Русская империя против империи американской
Оркестр под управлением Валерия Гергиева дал концерт в освобожденной Пальмире
Санкт-Петербург называют Северной Пальмирой, Одессу - Южной. Триумфальная арка из этого древнейшего города украшала советские учебники истории за 5-й класс. Чужой город абсолютно чужой страны незримо присутствовал в наших жизнях, был как бы звеном в цепи, связывающей нас с традицией, с абсолютом, от которого разбегаются в стороны нити культурных кодов, как меридианы от Северного полюса.
Стены этого города видели мир до рождения Христа. Пальмира (под именем Тадмора) упоминается в Ветхом Завете. По легенде, город строил сам царь Соломон.
Здесь останавливался Марк Антоний на пути в Египет, отдавая приказ своему войску разграбить город. В Египте его ждала Клеопатра - его и его даров, а римский консул не хотел разочаровывать свою возлюбленную. Город завоевывали римские императоры, присоединяя к империи, и снова оставляли, даруя независимость.
Кто бывал в древних южных городах - знает это ощущение тайны, теплого касания вечности, рядом с которым чувствуешь себя не жалкой песчинкой, как на Севере, а скорее, счастливым ребенком, знающим, что есть в мире силы во сто раз огромнее его, но силы эти мудры и добры. Я не бывал в Пальмире, но уверен, что там - так.
И то, что я пишу здесь, - не эмоции и не поток красивых фраз, но попытка описать то, что совсем недавно было возвращено цивилизованному миру - в том числе силами русской армии.
Освобождение Пальмиры имеет значение и геополитическое и стратегическое, но кроме всего того, это событие немного приблизило нас к тому, чтобы обозначить наше место в мире, приблизиться к пониманию того, кто и что мы есть.
АМЕРИКАНСКИЙ - ЗНАЧИТ, СВОБОДНЫЙ
Наше постоянное соизмерение самих себя с Америкой уже превратилось в навязчивую банальность, но оно неизбежно. Одной империи, пусть и временно сжавшейся, больше не с чем соразмерить себя, кроме как с другой.
Америка, уже больше полувека непрерывно ведущая войны в разных уголках мира, всегда объясняла свои вторжения одним и тем же словом - "свобода". Соединенные Штаты, посредством серии маркетинговых трюков, умудрились "застолбить" это понятие, сделать своим брендом. Если самолеты иных стран просто сыплют на землю бомбы, Америка несет на крыльях бомбардировщиков свободу. Неважно, какие политические причины стоят за всем этим, неважно, что "освобожденная" страна потом может откатиться в дремучие Средние века, - в общественном сознании закреплено, что американский - значит, свободный. Дошло до того, что свойства этой свободы стали каким-то волшебным образом сообщаться предметам, вроде джинсов или жвачек, которые едущие на броне американские морпехи раздавали местным детям.
РУССКИЙ - ЗНАЧИТ, НАСТОЯЩИЙ
Россия вошла в сирийский конфликт по-американски технологично - дальней авиацией, стратегическими бомбардировщиками и крылатыми ракетами. Это не первая военная операция Российской Федерации: была Грузия, была Чечня, был, наконец, приштинский марш-бросок. Но эта - первая, в которой мы можем уже довольно определенно ответить на вопрос, что именно несут миру наши солдаты, наши летчики, наши моряки.
Они возвращают миру его историческую память, возвращают Традицию. 27 марта 2016 года ВКС России совместно с сирийской армией вернули человечеству то Настоящее, что у него есть. То, с чем можно соразмерить себя, то теплое дыхание вечности, что напоминает о том, откуда мы все.
В этом смысле концерт гергиевского оркестра, от второй Пальмиры - первой, - это великолепный, грандиозной красоты и значения ход.
В пустыне, в центре древнего амфитеатра, среди вечных камней звучит вечная музыка. Империя возвращается, расширяется, делает вдох, снова осознавая себя. Запомните этот день.
Примечание: формулировка "Русский - значит, настоящий" принадлежит политологу, публицисту и философу Артему Акопяну, за что его сердечно благодарю.