Преподобномученик Феодор (Богоявленский)
19 июля – память преподобномученика Феодора (Богоявленского)
Высоко-Петровский монастырь. Эта московская обитель в 2015 году отметила свой 700-летней юбилей. Так, семь веков назад в Москву впервые приехал Небесный покровитель и создатель этого монастыря святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси. А шесть столетий спустя, в богоборческие годы, именно Высоко-Петровская обитель стала духовным центром тайных общин, бесстрашно сохранявшим монашескую жизнь в условиях гонений.
ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ
"В 1918 году Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт. Однако в течение нескольких лет после революции обитель продолжала свое существование. Более того, при ее общине продолжала действовать подпольная Московская духовная академия. Осенью 1923 года в монастыре возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил для служения в монастырских храмах часть братии закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни..."
Среди монахов Высоко-Петровской обители того страшного времени многие пополнили сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. В их числе – один из последних пострижеников общины этого монастыря преподобномученик Феодор (Богоявленский).
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО)
"Преподобномученик Феодор (в миру – Олег Богоявленский) родился 26 декабря 1905 года в Тегеране в семье русского консула в Персии. Когда Олегу было 5 лет, его отец, Павел Георгиевич, был убит персами, и мать, Ольга Петровна, с тремя малыми детьми вернулась в Россию. В 1923 году юноша поступил на медицинский факультет Московского университета. Но в 1926 году Ольга Петровна тяжело заболела, и Олегу пришлось уйти с 4-го курса университета, чтобы поступить на работу. А год спустя, после смерти матери, Олега взяли на военную службу, по возвращении с которой он ушел в Высоко-Петровскую обитель..."
Монашеский постриг и диаконский сан отец Феодор (Богоявленский) принял в годы, когда община Высоко-Петровского монастыря была уже изгнана из его святых стен. И будущий новомученик стал ярким примером, что и вне монастырских келий можно оставаться настоящим монахом.
Как подчеркнул в беседе с +Царьградом+ наместник возрожденного Высоко-Петровского монастыря игумен Петр Еремеев:
"Находясь в миру, и совершая свой подвиг в период уже расцвета советской власти, он собранно внутренне совершает удивительный подвиг постника и аскета, в своем сердце, в своей душе. Внешне ничем не примечательный человек внутри совершает подвиг пустынника, и городская суета, городской шум не застилают его духовный путь к совершенствованию..."
Более того, уже после первого ареста, пройдя тюрьмы и лагеря, в трагическом 1937-м иеродиакон Феодор решается принять священнический сан, который в те годы практически без исключений означал одно: неизбежность мученического венца. Отец Петр (Еремеев) отмечает:
"Чувствуя призвание сердца, вместе с тем он советуется со своими родными и близкими. И Ольга Павловна, его сестра, молится у иконы Божией Матери Казанской, семейной иконы, и получает осязаемый ответ от Божией Матери: "Вземшийся за орало, да не зрит вспять", евангельские слова. И она от сердца своего, любящего брата и вместе с тем верующего сердца, она пересказывает эти услышанные слова. И уже сомнений не остается, отец Феодор налагает на себя бремя пастырского служения перед лицом безусловно ареста и будущего мученичества..."
Высоко-Петровский монастырь
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО)
"Годы священнического служения иеромонаха Феодора были недолгими. В день начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, власти выписали ордер на арест батюшки. Следствие продолжалось около двух лет. К февралю 1943 года благодаря стойкости отца Феодора были освобождены все, кто привлекался по его делу. Лишь 26 июня особое совещание при НКВД постановило приговорить измученного священника к пяти годам ссылки в Красноярский край. Но суровые условия тюремного заключения и пытки сокрушили его здоровье: преподобномученик Феодор скончался в тюрьме города Балашова 19 июля 1943 года..."
И хотя батюшка был погребен в безвестной могиле, а потому обрести его честные мощи не представляется возможным, память этого святого высоко почитается во всей Русской Церкви. И особенно в местах его служения и подвига, центральным среди которых является московская Высоко-Петровская обитель.