Путин напугал Запад. "Война всех против всех и конец цивилизации"
Речь Владимира Путина во время сессии онлайн-форума "Давосская повестка дня – 2021" – одно из самых значительных выступлений российского президента за всё время его правления. Возможно, в одном ряду с великой "Мюнхенской речью". Путин нашёл слова для того, чтобы сказать, чего ждёт Россия от остального мира и что ждёт остальной мир, если он отвернётся от России.
Клаус Шваб сегодня сказал, что выступления Владимира Путина "ожидает мир". Президент России выступил так, что эти слова из дежурного комплимента превратились в знамение реальности: ну да, мир ждал слов крупнейшего политического деятеля планеты и наконец дождался. Теперь всё ясно, наконец-то: куда и откуда идёт человечество, кто виноват и что делать.
Предчувствие великой войны
Путин шокировал слушателей сразу, сравнив текущую ситуацию с 30-ми годами прошлого века.
"Резкая поляризация общественных взглядов", "рост популизма, правого и левого радикализма, других крайностей, обострение и ожесточение внутриполитических процессов" – вот чем характеризуется сегодня мир, сказал Путин. И подчеркнул, что в результате "происходит ослабление международных институтов, множатся региональные конфликты, деградирует система глобальной безопасности".
Путин напомнил, что "неспособность и неготовность разрешать подобные проблемы по существу в ХХ веке обернулись катастрофой Второй мировой войны", выразив надежду, что в нынешних условиях глобальный "горячий конфликт" невозможен, ибо "он означал бы конец цивилизации". Тем не менее, президент России предостерёг, что, если ничего не делать, "ситуация может развиваться непредсказуемо и неуправляемо".
В числе крупнейших вызовов и угроз, с которыми человечество может столкнуться в наступившем десятилетии, Путин назвал "дальнейшее обострение всего комплекса международных проблем", нарастание градуса внешнеполитической, пропагандистской риторики. Президент России предвидит, что "более агрессивным станет и характер практических действий, включая давление на те страны, которые не согласны с ролью послушных управляемых сателлитов, использование торговых барьеров, нелегитимные санкции, ограничение финансовой, технологической, информационной сфер". Путин недвусмысленно предупредил, что "подобная игра без правил критически повышает риски одностороннего применения военной силы – вот в чём опасность применения силы под тем или иным надуманным предлогом". Президент России выразил беспокойство в связи с тем, что "это умножает вероятность появления новых горячих точек на нашей планете".
А кто же стремится к "одностороннему применению силы"? Конечно, те, кто до сих пор считает возможным создать однополярный мир. И не верит, что "в мире сформировались, заявили о себе действительно разные центры развития, со своими самобытными моделями, политическими системами, общественными институтами". Теперь необходимо, добавил Путин, "выстроить механизмы согласования их интересов, чтобы многообразие, естественная конкуренция полюсов развития не обернулись анархией, чередой затяжных конфликтов".
То есть на простом, не дипломатическом языке. Или все признают, что в мире несколько центров силы. Или неизбежна война.
Как избежать войны? Работать в рамках "многосторонности".
В качестве практических примеров президент России привёл Астанинский формат для стабилизации ситуации в Сирии, активные посреднические усилия России, чтобы остановить вооружённый конфликт в районе Нагорного Карабаха.
"При этом, – отметил Путин, – мы стремились следовать ключевым договорённостям, достигнутым в Минской группе ОБСЕ, в частности между её сопредседателями – Россией, США и Францией. Тоже очень хороший пример сотрудничества". В результате, напомнил президент России, "удалось остановить кровопролитие, добиться полного прекращения огня и начать процесс стабилизации". Другой приведённый Путиным "продуктивный" пример многосторонности – "роль России, Саудовской Аравии и Соединённых Штатов Америки, ряда других стран в стабилизации мирового энергетического рынка". Это было достигнуто несмотря на то, что эти страны выступают "с разными, порой даже абсолютно противоположенными оценками глобальных процессов, со своими мировоззренческими позициями".
"А что сейчас в отношениях России с Европой?" – спросил Клаус Шваб. Путин назвал сегодняшнюю ситуацию "ненормальной", отметив, в частности, падение товарооборота. Но Россия не хочет продолжать конфликт. Россия за развитие отношений и призывает европейцев "избавиться от фобий прошлого", "подняться над проблемами прошлого".
Заметим, что пока призыв этот, скорее всего, услышан не будет. Не до того: надо новые санкции вводить.
К войне толкает пропаганда
Удивительно, но в сегодняшней речи Владимир Путин несколько раз повторил: "Ничего нового я не скажу…" Это не было самоуничижением, конечно. Это было указанием вроде "имеющий глаза да видит" – Путин считает, что рационально мыслящий и знающий факты человек не может не разделять его точку зрения. Однако поскольку такие люди в мире есть, и более того, руководят великими державами, мир оказывается перед угрозой новой войны.
Этого давненько не случалось на международных форумах: об угрозе полномасштабной войны говорит глава великой державы, страны с первоклассной армией и ядерным оружием. Он предостерегает – настолько спокойным тоном, что лучше бы кричал – о том, что "противоречия закручиваются, что называется, по спирали".
Множатся региональные конфликты, деградирует и система глобальной безопасности. "Есть вероятность столкнуться с настоящим срывом в мировом развитии, чреватым борьбой всех против всех, с попытками разрешить назревшие противоречия через поиск "внутренних" и "внешних" врагов". И даже достигнутая с президентом США договорённость о продлении договора об ограничении стратегических наступательных вооружений – это, "безусловно, шаг в правильном направлении", но он не снимает главной проблемы: проявляющейся сегодня неспособности и неготовности разрешать подобные проблемы по существу.
В ХХ веке это обернулось катастрофой Второй мировой войны. Да и сегодня "ситуация может развиваться непредсказуемо и неуправляемо".
Волшебной палочки, которая выдернула бы человечество из засасывающей его воронки в пределах досягаемости не видно. Потому, по мнению российского лидера, нужно просто сохранять приверженность положительной повестке. Но как раз этого почти никто не собирается делать. "Мы ощущаем, что градус внешнеполитической, пропагандистской риторики нарастает. Можно ожидать, что более агрессивным станет и характер практических действий, включая давление на те страны, которые не согласны с ролью послушных управляемых сателлитов, использование торговых барьеров, нелегитимные санкции, ограничение финансовой, технологической, информационной сфер".
"Золотой миллиард" и реальный мир
Усиление социального расслоения, рост популизма, правого и левого радикализма, ожесточение политических процессов в ведущих странах – всё это, по мысли президента, характерно и для 1930-х годов XX века, и для 2020-2021-х годов. При этом нынешнее расслоение – куда более серьёзное, чем 85–90 лет назад. Великая депрессия знаменита целой чередой самоубийств вчерашних миллионеров – а кто там у нас не вынес нынешних проблем? Гейтс, Безос, Маск, Цукерберг, Потанин, американские совладельцы Сбера? Да они все разбогатели на мировом кризисе – за год заработали куда больше, чем за всю жизнь потратили на благотворительность. Тогда умирали богатые и бедные, сейчас – только бедные.
Владимир Путин справедливо указывает, что это неравенство растёт на всех фронтах. Действительно, мы видим его и внутри отдельных городов (движение BLM работает на муниципальном уровне, на разнице в развитии районов и кварталов), и внутри отдельных стран, и в глобальном масштабе, где построена экономика, ориентированная, подчеркнул президент, исключительно на процветание "золотого миллиарда". Такая экономика, по мысли Путина, деструктивна и неустойчива: ущемление прав большей части жителей Земли неизбежно приведёт к попыткам восстановления справедливости: пока это всего лишь мигрантские волнения, но при худшем раскладе разделение мира на элиту и плебс может привести к "войне всех против всех".
Наша общая ответственность сегодня заключается в том, чтобы избежать такой перспективы, похожей на мрачную антиутопию, обеспечить развитие по иной, позитивной, гармоничной и созидательной траектории.
Драйверами этой ответственности Владимир Путин считает Россию и Китай. Он указывает, что именно эти страны успешнее других борются с бедностью: Китай за 30 лет сократил число бедных (имеющих доход менее 5,5 долларов в сутки по паритету покупательной способности) с 1,1 млрд до 300 млн, Россия за 20 лет – с 64 млн до 5 млн. В то же время в США наблюдается обратная динамика: если в 2000 году ниже уровня полной бедности жили 3,6 миллиона человек, то в 2016-м – уже 5,6 млн.
А ведь именно бедность, продолжил президент, является сейчас ключевым вызовом для всей планеты. Можно сколько угодно вести философские и идеологические споры, но основными приоритетами, настаивает Владимир Путин, остаются комфортное жильё, достойные зарплаты и пенсии, качественные медицина и образование. Но сейчас всё это доступно лишь малой доле землян.
Издержки концепции "золотого миллиарда" Путин видит и в отклике на главную угрозу дня: массовая вакцинация сейчас доступна лишь жителям развитых стран, что может ещё сильнее дестабилизировать наш и без того нестабильный мир. В мире начинается четвёртая промышленная революция, но у нас нет социальной готовности к её результатам. Миллиарды людей, и в первую очередь средний класс, могут попросту остаться без работы, и мир не знает, что делать с этой угрозой.
Пандемия лишь подсветила проблемы мирового сообщества, указала на самые уязвимые его места, и работать над решением проблем мы должны все вместе. Разобщённость, атомизация, тем более враждебность сейчас пагубны более чем когда бы то ни было в мировой истории, подчеркнул в своей давосской речи президент России.
Но едва ли так называемый цивилизованный мир пожмёт эту руку дружбы, протянутую над долгим бесплодным противостоянием. Слишком большие дивиденды даёт образ врага, тем более, что нынешний американский президент пришёл к власти на антирусской риторике. Но надежда всё же умирает последней.