Русскую экономику нужно немедленно сдать Западу: Новые откровения ВШЭ
Эксперт Высшей школы экономики предрекает России уход в "примитивную экономику" с потерей значительной части "человеческого капитала". Иных вариантов развития нашей страны кандидат экономических наук Владимир Гимпельсон даже не рассматривает. Для ВШЭ экономика России может быть скроена либо для обслуживания западных потребностей, либо она будет "примитивной". Вопрос: зачем нам такие эксперты и вообще ВШЭ?
Кандидат экономических наук Владимир Гимпельсон, занимающий в Высшей школе экономики (ВШЭ) пост директора Центра трудовых исследований, разразился алармистской статьёй в одном из научных журналов, весь пафос которой сводится к мысли, что в условиях санкций и контрсанкций Россию ждёт примитивная экономика "вчерашнего дня". При этом автор не замечает, что сам оказался в плену глубоко вчерашних либеральных представлений о современной экономике.
Заметим, что Гимпельсон удивляет российского читателя не в первый раз. Два года назад этот неистовый либерал публично призывал направить бюджетные средства государства на поддержку мигрантов, а вот с дополнительными выплатами для российских бюджетников и пенсионеров торопиться не стоит.
Логическая цепочка нынешней статьи Владимира Гимпельсона такова: нацеленность на полное импортозамещение восстанавливает в России "закрытую экономику" вместо формировавшейся с начала 1990-х годов "открытой рыночной": "закрытая экономика" приведёт к использованию примитивных технологий – примитивные технологии нивелируют роль и значение человеческого потенциала. Точка. На этом всё пропало.
Перевод тезисов Гимпельсона с либерального языка на человеческий звучит примерно так: никакого импортозамещения в России не получится, надо срочно идти на поклон к Западу ради снятия санкций – иначе пропадём. Подпись: Гимпельсон.
Автаркия как альтернатива
Отечественные либералы продолжают стоять на своём. Сама мысль о строительстве в России национальной экономики наводит на них ужас. Им подавай экономику "открытую и рыночную".
В самом этом термине лежит либеральная манипуляция. Любопытно, где в современном мире функционируют экономические системы без жёстких регуляторских функций и оперативного вмешательства государства? Кто из специалистов ВШЭ укажет нам на такие примеры?
Между тем, пока либералы пугают Россию и русских ужасами придуманной ими "закрытой экономики", модель реальной закрытой экономики и условия её эффективности давно описаны в научной литературе. Такая модель называется автаркией и предусматривает систему замкнутого воспроизводства с минимальной зависимостью от внешнего товарооборота. О преимуществах такой системы для России говорилось не раз.
Упёртые либералы не способны понять простую истину: экономика, заточенная на зависимость от внешних связей ("открытая экономика"), может быть выгодна для малых государств, не обладающих потенциалом самообеспечения. Большие государства и большие экономические союзы государств легко адаптируются к автаркии, предполагающей абсолютный экономический суверенитет.
Современная Россия вполне подходит под такую экономическую модель. Она обладает огромной территорией, большими людскими ресурсами с высоким уровнем образования и профессиональной подготовки, неисчерпаемыми природными богатствами. Для успешной российской автаркии желательно иметь под эгидой Москвы различные политические и экономические союзы, увеличивающие территориальное пространство и людской потенциал, и все годы после разрушения СССР наша страна активно реализует интеграционные проекты на постсоветском пространстве и на азиатском направлении.
В статье Гимпельсона приводится пример завода "АвтоВАЗ", который из-за западных санкций вынужден был перейти на выпуск автомобилей без подушек безопасности – вот, мол, прямое следствие "закрытой экономики вчерашнего дня". Верно, импортозамещение нельзя реализовать в один день. Однако уже с августа 2022 года российский автогигант восстановил выпуск модели Lada Granta Classic с двумя подушками безопасности (водительской и пассажирской), а в 2023 году на вазовские машины будет возвращена антиблокировочная система тормозов. Так что "вчерашний день" – это у Гимпельсона, у российской экономики – завтрашний.
Другой аналогичный пример: рывок сельскохозяйственного производства в России после введения западных санкций в 2014 году. Напомню, что спустя всего пятилетку немецкое издание Tagesspiegel признало: российское сельское хозяйство совершило "невероятный подъём".
Таким образом, наша страна способна иметь самодостаточную экономику, которую либералы именуют страшным словом "закрытая". И в этой самодостаточной экономике может быть обеспечено устойчивое развитие человеческого капитала. В условиях реалистичной государственной политики, нацеленной на национальные интересы, в России вырастут успешные учёные, инженеры, конструкторы, IT-специалисты, менеджеры производства… Безвозвратной потерей каких ещё кадров пугают Россию либеральные кликуши?
Они ненавидят автаркию не потому, что убеждены в её экономической неэффективности, а по причине строгой национальной ориентации этой экономической системы, её неподчинения Западу. Отсюда вся эта демонизация санкций, шельмование политики импортозамещения, алармизм по поводу "утечки мозгов".
Санкции не так страшны, как их малюют адепты западных ценностей, если государственная политика сделает разворот от удовлетворения потребностей приближённых к "трону" бизнесменов к долгосрочным национальным интересам. Тогда сразу в России объявится "человеческий капитал", способный гарантировать качественное импортозамещение и совершить русское экономическое чудо, в котором так нуждается сегодня наша страна. И в этом будет заключаться завтрашний день России, который не хотят видеть вчерашние гимпельсоны.