим к вере и покаянию многих людей. Согласно Житию, "однажды он удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трёх Лицах, и беседовать с Ним о том, как создать церковь, построить монастырь и собрать братию. Когда затем он молился о том, где поставить церковь, то Ангел Господень указал ему место для неё". Преподобный Александр Свирский отошёл ко Господу в 1533 году от Рождества Христова.
Священноисповедник Михаил Новицкий (1935) и священномученик Феодор Недосекин (1942), пресвитеры. Православные священнослужители, пострадавшие за верность Христу в разные годы в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
* * *
Всех православных христиан с Великим Пятком – самым скорбным днём Страстной седмицы!