Россия хочет вернуть легендарный "Буран". В обмен требуют отрубленную голову
Второй лётный экземпляр космического корабля "Буран", на программу создания которого СССР в своё время потратил колоссальные деньги, ныне находится под контролем казаха, который презрительно отказывается вернуть "Буран" в Россию.
Из аула – в "Буран"
Карго-культ – мистическое поветрие, охватившее во время Второй мировой войны папуасов с островов Меланезии. Для этих детей каменного века, которые и сегодня кушают умерших родичей, чтобы те продолжили жить в новом организме, передвижение по воздуху представлялось чудом. А с воздуха время от времени спускались на своих самолётах белые люди, дарили или обменивали на какие-то ненужные вроде бы камушки ценные предметы, привозили невиданную прежде еду.
Это были для папуасов – боги! Тем паче что у ряда племён бытует представление, что после смерти их души будут белыми и жить будут в мире белых душ. И они вдруг увидели этих белокожих богов, упавших с неба в их мир!
Ответ наивных детей первобытной эпохи был строго логичным: папуасы начали создавать из травы и палок полноразмерные изваяния самолётов и поклоняться им как ритуальным символам.
Хорошая то была история для этнографов. Хотя кое-кого из них там и съели. Но, похоже, назревает новая тема для статей в журнал "Этнографическое обозрение".
В самом деле, кто бы мог предположить, что возникший среди папуасов карго-культ в наши дни возродится в Казахстане?
В руки Казахстана, сформированного в 1930-е годы большевиками по тому же принципу, каким осаживали на землю кочевников, в 1991 году упал не паршивый американский "Хеллкэт", а целый космодром "Байконур". Натуральные звёздные врата, как это назвали бы в Голливуде. Ещё вчера кочевые номады гоняли здесь овец, но завтра спутники пустят в полёт! Вот только ещё километр КМБ-4, кабеля коаксиального магистрального бронированного, в приёмку цветных металлов отволокут – и тут же запустят. Ну, максимум ещё трубу водопровода из-под песка выкорчуют, в металлолом сдадут – и где ты там, космос? Мы идём уже!
Дивно ли на фоне этой шеститысячелетней истории, что некий казахский бизнесмен, выросший в ауле, где питался мудрыми эпосами собирающихся по вечерам старейшин (а безвылазная жизнь в предгорном ауле, несомненно, наполняет эпической мудростью), захотел придержать у себя нежданно павший ему в руки космический истребитель?
Разрисованный "Буран". Скриншот страницы dauren.mussa / nstagram.com
Карго-культ, уважать нужно…
Меняю "Буран" на голову
Папуасы трепетно относились к своим соломенным копиям чудесных летающих машин белых богов. Нынешний конфликт возник, признаем покаянно, из-за грубости людей, не впитавших тонкости карго-культа.
Дело вот в чём. Вместе со звёздными вратами в руки казахских властей при развале СССР попало и всё имущество, что было на тот момент на территории космодрома. В том числе слетавший на орбиту космический корабль "Буран", его лётный близнец, готовый к пуску в конце 1991 года, его макет, а также макет ракеты-носителя "Энергия-М". На уровне очень высокого казахского руководства возникло чувство недоумения. Как же так? Мы стали космической державой, у нас в собственности целый космодром – а где наши героические космонавты? Где покорение звёздных глубин?
После трёх лет безуспешных поисков было, наконец, достигнуто соглашение о передаче космодрома в аренду России. Ещё через два с половиной года, в марте 1996-го, президенты России и Казахстана договорились о создании казахстанско-российского инновационного совместного предприятия (КРИСП) "Аэлита". Оно получило государственную лицензию на космическую деятельность. Со стороны России на баланс этого предприятия были переданы интеллектуальные активы РКК "Энергия" имени С.П. Королёва, а со стороны Казахстана – казахские космические корабли "Буран".
Один из них, тот, что слетал в космос (изделие 1.01), в 2002 году раздавили: на него упала крыша монтажно-испытательного корпуса. А второй (изделие 1.02) в 2011 году после трёх транзакций оказался в собственности АО "РКК "Байконур". В эту фирму превратилась бывшая "Аэлита", а владельцем её с 80 % акций оказался Даурен Муса. Тот самый, что всё детство внимал вселенской мудрости деревенских стариков.
И вот теперь, когда обнаружилось, что последний "живой" "Буран" хранится под руководством бизнесмена так, будто он действительно папуасское изделие из травы и палок, и невесть кто разукрашивает его различными граффити, вежливые люди из Роскосмоса попросили передать корабль в Россию. Ответ Даурена Мусаулы Муса был велеречив, но сводим, в общем, к двум фразам.
Скриншот страницы dauren.mussa / nstagram.com
Первая – откровенно хамская, заодно вполне объясняющая, откуда в нынешнем Казахстане появляются так называемые "языковые патрули", требующие от местных русских "розмовляты казахскою":
Если же судьба советских артефактов на территории другой независимой страны так их волнует, пусть срочно спасают распиленные подводные лодки, разрушенные памятники советским солдатам и миллиарды народных денег, вывезенных в западные банки.
Вторая – доказывающая, что за последнюю тысячу лет на территории Казахстана мало что изменилось:
Я готов был и так подарить эти "Бураны" России взамен на голову Кенесары-хана!
Голова бандита Касымова
Кто таков? О, Кенесары Касымов был чингизидом, то есть потомком Чингиз-хана, на каковом основании считал себя природным властителем всех кайсак-киргизов. Поэтому, когда в 1822 году император Александр I издал указ о введении "Устава о сибирских киргизах", ликвидировавшего ханскую власть в казахских племенах, семья Касымовых из рода Абылай-хана откочевала в пределы Кокандского ханства. Откуда начала со своими нукерами кровавые набеги на русские поселения и казахские аулы, предпочитавшие мирную и спокойную жизнь в Империи. Этакие "Чёрные Абдуллы", на которых не нашлось поначалу своего красноармейца Сухова.
Даже в казахских источниках признаётся, что подчинявшиеся Кенесары Касымову отряды нападали на русские крепости, жгли слободки, опустошали аулы, населённые казахами же, а сам Кенесары-хан "угрозами склонял к откочёвке людей из пограничных округов, подконтрольных имперским властям". И – вишенка на торте! –
Кенесары укреплял свои позиции в Степи, проводя жёсткую политику по отношению к родам и аулам, лояльным к имперским властям.
Надо объяснять, что такое "жёсткая политика" по отношению "к родам и аулам" в исполнении кочевника? Кто не в курсе, может посмотреть на Сирию до прихода русских войск или на Афганистан. То, что Кенесары Касымов восстановил на временно оккупированных землях суды шариата, вернул "нормы мусульманского права" – мелочь на фоне того, что в 1844 году его люди в одну ночь вырезали более 500 (!) аулов оппонентов.
Сегодня этот красавец считается героем национально-освободительной борьбы казахского народа, и однажды президент Казахстана Нурсултан Назарбаев просил Владимира Путина выдать его останки на, так сказать, родину.
Откуда такая просьба? А просто казахским элитам, то есть элитам такого же, как и Украина, фантомного государства, требуются национальные мифы. Жизненно необходимы свои Мазепы и Бандеры. И вот один из таких мифов гласит, будто отрубленная кара-киргизами (ныне – киргизами, как кайсак-киргизы ныне – казахи), наконец, голова напавшего на них с 15-тысячным войском басмача была отдана русским. А те поместили её в Кунсткамеру. Ну да – во времена Николая I, в середине XIX века!
Надо ли говорить, что даже во времена тесной русско-казахской дружбы в 2004 году руководители Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН), как ныне величается Кунсткамера, только руками развели в ответ на официальный запрос генерального консульства Казахстана. "Предмета "голова Кенесары Касымова" (как и других предметов, относящихся к этому историческому деятелю) в фондах Музея антропологии и этнографии имени Петра Первого (Кунсткамера) не обнаружено", – ответили они. Не нашлось и документов, которые свидетельствовали бы о нахождении в музее каких-либо предметов, относящихся к Кенесары Касымову.
Так что никак не может Дмитрий Рогозин отдать за реальный "Буран" фантомную голову басмача. И рад бы, наверное (мы все верования уважаем, даже папуасов с их сушёными вождями), но – не может…
Что с того?
А для нас вывод остаётся только один. И довольно жёсткий. По отношению к нам же.
Снявши голову, по волосам не плачут. Сумели сами на протяжении одного века раздолбать две собственные империи – что уж теперь вздыхать по "Бурану", от которого одна оболочка осталась. И та побитая и разрисованная.
Ушли мы из степей, скукожились вокруг Оренбурга, вернулись во времена до блистательных походов Кауфмана, Перовского, Скобелева. Предоставили своей судьбе народы, некогда просившиеся под руку ещё того "Белого царя", когда им была Екатерина Великая.
И это – две стороны одной реальности.
Но это – две стороны прошлой реальности. В нынешней же – Байконуру строится замена в виде космодрома Восточный. Плохо строится, долго, тяжело и воровато – нет спора, всё так! Но – строится.
А на второй стороне… Нужно тоже строить. Большую, настоящую Россию. Чтобы "Буран" без всякого физического перемещения оказался на своей настоящей родине.