Самая популярная компьютерная игра года: Русофобия и зомбирование в красивой графике
Разработчиков Call of Duty не первый раз обвиняют в антироссийской пропаганде. Но в этот раз, по мнению даже самих геймеров, они перешли все границы
Не просто штампы
Ещё до официального релиза очередной игры из знаменитой серии Call of Duty (CoD) стало ясно, что Modern Warfare построена на откровенно русофобском сценарии. Шестнадцатая часть вышла 25 октября, однако уже этим летом она получила порцию критики — только лишь по одному трейлеру. Теперь же в оправданности критики можно убедиться, погрузившись в формально вымышленный мир, в котором при этом явно проглядываются намёки на конкретные страны, их армии и население.
Фото: Fotoarena / Globallookpress
У читателя может возникнуть вопрос, почему это вообще имеет значение? Штампами о злых русских в западном кинематографе, как и в компьютерных играх, сложно кого-то удивить. Тем не менее есть причины для того, чтобы бить тревогу. Но сначала вкратце расскажем о сюжете скандальной игры.
До 18 стрелять нельзя: На компьютерные игры хотят наложить возрастные ограничения
Чтобы никто не догадался
События происходят в выдуманных государствах Урзыкстан и Кастовия, в которых отчётливо угадываются соответственно Сирия и Украина. Сюжет в первой из них вертится вокруг какого-то химического оружия, которое настолько опасно, что заполучить его хотят все и сразу: западные спецслужбы, повстанцы, террористы из группировки с несуществующим названием «Аль-Катала» (хотя и здесь аналогия прослеживается) и — куда же без них — русские во главе с вымышленным генералом по фамилии Барков.
Главный персонаж в одной из сюжетных кампаний — девушка Фара. В первой миссии она ещё ребенок, который оказывается в самом центре боевых действий. Ей удаётся спастись из-под завалов дома, который был разрушен в результате бомбардировки российских солдат-оккупантов. Дальше она наблюдает за их зверствами — те расстреливают мирное население. Самой Фаре приходится спасать себя и младшего брата от русского бугая, который убивает отца и начинает охотиться на них. В итоге она жестоко закалывает амбала отвёрткой. После чего снимает с него противогаз — по сюжету авиация использует ещё один вид химического оружия. Потом девочка попадёт в плен к Баркову, который будет её пытать, и показано всё это в подробностях.
«Серая мораль» как прикрытие
Фото: YOSHIO TSUNODA / Globallookpress
Ещё здесь фигурирует аэропорт, очень напоминающий донецкий, и те самые «Белые каски», которых в реальном мире Россия и Сирия обвиняют в связях с террористами и поставках химического оружия. В российской локализации их, кстати, перекрасили в зелёные, да и представлены они совсем не плохими.
Разработчики заявили, что в игре нет конкретного поля битвы с географической точки зрения, традиционных армий, а солдаты не носят униформу, и им «приходится делать трудный моральный выбор». Но в то же время разработчик популярной стрелялки в интервью говорил: «Наша задача — сделать так, чтобы игра ощущалась как реальность, при этом мы не стремимся точно воспроизводить реальность в том, что касается событий и фактов». Надо сказать, очень удобная позиция. Мы не будем называть Сирию Сирией, а русских русскими, и всё будет отлично. И подаётся это под соусом «серой морали». При этом миллионы игроков будут играть за девочку Фару, сопереживать ей, а в их головах будет формироваться образ не просто плохих, а жестоких и бесчеловечных русских, убивающих мирных жителей в этом самом Урзыкстане.
Поколение гаджетов: Есть ли шанс остановить подростковое насилие
Мусор и пропаганда
То же самое будет происходить и с русской молодёжью и, что ещё хуже, детьми. О зомбировании неокрепших умов такого рода играми говорилось уже не раз, но в данном случае речь идёт не о пропаганде насилия (само по себе оно выставляется в неприглядном свете), а о подсознательном внушении идеи, что русские — плохие. И разработчики могут давать сколько угодно интервью — 99% геймеров их не прочитают, и в их представлении всё сложится именно так, как описано выше. Да, взрослые люди, скорее всего, смогут отделить зёрна от плевел, но это не означает, что и они смогут спокойно относиться к такому проявлению русофобии.
Неудивительно, что на агрегаторе отзывов Metacritic рейтинг игры на момент написания этой статьи составляет 3,2 балла из 10 3800 человек из 5400 оставили в целом негативные отклики. Причём пишут их и англоязычные пользователи.
Абсолютно отвратительная пропаганда. Зачем делать такие игры? Они должны объединять людей и не настраивать их друг против друга. Что я вижу в этой игре, так это пример абсолютного зла. Столько существует клише о русских, но здесь собраны они все. Не покупайте эту игру, не становитесь спонсором террора,
— написал один из критиков.
Фото: Oliver Berg / Globallookpress
«Идеологический мусор. Протагонисты делают моральный выбор, животнопободобные русские убивают детей и вешают их родителей в произвольном порядке», — отметил ещё один пользователь сервиса. Многие указывают, что с графической точки зрения игра сделана очень хорошо, у неё интересный геймплей, но все плюсы убивает неприкрытая антироссийская пропаганда.
Игра для «полных уродов»
Блогер Илья Давыдов (Maddyson) изначально планировал принять участие в акции по продвижению игры, но в итоге передумал, несмотря на обещанный солидный гонорар. «Играть в откровенно преступную игру, где прямым текстом говорится, что армия нашей страны — это террористы, это надо быть полным уродом», — написал он в Twitter.
Свою критическую лепту попытались внести и некоторые федеральные телеканалы, однако сделали это довольно топорно, за что получили обвинения в искажении сюжета (в частности Первый канал) и в очернении понятия «геймер» как такового. «Вам повезло, если ваш ребёнок не геймер», — говорилось в одном из сюжетов. Разумеется, тему подхватили и либеральные издания, которые в очередной раз получили возможность с удовольствием пнуть «провластные» СМИ.
Телеведущий Кирилл Клеймёнов, назвавший новую часть CoD формой «зомбирования подростков», в ответ на критику в свой адрес объяснил, что негативно относится к геймингу, поскольку он отнимает много времени. «Когда ребёнок столько времени проводит за играми, чему он учится, что он узнаёт вообще? Насколько это полезно для его развития, для его здоровья?» — сказал он в интервью «Газете.Ru».
Игры на новый лад: Киберспорт в России резко набирает популярность
При этом журналист признал, что и другие люди имеют право на свою точку зрения. Он подчеркнул, что важно было обратить внимание на проблему геймерства, и если какая-то реакция последовала, об этом стали говорить, то это хорошо, тем более что Call of Duty — это, по словам Клеймёнова, «особый случай».
Однако вся эта шумиха, похоже, только на руку продавцам «серой морали». Компания Activision заявила, что уже в первые три дня продаж новый проект принёс разработчикам более 600 миллионов долларов, ожидаемо став самой продаваемой игрой серии CoD. «Modern Warfare — это только начало», — заявил президент компании Роб Костич. Эти слова можно понимать по-разному, но, похоже, насаждение русофобии в компьютерных играх выходит на новый уровень. Чем не оружие в гибридной войне, о которой так много сейчас говорится.
Фото: Jorge Gonzalez / Globallookpress
Проекция на реальность
При обсуждении новой игры неоднократно проскакивали фразы интернет-пользователей вроде «Это же всего лишь игра», «Да что тут такого?», «Не нужно всё воспринимать всерьёз» и всё в таком духе. Ответ на них прост: компьютерные игры влияют на человека так же, как любые художественные произведения, сюжет которых мы зачастую переносим на реальный мир, либо воспринимаем происходящие в нём события через призму просмотренного кинофильма или прочитанной книги.
Поэтому не окрепший разумом подросток, увлечённый такой игрой про «злых русских», невольно проецирует происходящее на экране на свою страну, на её граждан, потом на одноклассников или одногруппников, друзей и родных. Психика неизбежно меняется, и далеко не все могут сознательно этому процессу противостоять. В лучшем случае в будущем этот человек не сделает для России чего-то хорошего, может быть, вообще уедет за границу, а в худшем — возьмёт в руки оружие. И закончится это очередной стрельбой с жертвами, как в Керченском колледже.