Программная ошибка? Почему русских становится всё меньше
Вице-премьер России Татьяна Голикова в 2020 году сообщила, что финансирование нацпроекта "Демография" до 2024 года составляет 4,7 триллиона рублей. В 2021 году сумма была увеличена на 691 миллиард. В декабре того же года Счётная палата пришла к выводу, что нацпроект "Демография" не способен выполнить поставленные цели и расходует средства неэффективно. Куда же уходят эти впечатляющие суммы, почему рождаемость в России, несмотря на этот нацпроект и другие программы поддержки, продолжает падать и почему многодетные семьи так раздражают чиновников в регионах?
Если ввести в поисковой строке слова "государственная поддержка многодетных семей", то интернет выдаст сотни страниц с красивыми, удобными списками. Национальные проекты, партийные, правительственные – сотни тысяч рублей гарантированно и даром на каждую семью, на каждого ребёнка, жилищные субсидии, льготы на ЖКХ. Но если вы спросите у большинства этих многодетных или просто молодых семей, смогли ли они воспользоваться предложением – вам ответят в лучшем случае горьким смехом.
Даёшь молодёжь
Одна из безнадёжных статей из списка господдержки – субсидирование покупки жилья для молодых семей. В каждом регионе сформирована очередь из тысяч желающих получить свой "угол" молодых семей. Люди стоят в ней годами и нередко успевают выйти из возраста молодёжи, прежде чем настанет их очередь. Татьяна Салихова (фамилия изменена – ред.) из Оренбурга поделилась с Царьградом своей историей:
Я так и не поняла, в чём заключается господдержка, откуда все эти торжественные отчёты чиновников. В очередь на получение жилья я встала, когда у меня второй ребёнок родился. И каждый год ездила по месту прописки за 200 километров, подвозила какие-то очередные справки. А очередь и не думала двигаться.
Сейчас Татьяна – уже многодетная мать. За годы ожидания, к сожалению, её льготный статус пополнился ещё и инвалидностью. Живёт она в областном центре на съёмной квартире и очень недобрым словом поминает свои попытки добиться той самой гарантированной поддержки:
Куда только не обращалась, губернатору писала. Я его неделю караулила с 5 утра возле кабинета. Через неделю наконец-то он меня принял и начал мне жаловаться, что вот мы тут ходим, а он болеет, таблетки при мне достал. После этой встречи мне пришёл ответ, что, оказывается, я никуда не записывалась и моих документов нет. Непонятно, куда делось всё то, что я каждый год возила.
После этого Татьяна заново собрала весь пакет требуемых справок, оформилась уже не через районную администрацию, а через МФЦ. Вскоре ей позвонили и сообщили, что у неё буквально один день, чтобы привезти последнюю справку, и её тут же запишут на получение квартиры.
На улице метель жуткая, а ехать нужно, как я говорила, за 200 километров. И детей оставить не с кем. Собрала я всех троих – и на вокзал. Приезжаем, а мне секретарь главы говорит: "Зря приехала",
– поделилась Татьяна.
Рассерженная многодетная мать – страшная сила. Она с сыном главы администрации в одном классе училась и знала, где найти местного начальника, если его нет в кабинете.
Нашла его. Сидел в машине, общался с местными мужиками. Я диктофон включила и стучусь в окошко. Он не открывает, отворачивается. Потом всё-таки вышел и объяснил, что субсидию для жилья должна софинансировать местная администрация из бюджета. А они уже весь бюджет распределили, и денег нет,
– рассказала Салихова.
Женщина вернулась в Оренбург, написала заявление в прокуратуру, снова губернатору, но отовсюду получила ответы о том, что всё происходящее – в рамках закона. А тут и возраст у Татьяны вышел из категории "молодёжь". И вылетела она из очереди. Осталась только льготная инвалидность.
Плюнула я на всё это и больше за такой господдержкой не хожу,
– подвела итог многодетная мать.
Если программа господдержки есть, регион обязан её реализовать. Ну или как минимум предпринять попытку. Программ поддержки молодой семьи на бумагах существует множество: "Молодёжи – доступное жильё", "Молодая семья", и это только из крупных. По замыслу авторов, в рамках обеих программ новая ячейка общества получает от государства субсидию до 40% от стоимости квадратных метров. Но эта сумма должна софинансироваться местным бюджетом. А там обычно денег всегда не хватает. Поэтому почти в каждом субъекте имеется своя "очередь позора", которая не двигается годами.
Что касается субсидий, в бюджете каждого региона заложены определённые суммы на эти обязательства. И зачастую эти суммы не покрывают потребности льготников. К тому же чем льготнее категория – тем быстрее дают жильё, то есть перед "обычными" льготниками вперёд постоянно выходят ещё более как бы незащищённые. Понимая, что вопрос не решить, чиновники начинают изматывать людей бесконечным сбором справок, утратой документов, процедурами рассмотрения заявок – в надежде, что люди или сами откажутся, или потеряют льготную категорию,
– поделился мнением по сложившейся ситуации глава МООЗПП "Гражданский патруль" Ростислав Антонов.
Антонов и сам многодетный отец, так что ситуация ему знакома не понаслышке и не только из жалоб, которые приходят в его общественную организацию. Общественник говорит, что из мер поддержки рождаемости на деле получить можно немногие.
Реально "работают" только маткапитал и те единоразовые выплаты, которые президент распорядился дать в период пандемии. История же Салиховой – наглядный пример того, что огромное количество чиновников тратят слишком много сил на бюрократию. Они принимают справки, куда-то регистрируют их, теряют и за это получают заработную плату. Там, где они задействованы, всё буксует. Они почему-то относятся к этим социальным выплатам, как к личным деньгам. От сердца отрывают. Я считаю, что государство должно работать с человеком напрямую. А высвободившуюся чиновную вертикаль можно будет отправить в реальный сектор экономики. Пусть уголь добывают и лес валят, приносят стране реальную пользу,
– резюмировал правозащитник.
Дом, который расстроил Джек
Ещё одно "слабое место" чиновников – сертификаты на строительство домов для многодетных семей. Надо отдать должное, с этим не так всё плохо, как с "молодёжной" очередью, и значительную часть проектов реализовать удалось. Но своя "доска позора" тут тоже есть. Причём практически в каждом регионе. Наглядным примером стала история из Оренбургской области, вызвавшая в своё время большой резонанс в СМИ.
Многодетная семья Цой из Новоорска получила сертификат на единовременную выплату на строительство дома. Вместе с материнским капиталом сумма получилась внушительная – 2 миллиона 226 тысяч рублей. Для районного центра так просто "космическая". Ольге рекомендовали заключить договор с фирмой "СтройКапитал". Да и сам подрядчик настойчиво предлагал свои услуги всем счастливым получателям сертификата на встрече в администрации. И многие подписали эти договоры.
А через год начались суды и скандалы. Подрядчик залил фундамент и поднял стены. На этом стройка встала. Ольга и Александр Цой писали в прокуратуру, в правительство, в местные СМИ. В самой компании на звонки никто не отвечал. Семья с четырьмя детьми ютилась в крошечном домике на две комнаты у свекрови. Семеро в двух комнатах аварийного дома.
Дом старый – 1965 года постройки. Раньше здесь река разливалась. Сейчас разливов нет, но дом трещит так, что страшно становится, – нижние венцы все сгнили. Пристройку пришлось делать, потому что сени развалились, чуть ребёнка не придавило,
– рассказывал тогда о своей ситуации журналистам многодетный отец Александр Цой.
И была бы эта история одним из многих дел о пострадавших многодетных семьях, если бы не одно "но": фирма "СтройКапитал" принадлежала местному депутату Владимиру Мирохину. После того как журналисты вытащили проблему на страницы СМИ, народный избранник сначала объявил себя жертвой политической травли как гордая, но не сломленная оппозиция, и опубликовал фото какого-то другого достроенного дома. Но журналисты поехали в Новоорск и проверили. Оказалось, что всё гораздо хуже: долгостроев и обманутых семей в районе несколько. И все они пытались дозвониться до строителя. Прокуратура выходила в суд в интересах несовершеннолетних детей Елизаветы Голованчиковой, которой "СтройКапитал" также не достроил дом, и выиграла процессы.
Суды шли несколько лет. Некоторые дома после многочисленных скандалов были сданы, в нескольких случаях была выплачена компенсация. Думаете, политической карьере Мирохина навредили скандалы? Ничуть. Он всё это время продолжал требовать от государства повысить количество льгот для молодых и многодетных семей от имени партии и даже стал на некоторое время временно исполняющим обязанности руководителя фракции в Законодательном собрании. Лишился этой должности в связи с тем, что был задержан за вождение в нетрезвом виде, но депутатом оставался до прошлых выборов в октябре 2021 года.
Проблема семьи Цой была решена благодаря тому, что на неё обратили внимание журналисты. Но она не исключительна. Во многих муниципальных советах депутатов есть представители строительного бизнеса. И уже многократно начиная с 2014 года прокуратура выходила в суд в интересах несовершеннолетних.
Кто там плачет на болотах, кто там стонет в городах?
Следующая провальная программа – выдача бесплатных земельных участков для многодетных семей. Федеральная часть программы исключительно рамочная, реальные условия прописывали регионы сами. И тут уж каждый изворачивался как мог. В Башкирии, например, земельный участок могут получить только семьи, доказавшие, что они малообеспеченные и нуждающиеся. И республиканское правительство отказывается отменять этот критерий, мотивируя тем, что регион не сможет всех обеспечить, а это испортит статистику. По информации правительства республики, в республике проживают более 50 тысяч многодетных мам, которые воспитывают 160 тысяч детей. В очереди на получение участка стоят 16 тысяч семей.
Крайне печальная ситуация с участками в Карелии. Почему-то тут муниципалитеты совсем не смогли найти место для многодетных. Мало того, что им предлагали участки без дорог и электричества, так ещё и зачастую просто в болоте. Каждый год депутаты республиканского парламента возмущённо удивляются на эту тему, но ничего не меняют в существующей ситуации. Дошло до того, что семьи начали самостоятельно искать себе участки, писать заявления и ждать ответа, можно ли им оформить землю на себя. Бывает и так, что, пока идёт ответ, выбранный участок успевает оформить на себя кто-то другой. В соцсетях многодетные создали свои группы и делятся опытом по поиску и оформлению. Сейчас в очереди на получение стоит 4,8 тысячи семей. За год количество многодетных увеличилось на 18%. Министр имущественных отношений республики Янина Свидская сообщила, что в 2021 году было выдано 288 земельных участков.
12 регионов решили, что могут себе позволить вместо земельных участков выплачивать денежные компенсации семьям. И суммы получились неравные. В Астраханской и Тульской областях, например, это 200 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге – 369 тысяч, в Ханты-Мансийске – 457 тысяч. Чиновники на местах мотивировали решение тем, что даже такие расходы регионам выгоднее, чем организация инфраструктуры на выделяемые участки. За полтора десятка лет реализации программы с этой задачей так и не удалось справиться.
В декабре 2021 года на своей большой пресс-конференции Владимир Путин обратил особое внимание на эту проблему.
Огромные деньги выделяются на развитие инфраструктуры. Нужно просто вписать эти потребности в реализацию проектов, о которых вы сейчас сказали. И в реализацию проектов инфраструктурного развития территорий. Я просто пометил для себя, обязательно такую задачу перед правительством поставлю и перед регионами, с тем, чтобы регионы ставили свои заявки на развитие, в том числе региональной дорожной сети,
– заявил глава государства.
Каждый год – новая схема
Отдельно стоит остановиться на мошеннических схемах, так или иначе лишающих семьи, в том числе и многодетные, столь необходимой им помощи по госпрограммам.
В 2020 году в Петербурге было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере при реализации нацпроекта "Демография". Даже два дела. В комплексном центре социального обслуживания населения Красносельского района выяснилось, что 327 миллионов рублей было потрачено на зарплаты сотрудникам. Причём были там и "мёртвые души" среди получателей. А незадолго до этого арестовали муниципального депутата Галину Ившину, обвинённую в мошенничестве по аналогичной схеме на 16,2 миллиона рублей. Она была замдиректора социального центра.
"Демография" кормит и подрядчиков строительства детских садов. По данным прокуратуры, в Ставропольском крае и в Самарской области строители завысили стоимость работ, что повлекло ущерб на несколько миллионов рублей.
На мошенничества обратил внимание и "Дом.РФ". Организация направила в Центробанк предупреждение о том, что сотни заявлений о софинансировании ипотеки для многодетных могут быть "недобросовестными".
Дело в том, что в 2019 году президент Владимир Путин анонсировал программу: до конца 2022 года многодетные семьи могут получить 450 тысяч рублей на погашение ипотеки. Оператором программы стал именно "Дом.РФ". И вот у оператора уже сложилась статистика "недобросовестных". Финансовые кооперативы практически официально перекупают право на обналичивание этой льготы. То есть они выплачивают многодетной семье небольшой заём, а потом договор предъявляют оператору на погашение. Многодетных при этом фактически обворовывают, ведь они имеют с этого договора в лучшем случае половину суммы. По данным оператора, за получением этой льготы в 2021 году обратились 28,5 тысячи заявителей. В 93% случаев прошение было удовлетворено, а из госбюджета выделено 12,15 миллиарда рублей. Сколько процентов от этой суммы реально дошло до многодетных? Ответ на этот вопрос есть у тех кооперативов, которые обналичивали займы.
Обналичивание маткапитала вообще стало одним из распространённых видов мошенничества. В интернете открыто висит масса объявлений, как сделать это "быстро и без проблем". Схема стала настолько массовой, что на сайтах всех региональных прокуратур в 2021 году появились разъяснения от имени ведомства: законного способа обналичить маткапитал не существует! Если вам предлагают схему, она по определению незаконна.
К сожалению, спрос продолжает рождать предложение, и интернет всё так же полон объявлений. В феврале 2021 года в Петербурге были арестованы члены группировки, которые занимались обналичкой семейного капитала в 11 регионах страны. Себе мошенники оставляли 45% от выделенной государством суммы. Схемы отработаны: покупка жилья у родственников посредством фиктивной сделки, приобретение недвижимости, которая вообще непригодна для проживания, перепродажа купленной недвижимости, оформление займа на сумму выше стоимости жилья с последующей выдачей на руки превышения с учётом комиссии кредитора. Много чего придумали.
Увы, многодетные семьи живут бедно. Они идут на это, потому что им нужны деньги, и надежд на другие программы поддержки не питают.
Что с того?
Учредитель канала Царьград Константин Малофеев ранее заявлял, что основная проблема демографической политики в России находится где-то "между народом и президентом", а региональные власти занимаются решением её задач спустя рукава, переключая внимание с главной проблемы.
Поэтому они (чиновники – ред.) отчитываются нам квадратными метрами, освоенными рублями, километрами, тоннами – чем угодно. Но не демографическими показателями. То есть людей нет в отчётности. Сколько человек должно родиться – нет такого показателя. Он должен быть введён,
– высказался по этому поводу Константин Малофеев.
И подчеркнул, что демография должна стоять во главе государственной политики во всём. В том числе – в бюрократических отчётах.