Российский Минфин сдал «Русал» американцам. Кто следующий?
По уровню развития финансового рынка Россия занимает 107-е место в мире. Об этом заявил президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, подводя итоги 2018 года. Он указал, что состояние банков страны во многом зависит от внешнего фона. И здесь не последнюю роль играет санкционное давление Запада.
«Когда на финансовый рынок накладывается безумие, называемое санкциями, такое ощущение, что каждая страна друг с другом конкурирует, кто глупее версию предложит и перещеголяет, - отметил господин Тосунян. - Эта санкционная политика полностью выбивает нас из алгоритма логического мышления. Потом это встречает контрсанкции, желание закрутить гайки, ещё какие-то последствия. Это влияет на нефтяной рынок, нефтяной рынок влияет на финансовый рынок. По инерции люди готовы беспроцентно куда-то инвестировать, уводя средства из своей страны, хотя это нелогично, потому что в нашей стране можно инвестировать, да, сложно, но зато доходность другая».
Наглость – второе счастье: Олигархи продолжают клянчить деньги у государства
Исход из России идёт сегодня на самом высоком уровне. Вашингтон, похоже, достиг своих целей, вводя экономические санкции против нашего государства. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов открыл журналистам, как российский Минфин «кланяется» Вашингтону. Ярким примером этой политики по защите российского олигархата, а не активов, стала компания «Русал».
Господин Силуанов сослался на успешный опыт вывода из-под санкций En+, «Русала» и «Евросибэнерго». По аналогичной схеме можно будет работать и с «Группой Газ». Соответствующие переговоры с департаментом Минфина США по контролю за иностранными активами уже ведутся.
Добиться расположения американского Минфина по отношению к компаниям олигарха Дерипаски удалось благодаря реализации т.н. «плана Баркера». Грегори Баркер – бывший министр энергетики Великобритании, ныне возглавляющий совет директоров En+. Он предложил схему передачи контроля над активами Дерипаски в En+, «Русале» и «Евросибэнерго» ВТБ, Glencore и одному благотворительному фонду.
Грегори Баркер. Фото: www.globallookpress.com
В совете директоров En+ Дерипаска сможет рекомендовать только 4 членов из 12, ещё 6 членов должны быть гражданами США или Британии. Кроме того, состав советов директоров En+ и «Русала» в обязательном порядке должен быть согласован с Минфином Соединённых Штатов. Наиболее важным пунктом «плана Баркера» является отказ En+ и её дочерним компаниям в возможности регистрироваться в российской юрисдикции без утверждения совета директоров и американского министерства финансов.
По мнению экспертов, отныне американцы смогут диктовать свои условия не только «Русалу», но и «Норникелю», а при необходимости закроют «неэффективные» российские предприятия или массово сократят персонал. Аналитики сходятся во мнении, что в результате т.н. реформ доля иностранного капитала в российской промышленности в целом составляет около 70%.
Эксперты отмечают, что Россия живёт по правилам ВТО и МВФ, а не по собственным экономическим законам. Она оказалась в капкане глобального капитала, который использует антироссийские санкции для получения контроля над ведущими отраслями экономики.
Президент Центра системного прогнозирования Дмитрий Митяев прокомментировал Царьграду данный прецедент.
Дмитрий Митяев. Фото: Телеканал «Царьград»
Дмитрий Митяев. Речь идёт о том, чтобы в условиях передела глобальных рынков, который так или иначе происходит, и жёсткой просадки мировой экономики, которая тоже происходит, забрать себе корешки, а вершки отдать нам. Как это обычно происходит - приватизация прибыли, социализация убытков. В данном случае в глобальном масштабе.
«Русал» - хорошо структурированная компания с большими активами не только в России, но и по всему миру. Но её очень легко атаковать. Достаточно было запретить компаниям перевозить грузы для «Русала» под угрозой вторичных санкций, и всё начало рассыпаться. То есть американцы, на их взгляд, отработали очень успешно технологию, которую можно масштабировать на другие компании, на другие рынки, и не только российские.
Беднеющее население России почему-то не спешит благодарить олигархов
Мы видим, что речь идёт о доступе на эти глобальные рынки, которые американцы считают своими, глобальную юрисдикцию, которую они тоже считают своей. Поэтому в данном конкретном случае, скорее, это было перераспределение между американцами и британцами, потому что до этого «Русал» и всю эту группу в значительной мере контролировали британцы. Они давно договорились.
Мы знаем, что в совете директоров этой компании был младший Ротшильд, и он не очень дружил с Дерипаской. Но дело даже не в этом. А в том, что на глобальном рынке всем нет места. Рынки перестают пузыриться, спрос падает, цены будут реально снижаться, уже и на металлы.
Это же было золотое времечко, последние два года, когда глобальные финансисты, глобальные сырьевики кассировали совершенно немыслимую сверхприбыль, это мы видели по нашим компаниям, которые просто не знали, как её поскорее выгнать. Маржинальность составляла 40-50%. А сейчас это всё будет схлопываться.
Фото: www.globallookpress.com
Россию начали давить превентивно. Речь идёт именно о том, чтобы в этот пресловутый слепой траст Минфина США забирать всё, что клиент готов отдать. И это у них может получиться, судя по заявлениям нашего министра финансов, который конструктивно взаимодействует с Западом, даже не обсуждая.
Был же проект закона в Госдуме об ответственности за исполнение этих враждебных и совершенно не правовых санкций, которые не то что с российским, с любым законодательством никак не соотносятся. Кроме американского. Потому что американское законодательство явно предписывает им делать, что хочешь, а всем остальным это дело исполнять. «Подчиняйся или умри». Простой принцип. За соблюдение санкций такая ответственность нужна.
Мы должны понимать, что изменения будут происходить не только для этой компании. Речь не только о «Русале» идёт. Есть En+, холдинговая компания, и «Евросибэнерго», непосредственно производственная структура, которая управляет крупнейшими сибирскими гидростанциями. Если траст решит, что эти мощности излишни, захочет сократить производство на этих заводах, а он правомочен принять подобное решение, мы с этим как бы согласны. То есть наше Министерство финансов с этим согласно.
Какой-то «стокгольмский синдром» - Министерство финансов судорожно покупает валюту, в том числе доллары, и складывает их на западных депозитных счетах, чтобы потом перевести в ФНБ, но юридически это всё равно будут средства американских банков. Хотя это может быть и непосредственно в нашем ЦБ, и в федеральном американском казначействе.
Министерство финансов в заложниках, оно может и не может, в такой ситуации у него особо нет пространства для манёвра и защиты национальных интересов. Потому что оно следует политике «занимай и сберегай», размещай в рублях здесь под 10% годовых, а там скупленную валюту под 2% годовых. Это политика сознательная, многолетняя, за неё тоже никто не хочет отвечать.
Антон Силуанов. Фото: www.globallookpress.com
В санкционные списки включены все наши ведущие чиновники. Особенно силового блока. А Силуанова там нет. И Набиуллиной нет. Тем не менее, они все в «листе ожидания». Может, кроме Набиуллиной и Грефа. Министерство финансов все равно с этой ситуацией будет вынуждено разбираться. Сейчас господин Задорнов заявил, что по его данным, 1-2 крупнейших госбанка попадут в эти санкции. Будут ли они в апреле-мае? Думаю, скорее раньше, чем позже.
Крупный бизнес готов делиться сверхдоходами в обмен на предсказуемые правила игры
Мы должны понимать всю напряжённость ситуации за океаном. У Трампа не так много времени на внутренние разборки. Сейчас у него Пауэлл под огнём критики. Он недоволен уже и Мнучиным, министром финансов, кто-то же за обвал фондового рынка и за прочие вещи должен отвечать. На самом деле, над Трампом висит секира доклада спецпрокурора Мюллера, который вроде бы выйдет в феврале. До этого времени он должен что-то такое придумать, чтобы ответственным был назначен не он.
Очень жёсткая схватка идёт. И поскольку с 1 января большинство переходит в Палате представителей к демократам, они будут этот доклад максимально раздувать и затеют, судя по логике, тем более выборы 2020 года уже на носу, процедуру импичмента, которая, скорее всего, ни к чему не приведёт. Но, тем не менее, Трампу предстоит подобная ситуация.
Фото: www.globallookpress.com
На мой взгляд, старт 2019 года будет очень жёстким. Для нас это, прежде всего, сырьевые цены. Нефть уже $50. Кстати, интересный эпизод. Наша пресловутая Мосбиржа позволяет обогащаться небольшому числу своих игроков. В принципе, то же самое было с рублём в декабре 2014 года. Никто за это тоже не ответил. Тогда, правда, масштаб был гораздо больше, рубль скакнул с 40 до 60, а потом и до 80 в моменте. Сейчас госпожа Набиуллина заявила, что её стресс-тесты показали, что банки готовы к новой девальвации по примеру 2014 года.
Само такое заявление, как мне кажется, неправильно и свидетельствует о том, что ориентиры нашего Центрального банка совсем не те, что должны быть по Конституции. На разговорах о том, что если будет девальвация, мы за это не отвечаем, но банки к ней готовы, сразу скакнёт инфляция. За что Центральный банк как бы отвечает.
По предыдущему кризису оценки все есть. Тогда и Росстат был более-менее нормальный, и Минэкономики делало адекватные оценки. Так вот, вклад девальвации в инфляцию 2015-16 годов составил от 60% до 80%.