Рублю предсказали "ещё больше боли"
Валютные спекулянты играют рублём как мелкой монеткой – на колебаниях курса за день можно сделать и потерять целые состояния. Но чего ждать простым людям?
Инвестиционная банковская группа Citigroup – одна из крупнейших финансовых корпораций в мире, и в этом качестве вынуждена содержать серьёзный аналитический отдел. Этот отдел ранее довольно точно предсказал нынешний спуск рубля на русско-американских горках валютных курсов, а теперь выступил с новым пророчеством – дно ещё далеко, рубль, как изящно выразились в российском представительстве группы, претерпит "ещё больше боли". Потому что стоимость нефти больше не является главной составляющей курса рубля – теперь доминирует постоянное ожидание новых американских санкций. Тот случай, когда угроза сильнее её исполнения.
Рублёвые игры
Одним из самых объективных индикаторов политико-экономического положения России является сайт anekdot.ru, где шутки располагаются в порядке, определённом читательским голосованием. Посмотрите первые места за любую неделю, например, 2006 года – и вы узнаете, что на самом деле волновало тогда людей. Около года назад я писал в "Русскую планету" об этом нехитром историографическом методе, не буду повторяться, но отмечу, что сегодня, 30 сентября, с утра лидирует следующий "анекдот":
Не могу представить себе такое событие в мире, после которого не упал бы курс рубля.
Утрированно, но по сути своей верно. Сейчас уже мало кто помнит, что в 2020 год мы вступили с долларом по 62 рубля, потому что покорение вершины в 80 рублей ожидается даже не с часу на час, а с минуты на минуту (эти строки я пишу в полдень 30 сентября). В то же время объективных оснований для какой-то катастрофы нет: доллар по 70 рублей мы вряд ли увидим в обозримом будущем, но по 75 – вполне.
Доллар по 70 рублей мы вряд ли увидим в обозримом будущем, но по 75 – вполне. Фото: Сергей Ведяшкин/АГН "Москва"
К сожалению, наша валюта реже укрепляется в реальности, чем в воображении ангажированных журналистов, поэтому читать новости на эту тему надо осторожно. Так, государственный канал RT в самом конце 2019 года рапортовал о том, что "с января по декабрь курс доллара США на Московской бирже снизился почти на 13%, до 62,2 рубля, а курс евро – на 14%, до 69 рублей". Это было неловко читать, ибо сравнивались пиковые значения – нижнее и верхнее. На самом же деле для нас с вами, не торгующих на валютной бирже простых людей, важен только средневзвешенный курс доллара, а он по итогам 2019 года не "снизился на 13%", а вырос на 3,25% – с 62,70 до 64,74 рубля. Вот евро действительно подешевел, но не на 14%, а на 2% – с 73,95 до 72,50 рубля.
Жизнь при долларе по 80–100 рублей
Последствия краха (сильное слово, но уже, к сожалению, верное) национальной валюты будут следующими.
- Улучшится положение компаний-экспортёров. "Газпром", "Роснефть", "Лукойл", "Русал", "Уралхим" основные расходы несут в рублях, а основную или значительную часть доходов получают в валюте.
- Вырастет несырьевой экспорт – Россия уже захватила некоторые рынки во время пандемии, когда конкуренты останавливали производство, и девальвация рубля поможет этому процессу. Чем дешевле валюта внутри страны, тем конкурентоспособнее её товары на внешних рынках.
- Вырастет приток рублей в бюджет – тот же самый баррель станет стоить больше рублей, а значит, с него заплатят больше налогов. Анонсированный дефицит бюджета уменьшится, а то и сменится профицитом. Когда у тебя рублёвые доходы выросли на 20%, легко повысить пенсии на 7%.
- Подорожают импортные товары – это примерно 25–30% продуктов питания, практически вся одежда и обувь, вся электроника, все автомобили (даже в "Ладах" велика импортная составляющая). Под "подорожают" я подразумеваю рост цен, опережающий рост доходов.
- Подорожает бензин. Не только потому что он всегда дорожает, но и потому что продавать его по старым ценам со старым рублём будет просто невыгодно – разве что государство снизит налоги, а оно не снизит.
- Подорожание энергоносителей плюс раскрутка инфляции от роста цен на импорт приведут к подорожанию услуг ЖКХ – опять же, относительно наших доходов.
- Подорожает зарубежный отдых. Турецкие и египетские курорты уже уменьшили свою маржу до минимума, дальше "двигаться" им просто некуда.
Небраска управляет рублём
Как видим, государству как экономическому субъекту девальвация скорее выгодна. И всё же правительство старается остановить падение рубля – так, в государственные компании поступило распоряжение продать излишки валюты, чтобы увеличить спрос на рубли, а значит, и цену этих рублей. Не исключено, что применят и "шоковую терапию" в духе 2014 года, когда ключевая ставка за полтора месяца выросла с 8% до 17%, но этот вариант маловероятен: имитация низкой инфляции стала важной частью экономической политики.
Но возможности правительства невелики: в Citigroup совершенно верно характеризуют нынешнее положение вещей. Курс рубля, повторимся, зависит не от стоимости нефти или валютных интервенций Центробанка с госкомпаниями, а исключительно от политической воли Белого дома. Долгосрочный коридор соотношения доллара и рубля определится при подсчёте голосов на президентских выборах в США – днём 4 ноября по московскому времени, по злой иронии судьбы, в День национального единства России. Далеко не факт, что Трамп или Байден выполнят свои предвыборные обещания, но в целом победа так называемого демократа должна больно ударить по русской национальной валюте. Фермер из Небраски, никогда не видевший карту мира и не державший в руках ни одной русской вещи, влияет на нашу экономику сильнее, чем костромской колхозник, и это, конечно, печально.
А всё потому, что мы так и не смогли обеспечить самодостаточность по одежде, обуви, текстилю и транспорту. Была бы тут реальная независимость – плевать можно было бы на валютные курсы. Но почему так получилось – тема уже другого материала…