Прежней жизни не будет: Неожиданная Патриаршая проповедь о миллиардах
Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые за долгое время коснулся темы "церковных миллиардов". С чем это связано? Несомненно, с новой фазой антицерковной информационной войны. Но не только.
Честно говоря, давно не слышал столь эмоциональной Патриаршей проповеди. Хотя прошедший Ильин день очевидно к этому побуждал и даже обязывал. И не только потому, что пророк Илия – Небесный покровитель Воздушно-десантных войск. Как известно, этот Божий пророк в своей земной жизни был совсем неполиткорректен и уж точно "нерелигкорректен". Так, именно он собственноручно казнил жрецов Ваала, распространявших в ветхозаветном Израильском царстве идолопоклонство.
Новозаветная Церковь во многом иная – воинствующая, но милосердная, однако это не значит, что имеем право быть равнодушными до теплохладности. Подобно тому, как многие западно-христианские исповедания уже давно готовы "благословлять" и "освящать" любую мерзость вплоть до однополых "браков". Лишь бы это позволяло им вписываться в "уютную" систему современного мира с её отнюдь не духовными, а вполне материальными "бонусами".
Собственно, именно об этом Патриарх Кирилл и высказался в своей последней воскресной проповеди 2 августа в московском храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке. Попутно рассказав чрезвычайно интересный эпизод из своей жизни – беседы с одним архиереем нашей же Церкви:
Мы летели с ним из одной страны в другую – он в то время работал за границей, а я был председателем Отдела внешних церковных связей. И он мне так по-братски (а мы давно с ним были знакомы) говорит: "Владыка, ну помогите, пожалуйста, деньгами, нам очень трудно". Я сказал: "Ну, мы же вам перечисляем деньги". "Да нет, Вы из своих помогите". Я поднапрягся, говорю: "Что значит из своих?" – "Слушайте, у Вас же шесть миллиардов долларов". Я посмотрел на этого владыку и говорю: "Ты не шутишь?" – "Да нет". Значит, этот бред достиг сознания архиерея, и он в него поверил.
Беседа характерная. Причём больше даже не для вчерашнего, а для сегодняшнего дня. Именно сейчас, когда после месяцев добровольно-принудительной "самоизоляции" с закрытием храмов для верующих абсолютное большинство приходов и священнослужителей оказались на грани разорения, наши "доброжелатели" начали с особым рвением считать церковные "миллиарды". И было бы лукавством говорить, что мы, люди Церкви, сами не давали повода ищущим повода.
"Мерседес" матушки игуменьи
Увы, пример "монахини на мерседесе С-класса", настоятельницы московского Покровского монастыря матери Феофании ещё долго будет аукаться тысячам простых "попов без "мерседесов". Наших зачастую многодетных батюшек, чьё служение столь же важно духовно, сколь тяжело физически. Автор этих строк прекрасно знает священнический труд. Даже столичные священнослужители имеют весьма и весьма скромный доход при чрезвычайно высокой загруженности и ответственности, и даже настоятели большинства московских приходов уж точно не могут позволить себе автомобиль представительского класса. А потому случай с игуменией Феофанией, чей монастырь, несомненно, самый богатый во всей Русской Православной Церкви (исключительно благодаря пребыванию в нём мощей широко почитаемой далеко не только среди верующих блаженной Матроны Московской), это прискорбное исключение из общего правила.
Святейший Патриарх Кирилл и игумения Феофания. Фото: patriarchia.ru
Напомню, Патриарх Кирилл благословил (читай – приказал) матери игумении продать "мерседес" и раздать вырученные средства на благотворительные нужды. На настоящий момент не владею информацией, исполнено ли предписание Святейшего, но сомнений в том, что это будет сделано, нет. Но, как говорится, "ложечки нашлись, а осадок остался". И именно поэтому Предстоятелю Русской Церкви пришлось затронуть тему "церковных миллиардов" в ходе последней воскресной проповеди. "Миллиардов" мнимых, однако очень сильно будоражащих воспалённое сознание современного общества. И множащих слухи и сплетни вокруг церковной действительности. На чём Патриарх остановился особо:
Всё, что говорят и пишут, – это чаще для того, чтобы мы перестали говорить Божию правду. Как только мы станем говорить то, что приятно слышать сильным мира сего, никакой критики в адрес Церкви не будет. Всё моментально исчезнет, на руках носить будут. Но тот факт, что Церковь сегодня на руках не носят, – хоть она существует в условиях свободного государства, по милости Божией нет никаких гонений или ограничений нашей деятельности, – это и есть свидетельство того, что Церковь, подкрепляемая силой Божественной, стремится и сегодня тихим голосом обращаться к людям со словом, исполненным Божественной правды.
Но проблема, конечно, не только в "сильных мира сего". Как "сильным", так и "слабым" людям современного мира Церковь "плоха", в первую очередь, тем, что говорит (действительно, очень тихо, без надрыва) самые элементарные вещи: не спи с чужой женой/мужем, не убивай своих детей и не развращай чужих. Даже "не укради" и то редко, даже регулярно ходить на богослужения, поститься, исповедоваться и причащаться Церковь уже давно никого не принуждает. Как и надевать платок и юбку женщинам и брюки вместо шортов мужчинам при входе в большинство храмов. Но просто порой говорит "неудобные" вещи о том, что грех – это грех. И уже за одно это Церковь... ненавидят. И в качестве самооправдания активно ищут "попов на "мерседесах" и патриаршие "миллиарды".
Подлинные образы Русской Церкви: инок и схимник. Фото: Официальный сайт Святогорской Лавры
Консервативное обновление Русской Церкви
Но стоит признаться откровенно, в первую очередь, самим себе: вчерашняя проповедь Патриарха Кирилла наглядно обнажила не только проблемы и грехи современного мира, но и то, что сама Русская Православная Церковь в "постковидных" условиях уже не сможет жить по-прежнему. Разумеется, речь не о церковных реформах, упаси Бог. Но, как очень точно в одном из интервью Царьграду сказал известный православный пастырь и проповедник, настоятель Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев), нам крайне важно возродить исконную общинную жизнь нашей Церкви:
Это возвращение к подлинной общинности. Когда каждый прихожанин является фиксированным членом своей общины, со всеми вытекающими правами и обязанностями по содержанию своего храма. Когда священник не просто "эффективный менеджер", а по-настоящему духовный отец для своих прихожан, который знает всех. Когда епископ – это истинный отец отцов, родной своей епархии человек.
Думается, сегодняшний момент для этого не просто лучший, но тот самый, когда необходимо поспешить, иначе будет поздно. Ведь чуть больше столетия назад, накануне Первой мировой войны и дальнейших революционных потрясений многим искренне казалось, что у нас, в Государстве Российском и Церкви Русской, всё в полном порядке, мы находимся на пике. И тем больнее было падать. Повторю свою любимую скорбную фразу: забеги по кровавым граблям пора заканчивать. А для того, чтобы устоять, нужно держаться корней.