Пронько представил цифры и факты. Кто зарабатывает на ковиде?
Вакцинация, ПЦР-тесты, борьба с ковидом – это не только, а порой не столько про медицину, сколько про крупный бизнес и огромные бабки. Только в минувшем году государство на эти цели потратило более 1,1 трлн рублей. Граждане из своих кошельков потратили ещё сотни и сотни миллиардов. Кто направляет денежные "ковидные" потоки?
2022-й – это очередной год, когда крупные фармацевтические компании зарабатывают не просто прибыль, а баснословную сверхприбыль.
Так, объём продаж вакцины Pfizer в 2021 году составит как минимум $15 млрд уже на основе подписанных сделок. Объём продаж вакцины Moderna составит почти $20 млрд в 2021 году, $12 млрд в 2022-м и $11,4 млрд в 2023-м, с учётом проведения принципа постоянной ревакцинации. За последний год акции Moderna выросли на 372%.
"Вакцинироваться должны даже граждане, у кого есть антитела. Таково мнение европейского регулятора и ВОЗ. Прямая выручка Pfizer в этом году - $15 млрд, AstraZeneca – $20 млрд, ЕС важно поддержать своего производителя, бизнес – ничего личного. Но зачем нам действовать по такому шаблону?" – отметил в беседе с Царьградом эксперт в области международного регулирования искусственного интеллекта и сквозных технологий ("Сколтех") Юрий Цветков.
Ещё один пример – ПЦР-тесты. Роспотребнадзор подготовил проект рекомендаций для работодателей по тестированию сотрудников на коронавирус. Как следует из документа, с которым ознакомились "Ведомости", проверять работников компаний, включая переболевших и привитых, будут в зависимости от размера штата.
"Я задавал вопрос о стоимости, цене производства экспресс-тестов, ПЦР-тестов. Помните, Татьяна Алексеевна мне сказала: "Я не знаю, сделайте запрос в Минпромторг", - отметил депутат Госдумы Олег Нилов. – Минпромторг мне отвечает: это коммерческая тайна. Олег Анатольевич, у нас с вами нет права разглашать коммерческую тайну, нормально мы общаемся? Я говорю, сообщите мне цену, по которой вы закупаете. Вы – штаб, вы – правительство, сообщили: 120-150 рублей. Я задаю вопрос дальше: почему 1500-2000 рублей для людей это стоит? Безделица! Кто на этом "нагревает руки"? Где ФАС? Где прокуратура? Я хочу задавать эти вопросы дальше".
Согласно данным газеты "Ведомости", Роспотребнадзор предлагает в организациях, в которых работает менее 500 человек, тестировать персонал два раза в неделю. Если на предприятии до 1000 человек, то тесты будут раз в неделю. В крупных организациях, где более 1000 сотрудников, проверка будет раз в две недели. Интересный момент в этой истории – в новых рекомендациях Роспотребнадзора не указано, за чей счёт планируется проводить тестирование сотрудников.
"Масса интересантов, и в мутной воде очень много желающих половить рыбку. И конечно, избыток информации, который, в общем-то, большинство людей уже давно отучил как-то критически мыслить, – пояснил свою позицию кандидат медицинских наук Алексей Хухрев. – Потому что эти кадры сыплются, сыплются, сыплются. В основном негатив, все дёрганые, все не имеют даже времени просто взять, сесть и подумать, понять, что происходит. Взять любой вирус из тех, которые вызывают ОРЗ, и начать его проверять. И каждые два часа сообщать: вот, заболело 10 тысяч, заболело 12 тысяч, заболело 15 тысяч! Сегодня побит очередной антирекорд. Вы понимаете, что это нервирует человека? А когда человек нервничает, бери его за хобот, да води – куда он денется".
Представители русского бизнеса опасаются, что рекомендации чиновников по ПЦР-тестированию могут стать обязательными. В "Опоре России" напомнили, что сейчас в малом и среднем бизнесе работает более 14 млн человек. Даже если учесть, что на удалённую работу переведено 30% сотрудников, тесты понадобятся минимум 10 млн, и это не считая ИП и самозанятых. Стоимость одного ПЦР-теста на COVID-19 в среднем составляет 2000 рублей, таким образом, затраты бизнеса могут составить как минимум 40 млрд рублей в месяц, или 480 млрд рублей в год!
"Количество тестов, проведённых два месяца тому назад, было порядка 220 млн, если не больше. Микробиолог Александр Гинцбург – шеф Центра имени Гамалеи, нервно курит в сторонке по сравнению с теми доходами, которые получают от тестирования. Это несравнимые деньги ни с вакцинацией, ни с остальными мероприятиями, которые проводятся у нас в стране, – подчеркнул врач-педиатр Игорь Кашаба. – Тесты копеечные, поверьте, это не те тарифы, которые мы видим, это пару сотен рублей".
Кстати, если посмотреть на доходы тех, кто так или иначе связан с антиковидной проблематикой, то их благосостояние постоянно растёт.
Так, если в 2018-м годовой доход Александра Гинцбурга составлял чуть более 6 млн рублей, то уже в "ковидный" 2020-й он увеличился в три раза и превысил уровень в 18 млн.
У вице-премьера Татьяны Голиковой доходы также выросли почти в три раза. В 2018-м они составляли чуть более 14 млн, а уже в 2020-м превысили отметку в 40 млн.
Рост доходов наблюдается и у главы Роспотребнадзора. Если Анна Попова в 2018-м недотянула до 11 млн в год, то уже в "ковидный" 2020-й имела более 18 млн.
Как видите, всё у этих людей благополучно.
"На ковиде зарабатывают многие бизнесы, многие государственные даже организации, необязательно коммерческие. Речь идёт и о фармкомпаниях, и о государственных, и о частных, – в нашей стране это менее актуально, а в мире, конечно, частных фармкомпаний много, – добавил в беседе с нами кандидат медицинских наук Николай Крючков. – Частные лаборатории, понятно, которые делают ПЦР-тесты, антигенные тесты, аптеки, которые продают соответствующие товары, и медицинские изделия, и лекарственные препараты, они тоже вполне себе хорошо зарабатывают. Кроме того, зарабатывают больницы, частные клиники, которые госпитализируют людей в условиях недостатка коек. Госпитализируют людей в хорошие госпитали, в хорошие больницы. Кроме того, мы не должны забывать о посреднических компаниях, которые помогают госпитализироваться в условиях дефицита коек. Поэтому все отрасли, связанные с ними, а также компании, которые работают с такими компаниями, они, соответственно, зарабатывают на ковиде. Но надо сказать, что для большинства компаний это не является определяющей статьёй дохода. Да, важной, но, наверное, не определяющей статьёй дохода, тем более для крупной компании".
Что с того?
Очевидно, что борьба с ковидом – не только про медицину, но и про гигантские денежные потоки, на которых сейчас отдельные фигуранты и игроки делают состояния. Очевидно и то, что многие деньги не доходят до адресата – до простого народа, а "пилятся" по пути. Прилипая к "влажным ручонкам" чиновников и главных врачей. Рано или поздно нынешняя ситуация закончится. И хочется верить, что силовой блок сможет дать чёткие ответы на вопросы – так кто же заработал на пандемии? И может быть, их стоит привлечь к ответственности? Пока это гипотеза.
Программа "Сухой остаток" выходит на "Первом русском" каждый будний день в 19:00. Не пропустите!