Русские наложили лапу на Голливуд: Казалось бы, при чём тут Чебурашка
В Совете Федерации разработан законопроект, согласно которому суды в России не будут регистрировать иски правообладателей фильмов из недружественных стран, если те будут обвинять русских прокатчиков в пиратстве. Иными словами, фактически будет легализовано пиратство, и без голливудского кино мы не останемся. Стоит радоваться или нет?
На абордаж!
О новой инициативе стало известно 29 мая, её авторами стали глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и его первый заместитель Алексей Синицын. Суть: до 2025 года предлагается не применять Гражданский кодекс о защите прав зарубежных правообладателей из недружественных стран при показах их фильмов на территории России. Что это значит?
Из-за санкций официально в России прекращён прокат наиболее кассовых зарубежных картин, их нельзя легально посмотреть даже дома, так как крупные кинокомпании – HBO или Netflix – прекратили сотрудничество с Россией. Разорваны контракты и с русскими онлайн-кинотеатрами – IVI, Okko и другими. Остались только пиратские методы. В кинотеатрах существует "серый" прокат, в рамках которого, например, в начале 2023 года уже выходил самый кассовый среди иностранных фильмов в России "Аватар: путь воды".
Так вот, сенаторы предлагают сделать нечто вроде параллельного импорта для кино, чтобы "серое" стало нормальным "белым", а кинотеатры и телеканалы могли спокойно показывать те же голливудские хиты, зарабатывая на этом и сохраняя уровень отчислений в Фонд кино и Российское авторское общество (РАО). Вот цитата из пояснительной записки:
Проектом федерального закона предлагается установить положение о том, что ряд норм Гражданского кодекса РФ не будет применяться в 2023-2024 годах в отношении аудиовизуальных произведений авторов (правообладателей) – иностранных юридических или физических лиц, являющихся резидентами иностранных государств и территорий, совершающих в отношении РФ, российских юридических и физических лиц недружественные действия.
Иными словами, фактически этот законопроект легализует пиратство фильмов, музыки и другой аудиовизуальной интеллектуальной собственности (разумеется, если это касается недружественных стран, а не вообще всякой зарубежной продукции). Теперь, например, американские Warner Bros или Universal Pictures, равно как и Netflix, не смогут подать иски в суд за показ принадлежащих им картин без их разрешения и выплат. Если мы не поступим таким образом, считают авторы документа, то это будет уже нарушением прав русских зрителей.
Так, Андрей Кутепов ранее говорил, что отказ в лицензировании для России картин, которые лицензируются за её пределами, "противоречит нормам международного права и расценивается как злоупотребление правами правообладателей".
С точки зрения соблюдения наших с вами прав на просмотр зарубежного кино такую инициативу можно приветствовать. Да и кинотеатрам будет легче: западное кино – это ведь тоже сборы, и немалые. Но не означает ли зелёный свет для Голливуда в России, что мы оставим появившиеся было попытки делать своё кино, которое не хуже?
Что у нас со своим кино?
Если взглянуть на топ-10 самых кассовых отечественных фильмов в прокате за последние 10 лет, то становится видно, что качественные картины у нас есть, и нам есть чем гордиться. Но их пока недостаточно.
Абсолютный лидер – "Чебурашка", собравший в прокате более 7 млрд рублей. Далее идут "Холоп" и "Движение вверх" (более 3 млрд каждый), каждая из частей "Последнего богатыря", собравшая более 2 млрд рублей. И это кино – настоящее, качественное, что и показали сборы. Тот же "Чебурашка" опередил по этому показателю новый "Аватар", и это говорит о том, что мы разворачиваемся в правильном направлении.
Самый популярные фильмы: "Чебурашка", "Холоп" и "Последний богатырь" – это уже гораздо лучше, чем, соответственно, американские фильмы. И в них уже диалоги иногда становятся не из тупых американских слов, переставленных местами, когда наши сценаристы просто переводят американские тексты. Поэтому мы разворачиваемся, плохо, медленно. Но благодаря Специальной военной операции разворачиваемся,
– говорил об этом учредитель Царьграда Константин Малофеев.
Обложка фильма "Движение вверх". Реж. Демьян Гильманов. "Централ Партнершип", 2017 г. Фото: Central Partnership/Global Look Press
Вместе с тем есть серьёзная проблема с отечественным кино другого рода. На некоторые громкие картины выделялись огромные деньги из Минкульта и Фонда кино, но в прокате они проваливались.
Так было со скандальной картиной "Матильда" Алексея Учителя. Лента получила 300 млн рублей от государства. И при бюджете более чем в миллиард рублей она "отбила" в прокате лишь половину вложений.
Так было с "Дылдой" Кантемира Балагова, которая, по выражению кинокритика Егора Холмогорова, "буквально лопалась" от "повесточки" на тему нетрадиционных ценностей, продвигаемых либеральным Западом. Картина даже претендовала на "Оскар", но не получила его.
Так было и с картиной "Тренер" Данилы Козловского, который потом обвинял русского зрителя в "ненависти и хамстве", сравнивая с тем, как тепло фильм встретили на Западе.
То же и с "Левиафаном", снятым критиком России и СВО Андреем Звягинцевым. Список можно продолжать и продолжать.
На фоне этого "зоопарка" фильмов, снятых подчас открытыми критиками России, фильмы из топ-5 по сборам в России – это картины добрые, семейные, патриотичные и, как следствие, кассовые. Зритель сделал свой выбор в эту сторону. И стоит ли ему снова подсовывать голливудскую жвачку?
Здравый смысл
Если говорить об экспертных советах, то 30 мая стало известно, что Минкульт обновил составы советов по игровому, документальному и анимационному кино, а также по фильмам для детей и юношества. И изменения эти, на наш взгляд, тоже знаменуют собой важный поворот.
В частности, судьбы русского кино (по крайней мере пока) не будут решать уже упомянутый Алексей Учитель, а также режиссёры Алексей Федорченко, Владимир Хотиненко, продюсеры Пётр Ануров, Антон Златопольский и ряд других.
Зато в состав совета по отбору фильмов для детей и юношества вошли депутат Госдумы актёр Дмитрий Певцов, а также два представителя Церкви – протоиерей, настоятель московского храма святителя Николая Мирликийского на Трёх Горах Дмитрий Рощин и священник, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Филипп Ильяшенко.
Ранее Певцов, призывая включить в советы Минкульта представителей Церкви, говорил, что они "однозначно знают границы морали, совести", а их участие позволит выпускать "более чистую морально и по совести" продукцию.
Надо ли говорить, что ранее в состав советов при Минкульте входили те деятели, которые с началом СВО проголосовали не за русское кино, а за Запад, куда поспешно и отбыли. Один из них – Александр Роднянский*, признанный Минюстом иноагентом. А ведь долгие годы он зарабатывал огромные деньги в России, получал госфинансирование на фильмы, которые продюсировал (в частности, на "Левиафан"). И пример этот, ясное дело, не единичный.
Так как быть с Голливудом?
Очевидно, полностью изолировать Россию от картин, снятых в недружественных странах, просто не получится. Люди из отрасли, например, считают, что это и не нужно – зарубежные картины создают конкуренцию для отечественных, поднимая планку. К тому же только отечественным кино пока нельзя закрыть потребности зрителя и кинотеатров, сказал Царьграду член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Павел Поникаровский.
Раньше Голливуд и отечественные фильмы уживались между собой, и никто не страдал. Наоборот, Голливуд задавал достаточно высокую планку и тянул за собой нашу отрасль. А при отсутствии конкуренции ничего хорошего обычно не производится. Кинотеатрам сейчас не хватает российского контента, и дело даже не в качестве. Пример с тем же "Чебурашкой" показал, что у нас в России могут снимать очень зрелищное кино, которое люди хотят смотреть. Вопрос не в этом, а в том, что такого кино просто мало снимается,
– отметил он.
По его мнению, инициатива сенаторов Совфеда – это не легализация пиратства, так как само пиратство противозаконно, и не стоит пытаться представить дело как "кражу" фильмов.
Это заимствование, или как угодно можно это назвать. На самом деле, компании, уходя с нашего рынка, злоупотребили своим правом, поставили наших людей в дискриминационное положение. Всем другим дают свой продукт, а нашим – нет. Так что с юридической плоскости не всё так однозначно выглядит, будто бы мы взяли и украли. Если нам не дают, значит, надо брать и использовать. Не надо думать, что они там все белые и пушистые,
– добавил он.
Что с того?
В отечественном кино вообще масса непростых вопросов. Например, с финансированием, с отбором картин и так далее. Но очевидно, что Минкульт в последний год-полтора меняет ситуацию в лучшую сторону. Теперь у нас в приоритете патриотическое кино, фильмы о подвигах русских воинов, а также кино семейное. Успех "Чебурашки" показал, что именно это нужно зрителю.
Безусловно, в контексте санкций мы вправе защищать право граждан смотреть то же, что есть у жителей других стран. Нет сомнений и в том, что в России зарубежное кино (включая фильмы из недружественных стран) будут смотреть, хотят этого где-либо или нет. И меры по защите – правильные. Главное, чтобы они не оказались вредными.
А для этого следует продолжать то, за что уже взялся Минкульт: гармонизировать составы советов с учётом пожеланий зрителя. Вкладывать деньги в качественное русское кино. И тогда мы уже не будем обсуждать угрозы со стороны Голливуда, ведь наш кинематограф не будет тем "Левиафаном", который тонет.