Русским брошен главный вызов: "Пикник" ответил на все вопросы
Иноагент "Миша" Козырев* негодует. Лидер группы "Пикник" Эдмунд Шклярский выпустил клип, который "разрушил все иллюзии относительно того, на какой стороне находится".
Речь идёт о совместном клипе группы "СерьГа" и Шклярского на песню "Колокольный звон" (режиссер видеоверсии Михаил Максимов).
Здесь собрано всё: ненависть к украинцам, презрение к лидерам западного мира, героический кадры с Z-танками. И, конечно, лидер группы заверял этот монтаж… Надеялся, что "Пикник" не Zиганул. С горечью расстаюсь с очередной иллюзией
– сокрушается иноагент.
В былые времена "Миша" поднял бы пальчик – и "Пикник" забанили бы на всех Как-бы-радио, но времена не те, пальчики укоротили. Скриншот ТГ-канала Козырева М.*
В былые времена "Миша" поднял бы пальчик – и "Пикник" забанили бы на всех Как-бы-радио, как по его личному приказу был забанен Егор Летов. Но времена не те, пальчики укоротили, остается жаловаться в заблоченном от большинства граждан России "Фейсбучике".
А Эдмунд Шклярский ещё раз подтвердил свою чёткую патриотическую позицию, в которой, впрочем, у тех, кто внимательно следит за творчеством и высказываниями лидера "Пикника", и так сомнений не было. Группа, конечно, не случайно была выбрана планировщиками теракта в "Крокус Сити Холле". Её общественная позиция и то, что на концерте будет немало открытых сторонников СВО, в злодейском плане тоже учитывалось.
Тем не менее, ещё не потушен был пожар в "Крокусе", как "Пикнику" уже начало "прилетать" и с другого фланга. Ожесточенные споры в интернете кипят и по сей день. Мол, нельзя было проводить рок-концерт в Великий Пост, да ещё и на первой неделе. Да и сама группа "Пикник"какая-то сомнительная, едва ли не сатанистская – то в песне "фиолетово-черный" нечистого помянут, то про шамана с тремя руками споют… Не накликали ли они теракт своими духовными экспериментами не в то время, не на ту тему?
Ещё не потушен был пожар в "Крокусе", как "Пикнику" уже начало "прилетать" и с другого фланга. Коллаж Царьграда
Давайте разбёремся по порядку
Проводить или не проводить концерты в Великий Пост это в большей степени вопрос регуляции общественного пространства. В Российской империи во время Великого Поста были прекращались любые спектакли и концерты. Было, впрочем, одно исключение – не запрещались концерты иностранных и инославных исполнителей. А поскольку Эдмунд Мечиславович Шклярский – римо-католик, то и в имперские времена его концерт под запрет, скорее всего, не попал бы.
Реально ли сейчас добиться того, чтобы государство запретило любые зрелища в Великий Пост? Нет, тем более, что в эпоху домашнего видео это и не поможет. Вряд ли концерт серьёзной философской рок-группы – это большее растление души, чем пошлые полупорнографические сериалы и телепрограммы, или открытая похабщина, а то и помесь сатанизма и терроризма, как успешно идущий на экранах уже два месяца кинематографический теракт – "Мастер и Маргарита" Локшина.
Но, может быть, от "Пикника" есть особый духовный вред в содержании песен? Не зря же там вампиры, шаманы и прочее. Никакого сатанизма в текстах Шклярского, конечно, нет. Он сам определяет себя как "недобитого романтика". А присутствие всевозможной нечисти, мистики, странных духовных практик – одна из характерных черт и европейского и русского романтизма от поэм Байрона до готических романов, и от "Лесного царя" Жуковского до жутких мистических повестей Гоголя. Что нам делать с "Ночью перед Рождеством" при таком подходе?
В текстах Шклярского и в самом деле много мистических образов, но он никогда не играет с буддизмом и оккультизмом, как Гребенщиков*, и никогда не теребит, как тот, православных святых (что в чём-то гораздо более кощунственно). У него нет, конечно, такой яркой православной проповеди, как у Константина Кинчева, или общехристианских философствований, как у "Наутилуса". Но нет в помине ни кощунств, ни сатанинской гордыни, как у некоторых других исполнителей, на концертах которых никаких инцидентов, однако, не происходит.
Основная тема Шклярского – это противостояние одинокой души опасному в материальном и духовном смысле миру. Обложка альбома "Весёлый и злой"
Основная тема Шклярского – это противостояние одинокой души опасному в материальном и духовном смысле миру.
Мы как трепетные птицы / мы как свечи на ветру / дивный сон еще нам снится / да развеется к утру
– именно такое мироощущение объединяет поклонников "Пикника". Тайна и боль, тени и свет, жизнь и смерть – переплетаются в этом Danse macabre, органичном в мире петербуржца, выросшего одновременно на латинской культуре (Шклярский не случайно выступает с мальтийским крестом на одежде) и на египетских сфинксах и мумиях Эрмитажа.
Ничего, ничего не бойся,
Ни огня, ни звенящую тень.
Утром кровью своей умойся,
И встряхни расцветающий день.
Эта песня, опубликованная "Пикником" совсем незадолго до трагического концерта стала в известном смысле пророческой – песней антитеррора. Не надо ничего бояться, особенно когда зомби и управляющие ими демоны пугают. Ты больше и сильнее их, потому что ты – человек, а они нелюди.
Можно, конечно, сказать, что такой романтический мистицизм не соответствует православному катехизису. И можно помечтать о том дне, когда все русские рокеры будут сверяться с Аввой Дорофеем. Но всё-таки обвинять романтический мистицизм Шклярского в том, что он накликал на себя и зрителей теракт – это натянутое обвинение жертвы, которое на серьёзной войне с серьёзным врагом недопустимо.
Разумеется, каждому из нас в духовном смысле следует всегда следить за тем, что и когда мы делаем и говорим, нужны аскеза и недопущение сомнительных образов и смыслов. Надо помнить: "В чем застану, в том и сужу". Мы всегда на духовной войне.
Об этом, откликаясь на теракт, написал замечательную песню православный бард Каспарс Димитерс, сын великой актрисы Вии Артмане, осмелившийся в современной Латвии противостоять русофобии и неонацизму. Эта песня полна отсылок к "Королевству кривых" - одной из самых известных песен "Пикника".
Петли оборванных корней
Торчат из пылающей тьмы.
Идет война бывших людей
С нами, вернее – с людьми…
Это не Карибский кризис,
Не схватка держав только двух.
Мне в левой – Пересвета катехизис,
В правой – прадеда дух.
Часть нелюдей эскадрильи
С людьми в "Крокус Холл" проник.
Павшие расправляют крылья.
Им без звука играет "Пикник".
Не исцелились пока, но прозрели.
В королевстве Кривых долго пели.
Прости мне, Отец. Прости меня, Мать.
Я только сейчас начинаю дышать!
Трагедия в "Крокусе" – это событие мистическое, но совсем не в том смысле, что на песенку про влюбленного вампира прибежал осатанелый Рачабализода и начал убивать. Террористов привело умное и осознающее себя зло – оно хотело ударить по России, по русским, по нашему духу и нашей вере в победу, оно отлично понимало, что наша война с ним – священная, и пыталось нас напугать и заставить проиграть.
Нам брошен не только политический, но и духовный вызов. И нам пора выйти из тени. Пора бороться с открытыми глазами. На смену зыбким и таинственным мистическим переживаниями приходит время борьбы и время молитвы. Это отлично понял и сам Шклярский, выпустивший песню-молитву "За невинно убиенных".
А "Трепетные птицы" навсегда приобретут теперь горько-возвышенный привкус "Реквиема":
А кто слышал эти песни попадает прямо в рай.
Так и будет, невинно погибшие! Так и будет.
* Михаид Козырев, Гребенщиков Борис - включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.