Потерялся ребенок? На помощь придет волонтерский спецназ
С июня в Москве начнёт работу ситуационный центр по поиску пропавших детей. Искать ребят, ушедших из дома или потерянных родственниками, теперь станет намного легче
Об этом на встрече с журналистами рассказала Елена Мильская, председатель попечительского совета Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям.
Мы помогаем региональным отрядам волонтёров: покупаем автомобили, оснащённые навигацией, выдаём им рации, планшеты. Более того, Российский университет спецназа разрабатывает им специальную экипировку для походов в лес, в город. Даже МЧС и МВД говорят, что они заинтересованы в нашем Национальном центре, потому что они понимают: если это волонтёр, обученный у нас, то они могут спокойно их брать с собой на поисково-спасательные операции»,
— поделилась Елена Мильская.
Как показывают социальные эксперименты, потеряться может ребёнок даже из благополучной семьи и даже в том случае, когда родителям кажется, что они всё рассказали малышам об опасностях общения с незнакомцами. Новосибирское отделение Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям сняло документальную короткометражку.
По договорённости с родителями профессиональные актёры в роли незнакомцев без труда уговорили детей пойти с ними. Сладости не понадобились: малыши соглашались идти с чужими дядями и тётями из альтруизма — просто чтобы помочь своим близким.
Риск пропажи ребёнка не уменьшается и по мере его взросления. Три дня назад в Мурманске счастливо завершилась история с Лерой Бугрименко. Её искали почти неделю. 15-летняя девочка ушла из дома ещё 17 мая. Познакомилась на улице с неизвестной жительницей Мурманска, заночевала у неё, а затем исчезла. На третьи сутки тётя подростка обратилась в территориальное подразделение Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям. Следственный комитет к тому времени уже возбудил уголовное дело по статье «убийство», ведь девочка ушла с незнакомым человеком.
Семейное образование: Возрождение традиции
Волонтёры территориального подразделения изготовили объявления, расклеили их на улицах Мурманска, разместили в соцсетях. Добровольцы дежурили в местах, где собирается молодёжь, искали в торговых центрах, больницах. Часто сил МВД, участковых и МЧС недостаточно для таких обширных мероприятий. В поисках Леры рассматривали даже возможность поехать за ней в Ростовскую область и на территорию Украины. К счастью, волонтёры поработали на славу, Лера нашлась, живая и здоровая. Но так бывает не всегда.
Как отмечает Елена Мильская, в таком деле важны оперативность поисков, их масштабность и, что особенно важно, подготовленность добровольцев. Нередко бывает такое, что неопытные волонтёры сами теряются во время спасательных операций, например, в лесополосе или на водоёмах.
Поэтому нами было принято решение обучать добровольцев. Я заключила соглашение с Чеченской Республикой, с Рамзаном Кадыровым, на базе Российского университета спецназа в Гудермесе начинает работать уникальный для России образовательный центр, который будет обучать волонтёров тактико-поисковым операциям, оказанию первой медицинской помощи, умению обращаться с техническими средствами. Будем учить и кинологов, и работе на водоёмах, пользоваться эхолотами, квадрокоптерами, поскольку, если мы берём Камчатку, там сопки, если лесополоса, там дроны»,
— прокомментировала Елена Мильская.
Предполагается, что подготовленные в Общероссийском учебном центре для волонтёров добровольцы в свою очередь научат поисково-спасательным мероприятиям своих коллег из разных регионов страны. Ведь тренировать их будут асы спецназа, опытные инструкторы, владеющие искусством розыска террористов. Обучение волонтёров из территориальных подразделений Национального центра помощи пропавшим детям начнётся уже в июле этого года. Курсы пройдут добровольцы из поисково-спасательных отрядов ряда субъектов Российской Федерации. С другими регионами Национальному центру ещё предстоит заключить аналогичные соглашения.
За прошедший год в России количество обращений граждан по факту пропажи детей сократилось на треть. Большая победа, как отмечает Елена Мильская, достигнута в том числе благодаря огромной профилактической работе, которую центр ведёт совместно с МВД и МЧС России. Волонтёры проводят встречи с родителями, учителями, воспитателями. Организуют тренинги и обучающие игры «Как не стать "потеряшкой"». В ближайшее время Национальный центр начнёт совместную работу с министерством образования и науки: по желанию родителей в школах будут проводиться внеклассные часы, посвящённые профилактике ухода детей из дома и учреждений. В Москве такие обучающие программы можно заказать, обратившись в Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям. В регионах — в его территориальные подразделения. К счастью, в стране их становится всё больше.
Фото: Maksim Fesenko / Shutterstock.com
В июне этого года при поддержке мэра Москвы Сергея Собянина планируется запуск ситуационного центра. Пять операторов будут круглосуточно получать звонки со всей страны и оперативно передавать информацию поисковым отрядам. Специалисты ситуационного центра смогут найти ребёнка, оперативно просмотрев видеозаписи камер наружного наблюдения. В режиме онлайн операторы будут видеть всех волонтёров и координировать их работу, в случае необходимости подключая дополнительные ресурсы.
Кроме того, Национальный центр в рамках программы «Область здоровья» помогает тяжелобольным и пострадавшим детям из регионов пройти медицинское обследование и получить квалифицированную помощь в лучших московских клиниках. Так, в начале мая состоялся выезд врачей Детской городской клинической больницы им. З. А. Башляевой в Омскую область. Врачи осмотрели более 500 детей. 61 ребёнок, которому требуется срочная помощь, отправится на лечение в Москву.
В рамках программы «Область здоровья» уже помогли 3,5 тысячам детей по всей стране, а также ребятам из Донецкой и Луганской народных республик. Нужно заметить, что транспортные расходы даже на родителей оплачиваются из средств Национального центра и меценатов.